Расцвет Сельджукской державы

11

В XI в. в результате завоеваний туркмен – мусульманской ветви изначально кочевавшего по среднеазиатской реке Сырдарья древнего тюркского этноса огузов, на Ближнем и Среднем Востоке образовалась могущественная держава, охватывавшая, помимо междуречья Сырдарьи и Амударьи и территории современного Туркменистана, Иран, Ирак, бóльшую часть Закавказья, Малую Азию, Сирию и Палестину.

Расцвет Сельджукской державы

Туркменские воины завоевали земли некоторых местных государств, в том числе контролировавшую Багдад державу иранской династии Буидов. У других правителей туркмены отвоевали часть владений: например, Малая Азия была ими захвачена у обширной Византийской империи – наследницы Древнего Рима. Огромное духовное значение имело завоевание туркменами Багдада в Ираке, куда их пригласил сам заседавший там халиф – духовный вождь всех мусульман мира, аль-Каим. В то время багдадские халифы тяжело страдали от деспотизма державших в своих руках всю светскую власть буидских правителей, которые были шиитами – считавшими, что власть на земле должна принадлежать потомкам Али – двоюродного брата пророка Мухаммеда, тогда как халифы являлись суннитами – ортодоксальными мусульманами, не придававшими особого значения родству правителя с пророком. Буиды, примерно за столетие до туркменских завоеваний установившие власть над Багдадом, не решились свергнуть аббасидскую династию халифов (являвшихся потомками Аббаса – дяди пророка Мухаммеда), но лишили их всякой реальной власти над многочисленными подданными. Халифы все свои указы издавали под диктовку буидских правителей и даже не могли без согласия тех взять из казны денег на личные нужды.

Расцвет Сельджукской державы

Сокрушив государство Буидов, туркмены, будучи суннитами, позволили халифу самостоятельно вести свою личную жизнь и окружили его подобающим всемусульманскому вождю почетом. Однако светской власти халифы так и не получили: теперь политика диктовалась туркменской правящей династией – Сельджукидами, названными так по имени их родоначальника Сельджука из племени кынык – основателя туркменского государства на Сырдарье. Руководивший большинством туркменских завоеваний внук Сельджука Тогрул-бек в 1055 г. получил от халифа аль-Каима титул султана, т.е., обладателя власти.

Расцвет Сельджукской державы

Туркмены, как и другие тюркские народы того времени, были первоначально скотоводами-кочевниками. Их название первоначально было экзоэтнонимом, то есть, этим словом, означающим что-то вроде «подобные тюркам», огузов-мусульман называли другие народы Востока. Сами себя они обычно называли просто тюрками. После завоеваний Тогрул-бека множество туркмен и других кочевых тюрков из Средней Азии потянулось переселяться в богатые завоеванные области. Там, однако, было намного меньше пригодных для занятия традиционным кочевым скотоводством обширных степных угодий. Большинству тюркских переселенцев приходилось переходить к оседлому образу жизни, учиться новым для себя способам ведения хозяйства: отгонному и стойловому скотоводству, земледелию, у коренного населения. Постепенно в культурном отношении переселенцы уподоблялись местным народам, полностью воспринимали их традиции и уклад жизни, заключали с коренным населением смешанные браки. Правящая элита: султаны и их приближенные, переселялись из кочевых юрт в роскошные дворцы прежних местных правителей.

Расцвет Сельджукской державы

Однако, поскольку в Сельджукский султанат вошли земли изначально разных государств, принесенный туркменами огузский язык стал средством межнационального общения. С течением времени население некоторых областей султаната, особенно принявшие ислам бывшие христианские народы, полностью переходило на язык туркмен, начав использовать его и в собственной среде. На него перешло население древней области Азербайджан в Восточном Закавказье и Северо-Западном Иране. Утратило свои изначальные языки и принявшее ислам население отвоеванной у Византии Малой Азии, происходящее от иранцев, армян и греков. Главными делопроизводственными языками державы Сельджукидов оставались, однако, арабский и персидский: на первом издревле были написаны все мусульманские религиозные тексты, второй служил для государственного управления еще со времен древнеперсидской цивилизации. В этих языках за пришлыми из Средней Азии народами и местным населением, перешедшим на огузский язык, закрепилось общее для туркмен (и вообще, огузов) самоназвание: «тюрк». Так было начато постепенное формирование турецкого этноса.

Расцвет Сельджукской державы

Поскольку управление обширной и богатой многонациональной державой было очень сложным делом, завоеватели сохранили издавна сложившуюся здесь развитую административную систему. Основу войск Тогрул-бека во время завоеваний составляли туркменские племенные ополчения. Однако они не могли нести военную службу постоянно, поскольку им надо было возвращаться в свои стойбища для занятия хозяйством. Тогрул-бек по примеру прежних мусульманских правителей, в том числе аббасидских халифов, стал создавать собственную регулярную гвардию гулямов, из изъявивших готовность служить ему военнопленных и выпускников учебных корпусов, куда отдавали захваченных во время военных походов детей-мальчиков. Гулямы служили султану постоянно за денежное жалованье. Ополчения вновь собирались только по особым случаям: для очередного большого похода или в случае вторжения сильного противника. Основу же армии Сельджукского государства составляли войска вассальных правителей – принесших присягу верности султану местных князей и отличившихся военачальников, которых султан назначал наместниками некоторых областей. Эти правители имели собственных постоянных гвардейцев и созывали собственные ополчения из населения управляемых ими провинций. Султан правил, опираясь на разветвленный чиновничий аппарат, во главе которого стояли везиры – министры. Чиновниками обычно были хорошо знавшие языки делопроизводства, получившие образование в мусульманских школах иранцы и арабы.

Расцвет Сельджукской державы

После смерти Тогрул-бека в иранском городе Таджриш 4 сентября 1063 г. на сельджукский престол взошел его племянник Алп-Арслан. Он назначил главным везиром представителя персидской землевладельческой знати Абу Али ат-Туси, прежде занимавшего должность управителя иранской области Хорасан. Специально для ат-Туси был введен новый титул Низам аль-Мульк, в переводе с арабского языка «Порядок владычества». Везир, сосредоточивший в своих руках основные административные дела державы, поскольку султан – выходец из военной кочевой среды, был недостаточно образован для эффективного государственного управления, под этим титулом и вошел в историографию. Стремясь восстановить суннитское религиозное и юридическое просвещение, пострадавшее за более чем столетнее господство шиитов Буидов, везир организовал открытие в разных городах ряда исламских школ-медресе, которые получили общее название Низамия. Наиболее известным было медресе в Багдаде, где впоследствии преподавал один из самых прославленных культурных деятелей исламского мира, знаменитый богослов и педагог Абу Хамид аль-Газали (1058 – 1111).

Расцвет Сельджукской державы

Султан же занимался в основном привычным для предводителя кочевой туркменской знати делом: военными походами и укреплением внешнего могущества государства. Алп-Арслан воевал в среднеазиатской области Мавераннахр с правившей там в предгорных и горных районах южнее древней родины туркмен – степей по реке Сырдарья, тюркской династией Караханидов. Также султан и его военачальники совершали походы на владения Византийской империи в Малой Азии и Закавказье. В 1064 г. сельджукские войска захватили имевшие важное стратегическое значение армянские города Ани – бывшую столицу Древней Армении, и Карс. Это позволило туркменам овладеть широкими пастбищами по реке Аракс в Юго-Восточном Закавказье. Византийским позициям на Востоке был нанесен серьезный урон, позволивший Алп-Арслану организовать военную кампанию против более важного противника – огромной империи Фатимидов, охватывавшей едва ли не всю Северную Африку, Палестину, Ливан и Сирию, бóльшую часть побережья Аравийского полуострова по Красному морю, а также остров Сицилию в Средиземном море. Фатимидские правители принадлежали к радикальному шиитскому течению исмаилитов и категорически отвергали духовную власть багдадских халифов. Они возводили свое происхождение к двоюродному брату пророка Мухаммада Али и дочери пророка Фатиме, и в основу своего внешнеполитического круса положили установление собственного тотального господства в исламском мире.

Расцвет Сельджукской державы

Столица Фатимидской державы находилась в египетском городе Каир. Население Египта, представленное преимущественно мусульманами-суннитами, часто терпело от правящей исмаилитской элиты притеснения и время от времени поднимало восстания. Во время очередного восстания египтяне попросили Сельджукское государство о помощи. Не без влияния халифа аль-Каима Алп-Арслан повел мощное войско на владения Фатимидов в Сирии и подступил к городу Халеб (Алеппо). Однако, узнав, что большинство сельджукских сил отправилось на войну с Фатимидами, византийский император Роман IV все же рискнул попытаться отвоевать обратно потерянные земли в Закавказье. Византийская армия вступила в Армению, и султану пришлось срочно отводить войска из Сирии, чтобы сохранить свои недавние завоевания. В августе 1071 г. войска султана и византийского императора встретились возле армянского города Манцикерт (современный Малазгирт в Турции). Уже хорошо знавшие о боевом искусстве и отчаянности туркмен византийцы не выдержали вида грозной армии Алп-Арслана и практически сразу начали отступать. Сам император попал в плен султану. Алп-Арслан освободил его в обмен на уступку Византией новых территорий в пользу Сельджукской державы и уплату большой дани. Окрестности Манцикерта стали плацдармом для последующего продвижения сельджуков в Малую Азию. Через год Алп-Арслан, проезжая к границам Караханидского государства, был в верховьях реки Амударья смертельно ранен одним из пленников. Султан умер, успев назначить преемником своего сына Мелик-шаха, которому было всего 13 лет. Обязанности регента он возложил на верного везира Низам аль-Мулька.

Расцвет Сельджукской державы

Тем не менее, как это постоянно случалось в феодальную эпоху, власть у юного султана немедленно попытались оспорить: бывший вассальным правителем на юге Ирана брат Алп-Арслана Кавурд-бек, и раньше неоднократно пытавшийся стать независимым властителем в своем уделе, теперь заявил, что сельджукский престол по праву принадлежит не племяннику, а ему самому. Собрав свои войска, Кавурд-бек повел их на захват полной власти в султанате. 16 мая 1073 г. войска Кавурд-бека и собранные везиром Низам аль-Мульком верные Мелик-шаху силы сошлись в решительной битве у иранского города Хамадан. В этой битве мятежный дядя потерпел поражение, попал в плен и по приказу везира был казнен, несмотря на все свои прежние выдающиеся заслуги в ранних сельджукских завоеваниях. Жестокая участь постигла и поддержавших отца старших сыновей Кавурд-бека: вслед за отцом они были казнены или ослеплены. Однако другим сыновьям Кавурд-бека: Керман-шаху, Султан-шаху, Туран-шаху и Мирдан-шаху, изъявившим покорность Мелику-шаху, было позволено сохранить за собой отцовский удел в качестве вассальных правителей.

Несмотря на юность султана, Сельджукская держава продолжила начатую его отцом кампанию против Фатимидов. Сельджукские войска, развив наступление на западе, овладели Северной Сирией и частью Палестины. В 1074 г. сельджуки предприняли большой натиск и на своих восточных границах – в Средней Азии, где возле города Карши ими были разбиты войска караханидского хана Шамс аль-Мулька. Затем сельджуки захватили столицу Караханидского государства Самарканд и старинный культурный и духовный центр исламского мира – город Бухару. В 1079 г. сельджуки воевали против Грузинского царства – наиболее могущественного и культурно развитого государства в Завкавказье. В том же году они овладели сирийским Дамаском – давним центром исламской науки, когда-то бывшим резиденцией халифов из династии Омейядов. А в 1089 г., возобновив войну с Караханидами, сельджуки завладели богатым среднеазиатским городом Фергана и подступили к Восточному Туркестану. Мелик-шах запрещал военачальникам и наместникам притеснять простое население завоенных областей. Захватив какие-либо новые земли, Сельджукское государство щедро выделяло из казны средства для как можно более скорого восстановления их хозяйства, отстройки заново пострадавших от военных действий городов и селений. Как следствие, покоренное население, увидев, что с приходом сельджуков для него по сути просто поменялся правитель, уже не стремилось оказывать поддержку попыткам реванша со стороны своего прежнего правителя, так как народу не нужны были новые войны.

Реконструкция цитадели Афрасиаб – главной части города Самарканд до XIII в.

Реконструкция цитадели Афрасиаб – главной части города Самарканд до XIII в.

Период правления Мелик-шаха I – время наивысшего расцвета государства Сельджукидов. При нем была упорядочена административно-территориальная система, хотя и сохранила в себе феодальные черты. Вся держава была поделена на 12 наместничеств, в каждом из которых правил назначаемый султаном сельджукский военачальник или представитель знати. Однако обыкновенно власть наместников передавалась по наследству: султан фактически лишь санкционировал переход вассального правления от отца к сыну или от старшего брата к младшему. Поскольку Сельджукский султанат объединил в своих пределах совершенно разные земли от Восточного Средиземноморья до Средней Азии, которые после политического распада единого мусульманского Халифата уже свыше ста лет находились под властью разных государств, правительству Мелик-шаха пришлось произвести кампанию по восстановлению удобных дорог, соединявших разные провинции. На дорогах открывались пункты для отдыха путешественников и торговых караванов – караван-сараи. По всей державе сотнями возводились новые мечети, школы, дворцы. Исламские наука и культура, пришедшие в значительный упадок после смут в Халифате, переживали новое рождение. В царствование Мелик-шаха проповедовал аль-Газали и писал свои стихи, многие из которых, правда, были далеки от исламской нравственности, персидский поэт Омар Хайям. Высшие школы были открыты в Багдаде и афганском городе Герат.

Расцвет Сельджукской державы

В 1079 г. в султанате для исчисления годовых сезонов был принят наряду с традиционным лунным исламским календарем солнечный календарь, разработанный группой астрономов под руководством Омара Хайяма. Исламский лунный календарь основан на исчислении времени строго по циклам луны, однако в связи с тем, что солнечный цикл не кратен лунному, в традиционном исламском счислении невозможно только по названию месяца, в котором произошло достаточно отдаленное событие, без дополнительных расчетов определить, произошло оно летом, осенью, зимой или весной. Календарь Омара Хайяма, приведенный, подобно христианскому календарю, в соответствие с солнечными циклами, позволял это. На основе этого календаря государственные чиновники могли с точностью указывать в документах время, приуроченное к началу или окончанию сельскохозяйственных работ. Согласно ему год начинался с весеннего равноденствия, а месяцы исчислялись в соответствии с прохождением солнца по разным знакам зодиака. Поэтому разные месяцы могли длиться от 29 до 32 дней. Рассчитывать их астрономам было довольно сложно, и хотя календарь в Иране прослужил достаточно долго, в конце концов он был забыт.

Территория государства Сельджукидов во время наибольшего расширения

Территория государства Сельджукидов во время наибольшего расширения

Главную угрозу внутренней безопасности Сельджукского государства представляли местные исмаилиты, считавшие его власть незаконной с религиозной точки зрения. Их деятельность активно поддерживалась враждебной сельджукам державой Фатимидов. В центральных областях Сельджукского султаната – Иране и Ираке, проживало очень много шиитов, среди которых исмаилитские проповеди, призывавшие к неповиновению султану и халифу, признанию законными правителями Фатимидов, находили достаточно широкий отклик. Сельджукские власти вели с исмаилитской деятельностью бескомпромиссную борьбу. На шиитское население налагались дополнительные подати и повинности. В 80-е гг. XI в. везир Низам аль-Мульк приказал арестовать наиболее видного фанатичного исмаилитского проповедника – даи, в Иране Хасана ибн Саббаха. Прежде тот был вынужден покинуть Египет, так как поддерживал сторонников Низара – фатимидского принца, пытавшегося оспорить трон у своего брата аль-Мустали.

Расцвет Сельджукской державы

Ибн Саббах сумел бежать на границу Ирана и Закавказья к городу Казвин, в окрестностях которого проживало много исмаилитов. Здесь ему с группой сторонников удалось подкупить симпатизировавшего исмаилитам коменданта высокогорной крепости Аламут Алави Махду, который сдал ее заговорщикам без боя. Закрепившись в неприступной крепости на высоте свыше двух километров над уровнем моря, Хасан ибн Саббах со сторонниками подняли восстание, которое сельджукским войскам, больше приспособленным для действий в открытой степи, а не в горных теснинах, не удалось подавить, несмотря на все усилия. Восстание привело к образованию в труднодоступных горных районах Северного Ирана самостоятельного исмаилитского государства, подданные которого по имени поддерживаемого Ибн Саббахом фатимидского принца Низара стали называться низаритами. Оно состояло из отдельных укрепленных городов и районов, разделенных обширными территориями, на которых сельджуки сохранили свою власть. Связь между участками такого фрагментаризованного государства поддерживалась конспиративно, в то числе при помощи голубиной почты. Хасан ибн Саббах, получивший среди суннитов прозвище «Горный старик», установил в нем жесткий режим, отменя большинство взимаемых сельджуками податей и повинностей, но требуя от подданных неукоснительного соблюдения всех религиозных правил.

Расцвет Сельджукской державы

Сил низаритских повстанцев, однако, не хватало, чтобы восстановить шиитское господство во всем Иране и Ираке. Ибн Саббах и его приближенные решили попытаться подорвать влияние сельджукских властей путем террора, для чего стали разыгрывать целый спектакль перед специально отбираемыми ими последователями, которым предлагали курить коноплю, а затем помещали в роскошные сады и покои. Там будущие агенты проводили несколько дней в окружении ублажавших их красивых девушек и распитии вина. Затем их выносили из покоев, и когда проходило их опьянение, приближенные Ибн Саббаха убеждали их в том, что посредством своего даи они на несколько дней попадали в рай. После чего обещали, что в случае мученической смерти за торжество «правой веры» (т.е., исмаилизма) и «истинного имама (вождя)» они окажутся в раю навечено. После этого агента, уже не сомневающегося в праведности своего дела скрытно направляли расправиться с кем-либо из исмаилитских врагов. В Сельджукском государстве таких одержимых идеей вновь и навечно оказаться в «раю» убийц, под видом обычных людей подбиравшихся к важным чиновникам и военачальникам, а затем, невзирая на опасность быть убитыми на месте, бросавшихся на тех с кинжалами, прозвали «хашиши» (множественное на арабском языке «хашишиюн») от слова «хашиш – сухая трава» (конопля, которую они курили в Аламуте). Впоследствии – во время Крестовых походов, с такими исмаилитскими террористами познакомились и проникшие на мусульманских Восток европейцы. В Европу их восточное прозвище пришло в искаженной форме «ассасин», и в настоящее время оно в европейских языках обозначает фанатичного профессионального убийцу. Государство исмаилитов-низаритов пережило саму

Расцвет Сельджукской державы

Сельджукскую державу и было уничтожено в XIII в. натиском монгол. 14 октября 1092 г., когда везир Низам аль-Мульк проходил со свитой мимо города Нехавенд в Западном Иране, ассасин Аррани, притворившийся подвижником, подошел к его паланкину и неожиданно нанес главному министру Сельджукского государства смертельный удар кинжалом. 19 ноября того же года в Багдаде неожиданно умер 37-летний султан Мелик-шах. Предполагали, что он был отравлен врагами. Его тело перевезли в туркменский город Мерв на западе Средней Азии и там похоронили рядом с телом его отца Алп-Арслана.

Расцвет Сельджукской державы

После смерти Мелик-шаха Сельджукская держава стала приходить в упадок. Причиной этого была типичная для империй Средневековья феодальная раздробленность: каждый наместник был в своей провинции по сути местным султаном со своими войском и государственным аппаратом; подданные платили подати ему, а уже он часть собранного налога передавал в общеимперскую казну. Понятно, что каждый вассальный правитель желал большей самостоятельности в своих делах, более стабильного положения во главе своего удела, неохотно делился своим доходом с султаном. Не желая отделять свой удел от остальной империи из страха перед карательными мерами верховного правителя или перед нападением сильного врага, каждый вассальный князь, тем не менее, старался содействовать приходу к власти именно того наследника верховного престола, который больше учитывал бы в своем правлении его интересы. Это приводило к спорам и вражде между разными провинциями, между султанскими наследниками, которых поддерживали разные князья. Систематически это противостояние выливалось в кровавые братоубийственные войны, изнутри ослаблявшие державу. Начали бороться за власть и знатные военачальники, опекавшие двух малолетних сыновей Мелик-шаха Беркиярука и Махмуда, а также брат покойного султана Арслан-Аргун. Вследствие охватившей державу усобицы сельджуки не смогли достаточно эффективно дать отпор неожиданно вторгшимся на исламский Восток из Европы первым крестоносцам, которые надолго смогли закрепиться в присредиземноморской части Сирии и Палестины, устроив там невиданное насилие над мусульманским населением.

Источник — https://history-thema.com/rasczvet-seldzhukskoj-derzhavy/

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account