Разведывательный гидросамолет Yokosho Тип 10 / Тип 14 (E1Y)
К разработке нового поплавкового разведчика для замены только что принятого на вооружение «Ro-go Ko-gata» на арсенале флота Yokosho приступили в 1921 году. Обозначение его было принято по 10-му году правления императора Ёсихито – эпохе Тайсё – 10-shiki или Тип 10, что соответствовало 1922 году. Новая машина представляла собой двухместный цельнодеревянный биплан, оснащенный двумя поплавками. Для обеспечения кардинально лучших характеристик на самолет был установлен самый мощный из доступных – 12-цилиндровый французский Lorraine мощностью 400 л.с. (вероятно Lorraine-Dietrich 12D) водяного охлаждения. Впервые в японской практике на Тип 10 были применены поплавки новой конструкции, оснащенные реданом, что позволило отказаться от малого хвостового поплавка, используемого в самолете «Ro-go Ko-gata».
Проектную группу возглавили приглашенные из английской компании Short Brothers инженеры Флетчер и Додд. Ассистировали им японские молодые военные инженеры тайи (ст. лейтенант ) Мисао Вада, тюи (лейтенант) Джюн Окамура, Масасуке Хашимото. Для японской команды этот опыт был бесценен. В будущем, например Джюн Окамура стал известным конструктором в области японской гидроавиации, а Мисао Вада в скором времени возглавил штаб морской авиации.
К 1923 году были построены два прототипа гидроплана Тип 10, однако, чрезмерная масса конструкции не позволила добиться существенного улучшения характеристик по сравнению с предыдущей моделью «Ro-go Ko-gata». Попытка улучшить характеристики была предпринята в следующем, 1924 году, когда был построен улучшенный прототип Тип 10 модель А, но и в данном случае не удалось существенно исправить положение. Тип 10 был признан непригодным для принятия на вооружение, тем более, что на тот момент в серию был запущен лицензионный немецкий гидроплан Hansa-Brandenburg W.33.
В 1925 году, однако, инженеры арсенала Масасуке Хашимото и Киёсаку Шимура попробовали реанимировать проект, проведя комплексный анализ. Им удалось почти на 200 кг облегчить конструкцию очередного построенного прототипа Тип 10 модель В. Испытания прототипа показали значительное улучшение поведения самолета в части управляемости и устойчивости. В 1925 году были построены еще несколько предсерийных моделей Тип 10 Модель В. Самолет показал неплохие скоростные данные и огромную автономность – он мог держаться в воздухе 12.5 часов, покрывая расстояние более 2 тыс. км. Однако, отвратительная скороподъемность не позволила принять его на вооружение в таком виде. Последовательное «вылизывание» конструкции привело к созданию новой машины, принятой на вооружение японского флота как Тип 14 или Е1Y1.
Экспериментальный разведчик Тип 10
ЛТХ: |
|
Модификация |
Тип 10 прототип |
Тип 10 Модель В |
Размах крыла, м |
16.822 |
16.164 |
Длина, м |
12.167 |
11.77 |
Высота, м |
4.244 |
4.308 |
Площадь крыла, м2 |
77.3 |
66.0 |
Масса, кг |
|
|
пустого самолета |
1920 |
1912 |
нормальная взлетная |
3010 |
2878 |
Тип двигателя |
1 ПД Lorraine-Dietrich 12D |
1 ПД Lorraine-Dietrich 12D |
Мощность, л.с. |
1 х 400 |
1х400 |
Максимальная скорость , км/ч |
144 |
155 |
Дальность полета, км |
2050 |
2050 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
|
42 |
Практический потолок, м |
|
|
Экипаж |
2 |
2 |
Вооружение: |
1х7.7-мм |
1х7.7-мм |
Корабельный поплавковый разведчик Yokosho Тип 14 (E1Y)
Построенные на арсенале флота Yokosho в 1925 году несколько прототипов поплавкового разведчика Тип 10 модель В конструкции Масасуке Хашимото и Киёсаку Шимура, показали относительно неплохие данные, но не были приняты на вооружение из-за малой скороподъемности. Тем не менее Хашимото и Шимура не опустили руки, продолжая работу над проектом. К концу 1925 года был построен еще один образец разведчика, концептуально повторявший Тип 10. В конструкции новой машины удалось еще более снизить массу планера с 1912 до 1660 кг. Был также уменьшен размах крыла с 16.16 до 13.99 метров. Проведенные испытания машины в январе 1926 года подтвердили правильность пути. Главный недостаток Тип 10 – малая скороподъемность – был ликвидирован. Прототип нового разведчика высоту 3000 метров набирал за 35 мин 25 сек. – вдвое быстрее предшественника. Правда пришлось пожертвовать огромной дальностью полета, зато существенно возросла скорость.
Самолет очень понравился военным и был немедленно принят на вооружение под обозначением «Морской разведывательный гидроплан Тип 14». Позднее при введении буквенно-цифровой идентификационной системы флота к этому обозначению добавился короткий индекс E1Y1 (индекс Е – относил самолет к классу корабельных катапультных разведчиков; 1- порядковый номер в данном классе; Y- индекс разработчика – арсенала Yokosho; 1- порядковый номер модели)
К концу 1926 года были запущены в производство практически одновременно две версии разведчика. Двухместная версия E1Y1, оснащалась 400-сильным двигателем Lorraine-Dietrich 12D и рассматривалась в качестве ближнего разведчика-корректировщика. Версия E1Y2 или Тип 14 модель 2 была трехместной, с увеличенным размахом крыла, большим запасом топлива. E1Y2 получил уже более мощный 12-цилиндровый двигатель водяного охлаждения Lorraine-Dietrich 12Е мощностью 450 л.с. Эта версия предполагалась к использованию в качестве дальнего разведчика. Автономность E1Y2 была увеличена до 9 часов по сравнению с 7 часами у Модели 1. Также на версии E1Y2 были установлены цельнометаллические поплавки.
Разведчики E1Y2
Серийный выпуск на арсенале Йокошо ограничился лишь 17 экземплярами версии E1Y1 и шестью E1Y2, выпущенных в период с 1925 по 1930 год. Больше не позволяли производственные возможности арсенала, сильно пострадавшие от разрушительного землетрясения в сентябре 1923 года. Поэтому основное производство было развернуто на фирме Накадзима, где с 1926 по 27 гг было выпущено 47 штук, и Аичи, собравшей в тот же период 148 разведчиков обеих модификаций.
Появление в 1930 году нового разведчика Тип 90 модель 3 (E5Y1), разработанного на арсенале Йокошо на базе E1Y2, послужило поводом для разработки новой модификации. Дело в том, что новый корабельный разведчик E5Y1 ничем особо не превосходил своего предшественника и так и не смог заменить его в боевых частях. В результате на Аичи, была разработана новая трехместная версия Е1Y3 или Тип 14 модель 3, на которой было переработано вертикальное оперение, установлен новый двигатель Lorraine-Dietrich 12Ed той же мощности (в 1928 году семья Дитрих продала свою долю в компании, которая стала называться просто Лоррэйн) и новый четырехлопастный винт постоянного шага.
Разведчик Тип 14 модель 3 оказался значительно резвее не только своих предшественников, но и шедшего ему на замену E5Y1. Выпуск его на заводе Аичи продолжался с 1931 по 1934 год и составил 102 экземпляра.
Разведчики E1Y3
Помимо вышеперечисленных трех серийных модификаций было разработано еще несколько экспериментальных версий. В августе 1928 года был закончен прототип самолета, получивший обозначение Тип 14 модель 2 Kai-1. Это был трехместный одностоечный биплан, оснащенный девятицилиндровым двигателем воздушного охлаждения Nakajima Jupiter VIII мощностью 450 л.с.
Вслед за первым прототипом последовали еще два — Тип 14 модель 2 Kai-1С с двенадцатицилиндровым двигателем Lorraine-Dietrich 12Ed такой же мощности и Тип 14 модель 2 Kai-1D с двигателем Jupiter VIII и удлиненной носовой частью. Последняя версия стала прототипом вышеупомянутого серийного разведчика E5Y1, так, впрочем, и не сменившего своего предшественника в частях.
Экспериментальный Тип 14 модель 2 Kai-1D с двигателем Jupiter VIII
Разведчики Е1Y всех версий были, пожалуй, наиболее удачной конструкцией из довоенных поплавковых самолетов японского флота. Их служба была очень долгой. Многократные попытки создать им замену так и не увенчались успехом вплоть до конца 30-х годов. Эти машины исправно служили на катапультах японских линкоров и гидроавиатранспортов, активно применялись в береговых кокутаях, учебных подразделениях.
В ходе Шанхайского инцидента 1931 года разведчики Тип 14 приняли участие в блокировании китайского побережья с борта авиатендера «Ноторо». Отдельные машины еще состояли на вооружении боевых кораблей флота, застав начальную стадию Второго японо-китайского конфликта в 1937 году. Правда, к тому времени морально устаревшие самолеты уже к активным боевым действиям не привлекались.
Разведчик Yokosho E1Y3, построенный на пожертвования граждан префектуры Аичи 10 июля 1932 года.
Корабельный разведчик E1Y3 на линкоре "Kонго"
Корабельный разведчик E1Y2 с линкора "Муцу"
Группы поплавковых разведчиков — Слева — E1Y3, справа — более современные Накадзима Е4N
Много списанных разведчиков E1Y были переоборудованы в гражданские пассажирские и транспортные самолеты. Наиболее популярной было оснащение разведчиков закрытой пассажирской кабиной вместимостью 3 – 4 чел., при этом место пилота оставалось открытым. Силовая установка при переоборудовании заменялась на двигатель Napier Lion II мощностью 450 л.с. Наибольшее количество из таких переоборудованных разведчиков эксплуатировалось в компании «Nippon Koku Yuso Kenkyusho» (Исследовательская ассоциация воздушного транспорта Японии) в Сакаи, недалеко от Осаки. Там эти машины использовались в качестве пассажирских экскурсионных, для рекламы и геологоразведки. Последние из них еще летали в начале 2-й Мировой войны.
Гражданская версия Тип 14
ЛТХ: |
|
Модификация |
E1Y1 |
E1Y2 |
E1Y3 |
Гражданская версия |
Размах крыла, м |
13.994 |
14.224 |
14.232 |
13.994 |
Длина, м |
10.91 |
10.59 |
10.735 |
10.91 |
Высота, м |
4.15 |
4.15 |
4.15 |
4.15 |
Площадь крыла, м2 |
54.31 |
54.21 |
54.312 |
54.312 |
Масса, кг |
|
|
|
|
пустого самолета |
1660 |
1889 |
1930 |
1680 |
нормальная взлетная |
2600 |
2750 |
2800 |
2600 |
Тип двигателя |
1 ПД Lorraine-Dietrich 12D |
1 ПД Lorraine-Dietrich 12Е |
1 ПД Lorraine-Dietrich 12Ed |
1 ПД Napier Lion II |
Мощность, л.с. |
1 х 400 |
1х450 |
1х450 |
1х450 |
Максимальная скорость , км/ч |
176 |
175 |
186 |
177 |
Крейсерская скорость , км/ч |
136 |
127 |
136 |
133 |
Продолжительность полета, ч.мин |
7.00 |
9.00 |
9.00 |
|
Практическая дальность полета, км. |
965 |
1135 |
1135 |
900 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
85 |
106 |
150 |
85 |
Практический потолок, м |
3500 |
4000 |
4000 |
3500 |
Экипаж |
2 |
2 |
2 |
1 + 3-4 пассажира |
Вооружение: |
1х7.7-мм пулемет в задней кабине; 2х110 кг или 4х30-кг бомбы на внешней подвеске |
|