Развитие отечественных РСЗО. Часть 5. Град

16

Все части цикла

Что представляет себе обыватель при слове РСЗО? Кто интересуется Второй мировой с большой вероятностью вспомнит Катюшу. Кто больше склоняется к послевоенной технике – Град. Он стал настолько массовым, что сложно представить конфликт с применением советского вооружения, где не будет этой боевой машины. Конечно же, такая удачная конструкция получила огромное количество модификаций, повлияла на дальнейшее развитие РСЗО. Даже спустя десятилетия Град продолжает оставаться востребованным в войсках. Про становление этой замечательной системы и пойдёт речь ниже.

Разработка нового реактивного снаряда стартовала в 1957 году. Военные хотели получить современную РСЗО для дивизий – М-13 явно устарели, да и не так давно принятая на вооружение БМ-14 не отвечала запросам армии. Работы над РС велись в НИИ-147 под руководством А.Н. Ганичева. С 58-го свою машину 2Б5 под неуправляемые зенитные ракеты Р-115 Стриж от НИИ-1 стали делать в СКБ-203 (главный конструктор А.И. Яскин), которые как раз закончили создание БМ-14-17. Руководство решило объединить работы. 12 марта 1959 года были подписаны тактико-технические требования к дивизионной полевой реактивной системе Град. Дальность стрельбы должна составлять не менее 20 км, кучность по дальности – не более 1/130, по направлению – не более 1/200. Вес снаряда – не более 60 кг при 5 кг заряда ВВ. Предъявлялись жёсткие требования по надёжности и удобству эксплуатации в самых экстремальных условиях (например, в зоне применения ОМП). Шасси – колёсное, высокопроходимое, обеспечивающее высокую мобильность (из-за этого требования отклонили вариант на прицепе). Пусковая должна иметь не менее 30 направляющих минимально возможно длины и быть поворотной. Общий вес установки – 10-12 т. Требования по дивизионной РСЗО стали жёстче чем те, которые всего лишь 7 лет назад не смогли выполнить по отдельности сразу на трёх системах! Головной организацией стал НИИ-147, занимавшийся ещё и разработкой корпуса снаряда. СКБ-203 работало над установкой, НИИ-6 – над твердотопливным двигателем, ГСКБ-47 – над боевой частью ракет. Кроме них НИИ-1 предлагал модифицированный вариант Р-115, но от него отказались.

 Фото направляющих Града изнутри


Фото направляющих Града изнутри

Град получил лучшее из того, что делалось по неуправляемым ракетам до него, и много нового. РС М-21ОФ стал очень вытянутым при достаточно небольшом калибре – 122,4 мм (хотя прорабатывался вариант в 140 мм), при этом корпус остался цельным за счёт применения технологии раскатки и вытяжки труб, а не вырезания из заготовки. Дополнительно это упростило производство и повысило качество продукции. Двигатели предлагались двух видов – двухкамерный реактивный двигатель на твёрдом топливе (РДТТ) и комбинированный из стартового порохового и маршевого прямоточный воздушно-реактивного двигателя (ПВРД) на твёрдом топливе. Последний вариант был тяжёл, занимал больше места, был сложен, но обеспечивал фантастическую по тем временам дальность в 35 км. Но победил более технологичный первый вариант. Он был двухкамерным, т.е. шашки из пороха РСИ-12М располагались не рядом, а друг за другом, разделённые диафрагмой. Для их производства разработали автоматическую линию производства, что дало ещё один плюсик РДТТ. Суммарный вес зарядов составил 20,45 кг. Этого хватило, чтобы с зарядом массой 6,4 кг достичь дальности полёта 20,4 км, что несколько превышало требования. Устройство головной части позволяло разработать разные типы БЧ без коренной переделки всего снаряда.

 Устройство БМ-21 и М-21ОФ


Устройство БМ-21 и М-21ОФ

Стабилизировать изделие в полёте изначально собирались с помощью медленного вращения и оперения. Раньше использовались жёсткие плоскости, занимавшие много места. 2Б5 со снарядами с нескладывающимся оперением имела всего 22 рамные направляющие вместо 30 требуемых. Сделаешь больше – машина перестанет входить в требуемые для транспортировки габариты, да и масса подскочит. В.В. Ватолиным были предложены направляющие, складывающиеся вдоль тела снаряда. В развёрнутом положении они имели наклон от продольной оси НУРС в 1 град, что позволяло поддерживать вращение. ПУ несла в себе уже 42 снаряда, правда, в серии их сократили до 40 для большего удобства конструкции. С начальной закруткой вопрос решили просто – в трубчатой направляющей сделали спиральный П-образный паз. ПУ получилась компактной и короткой, а механизмы наведения прятались под кожухами люльки и поворотным основанием, что повышало их живучесть.

 Устройство направляющей Града


Устройство направляющей Града

В СКБ-203 сперва предлагали базу от объекта 105 (СУ-100П, больше нам знакомое по 2С3) под ПУ на 30 направляющих и ЯАЗ-214 с 60 направляющими. Другие шасси же не обеспечивали требуемых характеристик. Но от гусеничного движителя отказались военные. ЯАЗ оказался слишком тяжёл (даже без ПУ его 12,3 т превышали ТТТ, а с её монтажом теоретически приближалась к 20), а на момент работ по Граду его производство как раз переносили в Кременчуг. И тут появился он – Урал-375. Новичок был достаточно лёгким (хотя, в итоге, 2Б5 всё равно весила 13,7 т) с небольшими габаритами, высокую проходимость и был быстрее и экономичнее кременчугского конкурента. Первые машины (а в СКБ-203 действительно поставили две машины из первой производственной партии) имели кучу проблем – поломки заднего моста, рама не выдерживала нагрузки от пуска ракет. Производители активно включились в работу и довольно быстро повысили надёжность, усилили конструкцию грузовика и сделали отключение подрессирования задних мостов вместо привычных домкратов. Крыша сперва была брезентовая, но в целях безопасности миассцы изготовили цельностальную оригинальную кабину. Так и появился Град на базе Урал-375Д.

 Второй опытный образец Урал-375


Второй опытный образец Урал-375

После всех испытаний и устранений недостатков, 28 марта 1964 года, полевая реактивная система М-21 (9К51) Град была принята на вооружение. В состав комплекса включались реактивные снаряды 9М22 со взрывателем МРВ, боевая машина 2Б5 и стеллажи 9Ф37. Последнее – это новинка, предназначенная для доставки боеприпасов к РСЗО без всевозможных ящиков, вручную сложенных штабелей и т.п. Транспортные машины делались изначально на базе ЗИЛ-157, позже появились и другие варианты. Полноценное производство Града началось в 65-ом – ждали Уралы, выпуск которых только набирал обороты. Все потраченные усилия стоили того – артиллерия СА получила серьёзное усиление. Град получился более дальнобойным, чем имевшиеся тогда в войсках 85-мм пушки и 122- и 152-мм гаубицы, а полновесный 20-секундный залп батареи оставлял мало шансов открыто расположенному противнику. Да и обработка опорного пункта ничего хорошего не сулила. М-21 автоматически сделала более старые системы устаревшими — эта полевая система оказалась точнее, мощнее, дальнобойнее, подвижнее и технологичнее.

Стеллажи 9Ф37

Стеллажи 9Ф37

Машина старшего офицера батареи 1В110 Берёза — ещё один пунктик по увеличению эффективности Града

Машина старшего офицера батареи 1В110 Берёза — ещё один пунктик по увеличению эффективности Града

Какой бы удачной система не получилась, но модернизировать и доводить до ума потребовалось. В основном работы шли по созданию новых снарядов и улучшению имеющегося. В конце 60-х – начале 70-х хватало случаев отклонения снарядов от цели, нераскрытия оперения, а неравномерное дробление корпуса на осколки снижало поражающую способность. В итоге к 75-му были разработаны модернизированные снаряды 9М22У. А вот новых, с различными боевыми частями, сделали огромное количество. Конструкция снаряда позволяла ставить без особых проблем практически любую БЧ. Там и получились зажигательные 9М22С, линейка постановщиков помех 9М519, дымовые 9М43, осветительные 9М42, снаряды дистанционного минирования 3М16 и 9М28К (правда, они вышли неудачными и на практике их либо вообще не применяли, либо применяли крайне ограниченно), осколочно-фугасные 9М28Ф (снаряды линейки 9М28 имеют отделяемую головную часть) и агитационные 9М28Д. Такой набор и многозадачность и дали возможность Граду оставаться актуальным и для современной нашей армии, конечно, с учётом модернизации и появления других боеприпасов.

 Снаряд дистанционного минирования 3М16


Снаряд дистанционного минирования 3М16

Была и классическая для наших РСЗО замена шасси. Урал-375Д был хорошей машиной, но с течением лет хотелось что-то более совершенное и, желательно, с дизельным двигателем. Таким путём артиллерийскую часть Града поставили в 1986 году на грузовики семейства Урал-4320. Получившаяся боевая машина стала носить название БМ-21-1 (2Б17). Направляющие, для защиты от нагрева прямыми солнечными лучами, частично были закрыты экраном. С 1987-го, в ходе ремонта, такими экранами стали оснащать и ПУ БМ-21. Ведение огня стало возможным из кабины без подготовки огневой позиции. Их появление попало на пик военного производства в СССР, да и после развала страны их выпуск продолжился, так что 2Б17 стали частыми гостями конфликтов на постсоветском пространстве. Ещё одно шасси появилось в 2011 году – 2Б26 на шасси КамАЗ-5350. Это модернизация 2Б5, ресурс шасси которых к 10-м годам превысил все возможные рамки. Пусковую установку просто переставляют с машины на машину (заодно навешивая теплозащитный экран).

БМ-21-1 (2Б17) на шасси семейства Урал-4320

БМ-21-1 (2Б17) на шасси семейства Урал-4320

2Б26 на КамАЗ-5350

2Б26 на КамАЗ-5350

Но действительно глубокая модернизация – это 9К59 Прима. До сих пор она является самой технически продвинутой версией Града (остался от него у Примы фактически лишь внешний облик). В состав комплекса входит боевая машина 9А51 на базе Урал-4320 с ПУ с 50 направляющими, НУРС 9М53Ф с отделяемой головной частью, комплекс средств автоматизированного управления огнём 1В126 Капустник-Б, автомобиль топографической съёмки 1Т12-2М, радиопеленгационный метеорологический комплекс РПМК-1, ТЗМ 9Т232М на базе Урал-4320 со стеллажами на 72 снаряда. Особенностью снаряда была запрограммированно отделяемая головная часть, стабилизирующаяся в падении парашютом и отвесно атакующая цель. Это обеспечивает максимально ровное покрытие осколками площади вокруг точки подрыва. Пусковая установка могла вести огонь с переменным темпом стрельбы. Всё это позволяет меньше оставаться на огневой, а эффективность системы выросла от 5 до аж 19 раз! Создание Примы началось в 76-ом, а на вооружение приняли лишь в 88-ом. Система получилась крайне сложной и дорогой. Производство так и не успело выйти на полную мощность, как грянула перестройка и всё пришлось сворачивать. Линия сборки снарядов попала вод конверсию, так что оставшиеся 9А51 остались без боекомплекта. Так Прима и пропала из российской армии, но некоторое количество до сих пор периодически светится в Казахстане.

9А51 Прима

9А51 Прима

Принцип действия снарядов Примы в сравнении с обычным Градом

Принцип действия снарядов Примы в сравнении с обычным Градом

Заряжание Примы с помощью ТЗМ 9Т232М

Заряжание Примы с помощью ТЗМ 9Т232М

Понятно, что без автоматизации в 21-ом веке никак и на рубеже тысячелетий ВПК предложил 2Б17-1 – Град с автоматизированной системой управления, связи, спутниковой навигацией. К ней были предложены новые дальнобойные снаряды, но в 00-х машина военных не заинтересовала. А вот развитие 2Б17-1 – 2Б17М, в составе полевой реактивной системы 9К51М Торнадо-Г, было принято на вооружение в 2012 году и сейчас производится и поставляется в нашу армию. Автоматика и ПУ обеспечивает как наведение и стрельбу старыми НУРС, новыми (9М538, 9М539, 9М541), так и разрабатываемыми управляемыми. Тут стоит отметить, что называемые новыми дальнобойные НУРС 9М521 и 9М522 были разработаны ранее и непосредственно к Торнадо-Г не относятся. Система получилась универсальной и при этом достаточно простой. Учитывая, что армия сейчас расширяется, а вместо батареи в артполку теперь дивизион РСЗО, машина ещё долго останется в производстве.

Список модернизации 2Б17-1 Град

Список модернизации 2Б17-1 Град

Строевая боевая машина Торнадо-Г

Строевая боевая машина Торнадо-Г

2Б17М в начале своего пути

2Б17М в начале своего пути

С насыщением армии современными образцами артиллерийского вооружения военные захотели видеть Град не только на уровне дивизий сухопутных войск, но и полков. Для этого была создана система Град-1. Дальность в 20 км тут посчитали избыточной, так что остановились на 15, что позволило облегчить снаряд 9М28Ф в сравнении с 9М22 на 10 кг. Вместе с ней создавался Град-2 – дивизионная система, но с дальностью уже в 24 км. Для обеих систем предлагалось шасси МТ-ЛБ из-за требований к защите от ОМП и сопровождению танковых подразделений в глубоких прорывах, где военные хотели видеть лишь гусеничную технику. Град-1 с боевой машиной 9П139 и Град-2 с боевой машиной 9П144 были приняты на вооружение в 1974-ом. Но серия оказалась небольшой. Первый был выпущен небольшой партией и отправлен сразу же в резерв в Забайкалье для усиления укрепрайонов на случай конфликта с Китаем. В 80-х его оттуда изъяли… и перевели храниться в Белую Церковь, где 9П139 и засветился в 2015 году. Сложнее всё с Град-2. Его фото в открытом доступе не найти (есть один снимок, но он спорный). Какова судьба выпущенной партии РСЗО (и была ли она вообще выпущена) – неизвестно. Также неизвестно, были ли применены новые ракеты с увеличенной дальностью.

9П139 на Украине, 2015 год

9П139 на Украине, 2015 год

Нечто, что некоторые считают 9П144

Нечто, что некоторые считают 9П144

Схема Град-2

Схема Град-2

Куда более известен колёсный 9К55 Град-1 в составе боевой машины 9П138 и транспортной машины 9Т450 на базе ЗИЛ-131. Особенностью машины является возможность замены пусковой установки на предназначенную для пуска М-14, которые активно тогда эксплуатировались. В отличие от 2Б5 остались домкраты. К плюсам ЗИЛа можно отнести меньшую массу 9П138 – 10,4 т против 13,7 у БМ-21. Количество направляющих сократилось до 36 из-за особенностей установки, поворачивающейся на 180 град в транспортном положении и складывающейся в габаритах кабины ЗИЛ-131. Система была принята на вооружение в 1976 году. Новый снаряд оказался даже эффективнее М-21ОФ, так что его ввели в БК обычного Града. Особо массовой система не стала. Достаточно в небольших количествах воевала в Афганистане, экспортировалась в Ирак. Сейчас их можно крайне редко встретить в России и на Украине, где в 2015 году выгребали все возможные запасы военной техники.

9П138, модернизированный установкой теплозащитных экранов

9П138, модернизированный установкой теплозащитных экранов

Град-1 ВСУ, 2015 год

Град-1 ВСУ, 2015 год

Ещё один редкий образец – 9К54 Град-В для воздушно-десантных войск. Создавать её начали ещё в 63-ем для замены РПУ-14, приняли на вооружение в 67-ом. Система включала в себя боевую машину БМ-21В (9П125) на базе ГАЗ-66Б, тех самых, с брезентовым верхом, штатного снаряда М-21ОФ, транспортной машины 9Ф37В. Количество направляющих сократилось до 12 – больше не поставить из-за компактности шасси и складной кабины. Главной особенностью была возможность десантироваться на парашютной системе в снаряжённом состоянии – прямо с самолёта в бой. Эксплуатировалась довольно широко, насколько это можно сказать про узкоспециализированные машины ВДВ, в частности, применялась в Афганистане, но очень ограниченно. Постепенно исчезла из войск вместе со списанием шишиги и так ВДВ до сих пор остаются без РСЗО.

Град-В на учениях

Град-В на учениях

Град-В в Афганистане

Град-В в Афганистане

Транспортная машина 9Ф37В готова к десантированию

Транспортная машина 9Ф37В готова к десантированию

Ну и последнее – лёгкая переносная реактивная система Град-П, больше известная как Град-Партизан, в составе пусковой установки 9П132 и снаряда 9М22М Малыш. Фактически, разработчики вернулись в корням, к однозарядным ПУ 19 века. Создана была буквально за один 1965 год, тем самым став ещё и первой модификацией Града Масса установки – 55 кг, снаряда – 46. Расплачиваться пришлось сократившейся до 10,8 км дальностью. Но мобильность стоила того. В походном положении установка разбиралась на два вьюка и переносится расчётом из 5 человек. Собрать можно за 2,5 минуты. Самый большой фурор Град-П произвёл во Вьетнаме, неприятно удивив американцев. Сейчас всё ещё можно встретить в Африке и на Ближнем Востоке, где на подобные системы есть устойчивый спрос. Не так давно румыны предлагали даже новый боеприпас. В родной же армии Град-П своего места не нашёл и тихо исчез из войск.

 Град-П на просторах Африки


Град-П на просторах Африки

Град оказался одним из тех немногих образцов вооружения, которые получаются крайне удачными и долгое время не требуют замены. Конечно, в эпоху цифровизации и роботоризации поля боя он выглядит анахронизмом, но эффективность работы по открытым целям (а современная война предполагает высокую мобильность и небольшое количество укреплений) и универсальность привели к тому, что современная российская армия ими насыщается больше, чем советская. Многие страны привлекает низкая цена, налаженные поставки боеприпасов. В общем, характерные силуэты на видео из зон БД будем видеть ещё долгое время.

Источник — https://vk.com/@artillery333-razvitie-otechestvennyh-rszo-chast-5-grad

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account