Меня, как и многих других, с детства интересовал вопрос, почему начало войны носило такой трагический характер? Теперь, по прошествии большого количества лет, многое стало понятным, но далеко не все. Одним из туманных вопросов является подход к созданию и производству военной техники, в том числе и бронетанковой.
Скажу сразу, я не специалист в этой области и все написаное мной по этому вопросу — это мое, чисто субъективное, мнение.
Итак, кратко коснусь линии тяжелых танков КВ. На мой взгляд, отвлечение промышленности, которая несомненно отставала от передовых стран мира, для освоения тяжелых танков, было огромной ошибкой, которая стоила стране очень дорого и, во многом, явилось причиной трагических событий 1941 года.
Чтобы понять, что дела обстояли именно таким образом, мысленно пройдем по всему периоду мучений с этим классом БТТ. Вначале дадим слово одному из создателей этих танков, на тот момент ведущему конструктору, Николаю Федоровичу Шамшурину:
" … Танк КВ, имея неплохие составляющие, тем не менее не являл из себя настоящей боевой машины — все упиралось в ненадежную трансмиссию, и грозная с виду машина оказалась просто балластом Красной Армии …
… Первые же дни Великой Отечественной только подтвердили, что КВ-1 в том виде, в каком он выпускался, воевать по-настоящему не мог, так как не обладал никаким реально гарантированным моторесурсом. Вот и получился трагический парадокс: броня была крепка, а танка быстрого не имелось. Казалось бы, сама жизнь подталкивала к срочной модернизации КВ, к замене неработоспособной коробки передач, но, увы, в самое тяжелое для страны время, с конца лета 1941 по весну 1942 года, мы продолжали тратить огромные материальные ресурсы и человеческие силы для дальнейшего научно-технического поиска.
… Вместо устранения выявленных дефектов на Кировском заводе приступили к проектированию серий бронированных мастодонтов: КВ-3 весом 65 тонн, КВ-4 — 80 тонн, КВ-5 — 100 тонн! Как это ни прискорбно, но явные признаки технического сумасшествия у нас проявились гораздо раньше, чем в Германии, где только в конце второй мировой войны пытались сотворить оружие возмездия вроде танка “мышонок”, весившего 180 тонн."
http://blefru.narod.ru/tank/noter/prvbr.htm
А теперь вспомним, что тот же ИС-3, в конце войны, даже вобрав весь опыт военных лет, так по сути и остался танком для парадов и хоть поступил в войска, но реального своего места так и не нашел. И даже доведенный до возможного своего совершенства в модели Т-10, потенциально обладая великолепной мощью и бронезащитой, так и не был востребован.
А теперь задумаемся, а для чего были истрачены огромные силы и средства на их создание, доводку и производство?
Теперь вернемся к предвоенным годам. Опыт создания танков БТ показал, что еще с модели БТ-2 предпринимались неоднократные попытки установки на них 76-мм орудия и связано это было не столько с действительной потребностью для таких танков столь мощного вооружения, сколько с бездумным копированием западного опыта и желанием быстро получить "все самое крутое", что может быть. Тем не менее, к моменту перехода к танку Т-34 (еще одной большой ошибке нашего руководства), 76-мм пушка так и не прижилась в башнях наших легких танков. Таким образом, возврат к этому калибру, в форме М-42 и ВТ-43, вполне оправдывает возможное решение о их использовании двумя тремя годами ранее.
Не хочется "растекаться мыслью по древу", поэтому не буду повторять многое из того, что я уже неоднократно писал. Интересующиеся большинство моих утверждений помнят.
Меня интересует момент, когда впервые мы утеряли собственный взгляд на строительство бронетанковой техники и танковых войск. Думаю этот момент связан с отходом от тех взглядов, которые были в свое время заложены Триандафилловым и Калиновским. Именно они, как никто другой, понимали роль и место БТТ и тесную связь с возможностями промышленности.
Попытка обогнать Запад, игнорируя реальные возможности, была присуща нашим "мыслителям" еще со времен царя Гороха, но особую роль она приобрела с приходом Александра I и по наследству досталась и тем "энтузиАзистам", которые в конце 30-х годов взяли вверх в советской номенклатуре. Воинствующая неграмотность правила бал и диктовала свою волю. Таким образом стали забываться те, кто по крупицам собирал и обобщал мировой опыт, привязывая его к нашим традициям и возможностям.
Вспомним сложившуюся к тому времени классификацию БТТ, которая во многом накладывала свой железный отпечаток на тактическую и стратегическую мысль наших военных.
18 июля 1929 года РВС СССР принял «Систему танко-тракторного и авто-броневого вооружения Рабоче-Крестьянской Красной Армии»
I. Утвердить на вторую пятилетку следующую систему бронетанкового вооружения РККА:Основные танки — 5 типов:
Разведывательный танк — основной танк службы обеспечения всех механизированных соединений. Средство боевой разведки и боя пехоты. Основные требования: быстроходность, вездеходность (в том числе — плавучесть), маневренность, низкий габарит, дешевизна и массовость производства.
Общевойсковой танк — основной танк количественного усиления ТРГК, он же танк общевойсковых соединений.
Оперативный танк — танк самостоятельных механизированных соединений. Танк должен быть быстроходным, вездеходным (в том числе плавучим) и мощно вооруженным.
Танк качественного усиления ТРГК — танк качественного усиления ТРГК для преодолевания сильно укрепленных оборонительных полос. Основные требования: сильное вооружение и броня, быстроходность, позволяющая его применить также в операции совместно с мехсоединениями.
Мощный танк особого назначения — танк качественного, добавочного усиления ТРГК при прорыве особо сильно и заблаговременно укрепленных полос. Основное требование — мощное вооружение и броня, защищающая от мелкокалиберных снарядов. Способность бороться с бетонными сооружениями.
Специальные танки — 7 типов. (На шасси, стандартных с перечисленными выше).а) 3 химических (на шасси общевойскового, разведывательного и оперативного танков);
б) 2 сапёрных (на шасси общевойскового танка и танка качественного усиления ТРГК);
в) самоходная артиллерийская установка (на агрегатах общевойскового танка);
г) танк управления (на шасси общевойскового танка и танка качественного усиления ТРГК).Бронемашины — 2 типа:
а) разведывательная (на шасси Форд-А),
б) боевая (на шасси Форд-ААА).
Итого, на рассматриваемый период ажник 5 типам танков соответствовали следующие марки машин:
разведывательный танк — Т-37;
общевойсковой танк — Т-26;
оперативный танк — Б-Т;
танк качественного усиления ТРГК — Т-28;
мощный танк особого назначения — Т-35.
Зададимся вопросом, а зачем нам столько и откель они взялись? Думаю, что наверняка многое упустил, но тем не менее, складывается впечатление, что со всего света набрали того, кто чего где нагородил и все это, без серьезного анализа и оценки, включили в свои планы.
А между тем, можно было обойтись меньшим типом танков и делать ставку на семейства типов, что существенно повысило бы боевые возможности и, вместе с тем, за счет правильной унификации, сократило бы расходы на создание техники и ее эксплуатацию. Люди, понимашие это и способные решить задачу в таком ключе были, но о них отдельный разговор, а сейчас вернемся к интересному труду, весьма поучительной работе, с точки зрения анализа существовавших в конце 20-х годов подходов к конструированию и применению танков.
Это книга Танки и механическая тяга в артиллерии, изданная Военно-Технической Академией РККА им. Дзержинского:
" … Согласно опыта минувшей воины, с которым еще долгое время придется считаться, различают два основных типа боевых танков: 1)БЫСТРОХОДНЫЕ ТАНКИ СОПРОВОЖДЕНИЯ, сравнительно малого веса (2-20 тонн) и мало заметные на местности, т.е. имеющие малую площадь, подверженную обстрелу. Эти танки должны применяться в больших массах, сопровождать наступающую пехоту и дейвствовать в тесной связи с ней, очищая местность, уничтожая гнезда сопротивления и отражая неприятельские контратаки. 2) ТЯЖЕЛЫЕ БОЛЬШИЕ ТАНКИ ИЛИ ТАНКИ ПРОРЫВА — назначаются для прорыва сильно укрепленных позиций, для уничтожения неприятельского танкового оборонительного вооружения, чтобы таким образом проложить путь следующим за ними танкам сопровождения и пехоте.
Эти танки должны быть сильно бронированными, чтобы противостоять действию полевой артиллерии, и хорошо вооружены, чтобы иметь возможность пробить брешь в сильно укрепленных неприятельских линиях и открыть дорогу пехоте и танкам сопровождения, назначение которых — расширить успех, продолжив атаку в глубину фронта. …"
Вот на этих двух типах, но не танков, а семейств унифицированных боевых машин и надо было остановиться к середине 30-х годов.
Первое семейство — общевойсковые боевые машины, включающие в себя легких танк для рейдовых операций и две САУ на его шасси — противотанковые СУ-57 и штурмовые СУ-76.
Танк Т-32 вступает в войну с 45-мм танковым орудием типа ВТ-43, а завершает увеличением бронирования и калибра пушки до 76-мм.
Обе САУ к концу войны заменяются универсальной общевойской САУ с 85-мм орудием.
Второе семейство — это основной боевой танк (ОБТ) и боевые машины усиления на его шасси СУ-107, СУ-122 и СУ-152.
С началом войны добавляются мобилизационная штурмовая САУ СУ-76М и ЗСУ-37 на ее шасси.
Более подробно о ОБТ в следующий раз.
http://maxpark.com/community/5334/content/1817637
http://bookre.org/reader?file=110131