Реактивная гидроавиация: закат легенды
Данный материал выкладывается на сайт из блога коллеги youroker-а на сайте warhead.su.
Содержание:
В межвоенный период гидроавиация почти на равных соревновалась с самолётами наземного базирования. В ходе Второй мировой войны гидросамолёты показали себя неплохо, а наступление реактивной эпохи только способствовало их расцвету. Но уже к 60-м годам про «летающие лодки» практически забыли. Почему произошёл этот крах, и может ли ситуация измениться?
Проигранная гонка
Гидроавиация родилась почти одновременно с авиацией обычной и долгое время не просто не отставала, но иногда даже перегоняла наземных коллег. В Первую мировую стало ясно, что самолёты-амфибии незаменимы как морские разведчики, имеют неплохой потенциал как бомбардировщики и торпедоносцы, и даже могут применяться как истребители. Межвоенный же период стал настоящей золотой эрой гидроавиации.
![В 20-е годы 20-го века казалось, что гидроавиация почти победила наземных коллег и скоро вступит в настоящее противоборство с флотом, в том числе и догнав корабли и по размерам](https://alternathistory.ru/wp-content/uploads/2020/02/reaktivnaya-gidroaviatsiya-zakat-legendy-01.jpg)
В 20-е годы 20-го века казалось, что гидроавиация почти победила наземных коллег и скоро вступит в настоящее противоборство с флотом, в том числе и догнав корабли и по размерам
Амфибии было проще увеличивать в размерах, чем их наземных коллег. Самые роскошные и большие авиалайнеры были именно летающими лодками. Более того, рекорд скорости долгое время принадлежал гидросамолёту Macchi M.C.72, который в 1934 году взял рубеж в 700 километров в час. Для наземных самолётов той эпохи это были недостижимые цифры. Неудивительно, что многие теоретики предсказывали отход обычной авиации на второй план — в пользу самолётов-амфибий.
Вторая мировая показала, что эти прогнозы были слишком оптимистичными. Но хоть главная роль в войне принадлежала обычным летающим машинам, гидроавиация всё равно показала себя хорошо, особенно в ходе боевых действий на Тихом океане. Уже никто не предсказывал, что гидросамолёты потеснят самолёты обычные, но никто не сомневался в безоблачной судьбе амфибий. Однако приход реактивной эпохи смешал все карты.
Казалось бы, ничего сложного тут нет — просто поставить вместо поршневых двигателей реактивные, и всё в порядке. Именно по такому принципу и были выполнены первые проекты реактивных гидросамолётов. Но всё было совсем не просто.
![Saunders-Roe SR.A/1 — британский экспериментальный гидроистребитель 1947 года. Компоновка не отличалась от реактивов той поры, а надёжность была крайне низкой. Потом воздухозаборник пытались переделать, но проект уже не вызвал интереса у военных](https://alternathistory.ru/wp-content/uploads/2020/02/reaktivnaya-gidroaviatsiya-zakat-legendy-03.jpg)
Saunders-Roe SR.A/1 — британский экспериментальный гидроистребитель 1947 года. Компоновка не отличалась от реактивов той поры, а надёжность была крайне низкой. Потом воздухозаборник пытались переделать, но проект уже не вызвал интереса у военных
Реактивный двигатель очень не любил попадания воды в камеру сгорания, а избежать этого при взлёте и посадке на воду довольно сложно. Можно было экранировать сопло от брызг крылом или фюзеляжем, или же спроектировать воздухозаборник специальной формы, чтобы туда не попадала вода. Всё это требовало дополнительных исследований.
![Convair Skate — проект американского гидроистребителя, предшественника F2Y SeaDart. Необычное расположения воздухозаборников объясняется именно желанием экранировать их от попадания воды](https://alternathistory.ru/wp-content/uploads/2020/02/reaktivnaya-gidroaviatsiya-zakat-legendy-04.jpg)
Convair Skate — проект американского гидроистребителя, предшественника F2Y SeaDart. Необычное расположения воздухозаборников объясняется именно желанием экранировать их от попадания воды
Проблемы вызывала и гидродинамика, ведь реактивные самолёты взлетали и садились на скоростях куда больших, чем их поршневые предки. А в полёте «водные» формы фюзеляжа лишь вредили, снижая скорость, увеличивая расход топлива и негативно сказываясь на манёвренности. От поплавков вообще пришлось отказаться — они слишком сильно мешали на больших скоростях. Ставку решили сделать на схему «летающая лодка». Тем не менее, интерес к гидроавиации продолжил расти.
![Проблему несоответствия аэродинамики и гидродинамики пытались решить. Например, в Convair предложили проект сверхзвукового бомбардировщика со сбрасываемым поплавком-фюзеляжем. Изображение из архива Роберта Бредли](https://alternathistory.ru/wp-content/uploads/2020/02/reaktivnaya-gidroaviatsiya-zakat-legendy-05.jpg)
Проблему несоответствия аэродинамики и гидродинамики пытались решить. Например, в Convair предложили проект сверхзвукового бомбардировщика со сбрасываемым поплавком-фюзеляжем. Изображение из архива Роберта Бредли
К чёрту аэродромы, будем летать с воды!
Реактивные двигатели принесли с собой не только много пользы, но и некоторые серьёзные проблемы. Наверное, главной занозой были возросшие требования к аэродромам. Реактивные самолёты выросли в размерах и плохо летали на малых скоростях — а значит, им требовалась длинная взлётно-посадочная полоса, желательно — хорошего качества. Строительство их требовало много денег, времени, а главное, они были уязвимы.
Один удачный налёт противника — и пока полосу не отремонтируют, ничего с неё не взлетит.
Не меньше проблем было и на море — реактивные самолёты еле-еле влезали на самые большие авианосцы, и то — часто взлетая и садясь на пределе, рискуя вылететь за борт.
![На воде было безопасно базировать и ядерную авиацию, особенности если вынести базы на далёкие острова или в океан. Если случится авария — ничего страшного. На картинке проект бомбардировщика летающей лодки с ядерной силовой установкой фирмы Northrop](https://alternathistory.ru/wp-content/uploads/2020/02/reaktivnaya-gidroaviatsiya-zakat-legendy-06.jpg)
На воде было безопасно базировать и ядерную авиацию, особенности если вынести базы на далёкие острова или в океан. Если случится авария — ничего страшного. На картинке проект бомбардировщика летающей лодки с ядерной силовой установкой фирмы Northrop
Гидроавиация стала отличным решением проблем — причём не только для флота, но и для обычных ВВС, особенно для стратегических бомбардировщиков. На море длина взлётной полосы не ограничена; надо разгонятся километр или два — никаких проблем. Вражеский налёт не сможет навредить водной глади — а значит, самолёт всегда сможет взлететь и приземлиться.
Для моряков было важно, что гидроавиацию могут нести не только авианосцы, но и почти любые корабли, вплоть до переделанных гражданских транспортов. Просто спусти его на воду — а после подними на борт. Так можно и деньги сэкономить на строительстве дорогостоящих авианосцев, и обеспечить весь флот воздушным прикрытием.
![Летающая лодка Martin P6M Sea Master была важна для флота США по политическим причинам. Она должна была стать главным носителем флотского ядерного оружия, ответом на В-52 у ВВС. Но это место заняли крылатые, а затем баллистические ракеты на подлодках](https://alternathistory.ru/wp-content/uploads/2020/02/reaktivnaya-gidroaviatsiya-zakat-legendy-07.jpg)
Летающая лодка Martin P6M Sea Master была важна для флота США по политическим причинам. Она должна была стать главным носителем флотского ядерного оружия, ответом на В-52 у ВВС. Но это место заняли крылатые, а затем баллистические ракеты на подлодках
Для стратегической авиации было важно, что бомбардировщик-амфибию ничто не ограничивало в разбеге — он мог быть и два, и три километра, если бы потребовалось. Кроме того, стратегические гидросамолёты было проще рассредоточить.
Обычный тяжёлый бомбардировщик может базироваться лишь на очень ограниченном количестве баз, и все их легко накрыть ядерными ударами. А вот «гидростратег» можно разместить на любой реке, на озере, в бухте на побережье — в общем, везде, где есть достаточное количество воды. И чтобы накрыть все возможные места базирования — никаких ядерных зарядов не хватит.
![Особое внимание стратегическим бомбардировщикам-амфибиям уделяли в СССР — из-за большой уязвимости перед американским ядерным оружием. Один из таких проектов — составной сверхзвуковой бомбардировщик/разведчик А-57, спроектированный Робертом Бартини](https://alternathistory.ru/wp-content/uploads/2020/02/reaktivnaya-gidroaviatsiya-zakat-legendy-08.jpg)
Особое внимание стратегическим бомбардировщикам-амфибиям уделяли в СССР — из-за большой уязвимости перед американским ядерным оружием. Один из таких проектов — составной сверхзвуковой бомбардировщик/разведчик А-57, спроектированный Робертом Бартини
В пятидесятых по обе стороны железного занавеса шло проектирование реактивных боевых гидросамолётов, причём по достаточно схожему пути. Сначала предполагалось создать гидроистребитель и патрульный самолёт/разведчик. Потом планировали перейти к созданию сверхзвуковых машин — перехватчика и стратегического бомбардировщика.
![Бе-10 во многом напоминал американский проект P6M Sea Master, но был больше заточен под патрулирование и охоту на подводные лодки](https://alternathistory.ru/wp-content/uploads/2020/02/reaktivnaya-gidroaviatsiya-zakat-legendy-09.jpg)
Бе-10 во многом напоминал американский проект P6M Sea Master, но был больше заточен под патрулирование и охоту на подводные лодки
![Советские проекты гидроистребителей, в отличие от американского F2Y Sea Dart, до реализации так и не дошли](https://alternathistory.ru/wp-content/uploads/2020/02/reaktivnaya-gidroaviatsiya-zakat-legendy-10.jpg)
Советские проекты гидроистребителей, в отличие от американского F2Y Sea Dart, до реализации так и не дошли
В середине 50-х первые прототипы стали выходить на испытания. В 1953 году полетел Convair F2Y Sea Dart — сверхзвуковой гидроистребитель (изначально он проектировался как дозвуковой, но быстро стало ясно, что время таких машин прошло). В 1955 году полетел патрульный Martin P6M Sea Master, в 1956-м — его коллега из СССР Бе‑10.
Крах гидроавиации
Все три машины проходили испытания достаточно неплохо, но и не без проблем. Оказалось, что посадка реактивного гидросамолёта на воду на порядок сложнее, чем посадка на взлётную полосу. Даже пилот высокой квалификации имел все шансы разбить машину, что уж говорить о новичках. Из-за попадания брызг воды двигатели часто сбоили и быстро изнашивались, и это добавляло проблем обслуживающему персоналу. А главное — стало ясно, что гидросамолёт всё равно уступал своим аналогам наземного или авианосного базирования.
При прочих равных он нёс меньше груза, летал на меньшую дальность и был менее манёвренным.
Тот же Sea Dart имел хоть какие-то шансы в воздушном бою разве что против дозвуковых истребителей, всем остальным он гарантированно бы проиграл.
![Последняя известная попытка создать истребитель-амфибию — проект Lockheed Hydro Star, середины 70-х годов. Самолёт значительно уступал даже первым самолётам четвёртого поколения и потому интереса не вызвал](https://alternathistory.ru/wp-content/uploads/2020/02/reaktivnaya-gidroaviatsiya-zakat-legendy-12.jpg)
Последняя известная попытка создать истребитель-амфибию — проект Lockheed Hydro Star, середины 70-х годов. Самолёт значительно уступал даже первым самолётам четвёртого поколения и потому интереса не вызвал
Более того — программа развития гидроавиации была слишком дорогой, и не только из-за самолётов. Хоть для них и не надо было строить взлётные полосы, требовались береговые базы, специальные корабли-носители — и всё это надо было создавать с нуля за большие деньги. При этом инфраструктура для обычных самолётов уже была готова, и её надо было лишь поддерживать и потихоньку улучшать.
К концу 50-х американцы полностью потеряли интерес к гидроавиации и свернули все проекты. В СССР Бе-10 всё же приняли на вооружение, но выпустили меньше трёх десятков и достаточно быстро сняли с вооружения — вместо него приняли турбовинтовой Бе‑12.
Кроме того, турбовинтовые патрульные летающие лодки использовали Китай и Япония.
![В Японии военные до сих пор используют только турбовинтовые летающие лодки. Но были попытки создать и полноценные реактивные машины с необычными решениями. Так, в проекте ASR-544-4 для посадки и взлёта с воды использовалась надувная воздушная подушка](https://alternathistory.ru/wp-content/uploads/2020/02/reaktivnaya-gidroaviatsiya-zakat-legendy-13.jpg)
В Японии военные до сих пор используют только турбовинтовые летающие лодки. Но были попытки создать и полноценные реактивные машины с необычными решениями. Так, в проекте ASR-544-4 для посадки и взлёта с воды использовалась надувная воздушная подушка
Несмотря на столь явный провал, разные фирмы пытались воскресить идею реактивного гидросамолёта. Выдвигались самые необычные проекты — от гигантских транспортных летающих лодок до гидроистребителей (последний подобный известный проект датируется серединой 70-х). Но итог всегда был один.
Слишком сложно, слишком дорого, не имеет значимых преимуществ перед аналогами.
При этом небольшие винтовые гидросамолёты, особенно в частном секторе, продолжали спокойно существовать. Да, они не могли похвастаться крутыми лётно-техническими характеристиками или рекордами, но в своей узкой нише до сих пор практически незаменимы.
![В рамках разработки противопартизанского штурмовика/разведчика LARA исследовали возможность оснастить его поплавками — для базирования на реках. Но потери в ЛТХ были слишком большие, и от идеи отказались](https://alternathistory.ru/wp-content/uploads/2020/02/reaktivnaya-gidroaviatsiya-zakat-legendy-14.jpg)
В рамках разработки противопартизанского штурмовика/разведчика LARA исследовали возможность оснастить его поплавками — для базирования на реках. Но потери в ЛТХ были слишком большие, и от идеи отказались
Лишь в середине 80-х в СССР снова создали боевой реактивный гидросамолёт. Летающая лодка А-40 должна была заменить уже устаревшие винтовые Бе-12 и стать первым серийным представителем своего рода. На ней вроде бы удалось решить проблемы с посадкой и с живучестью моторов (по крайней мере, по заверениям разработчиков), ведь наука и техника на месте не стояли. Но СССР развалился — и проект снова оказался никому не нужен.
Лишь упрощённый спасательный/пожарный вариант Бе-200 всё же удалось довести до мелкосерийного производства; было и несколько зарубежных заказов. А в этом году даже полетел первый гидросамолёт, заказанный для ВМФ России.
Пока реактивная гидроавиация по-прежнему находится на грани исчезновения. Некоторые работы идут в Китае, ходят слухи про японские проекты, а в КБ Бериева мечтают о возрождении проекта А-40. Но есть ли на самом деле у военной гидроавиации хоть какой-то шанс — или её окончательный закат неизбежен?
источник: https://warhead.su/2020/02/22/reaktivnaya-gidroaviatsiya-zakat-legendy