Ранние русские миноносцы которые были не совсем русскими

20

У нас иногда очень интересно излагают материал. Например: «В 1884 году в мире насчитывалось более двух с половиной сотен миноносцев и миноносок, в том числе 115 — в России, 50 — во Франции, 22 — в Голландии, 19 — в Англии, 18 — в Италии и 17 — в Австро-Венгрии». Из чего делается вывод о том, что мы «впереди планеты всей». Все это «почти правильно», если не считать одной детали: миноносец, это не миноноска.

Мы уже немного коснулись темы первых миноносцев (именно миноносцев, а не миноносных катеров- миноносок). Некоторые миноноски имели достаточно приличное водоизмещение и ход. Так, например, три миноноски («Скумбрия», «Скорпион», «Султанка»), построенные товариществом «Беллино-Фендерих» (будущий «Одесский станкостроительный завод им. В. И. Ленина») имели 30 тонн водоизмещения, торпедный аппарат и ход в 13 узлов. Почти миноносец (но, «почти»). В среднем, миноносцы были в 2-3 раза больше, и были чуть быстроходнее. Если очень коротко повторить эту историю, то…

Сначала был «Батум» (№251), построенный в Великобритании фирмой «Yarrow», потом зарубежным судостроителям были заказаны четыре разных миноносца: «Геленджик» (№255 построен «Forges et Chantiers» в Тулоне), «Гагры» (№254, «Клапаред» в Сен-Дени близ Парижа), «Поти» (№258 верфь А.Нормана). Четвертый миноносец, заказанный в Великобритании, успел поступить в Россию до обострения отношений с Великобританией. Миноносец «Сухум» (№257) был заложен в Англии (Чизвик, Д. Торникрофт) в 1883 г., спущен на воду в 10.06.1883 г., зачислен в списки 19.07.1883 г., вступил в строй в сентябре 1883 г. Корпус миноносца стальной, толщина листов наружной обшивки 3,2 мм. Котел был построен по чертежам Торникрофта, на котельном заводе в Болтоне, стальной, локомотивный, с прямым ходом. Машина — вертикальная, двухцилиндровая, смешанной системы. При водоизмещении в 59 тонн (за счет ограничения нагрузки) была достигнута скорость 18,9 уз. Когда миноносец снабдили всем необходимым для плавания, его водоизмещение возросло до 64 тонн, а скорость уменьшилась на 1 уз. Осенью 1883 года миноносец своим ходом прибыл в Севастополь. Свою первую кампанию 1884 года он провел в составе Черноморского учебного минного отряда. Самое интересное, что корабль этот нес еще и паруса.

Таким образом, получили 5 разных миноносцев построенных пятью разными фирмамиКорабли составили Первый минный отряд Черноморского флота.

В июле 1884 года в Николаеве был заложен еще один миноносец, получивший название «Измаил». Он строился по прототипу миноносца «Поти», построенного верфью А.Нормана. Он вошел в строй летом 1886 года, и количество миноносцев на ЧФ возросло до шести.

Ранние русские миноносцы которые были не совсем русскими
Ранние русские миноносцы которые были не совсем русскими

Миноносец «Измаил» (Николаевское Адмиралтейство) и построенные в Петербурге Новым Адмиралтейством «Лахта», «Луга», «Нарва» были первым опытом сооружения мореходных миноносцев на отечественных верфях.

Опыт получился интересный, но дорогостоящий. Миноносец был построен из материалов, произведенных на отечественных заводах, и обошелся в 100 тыс. рублей. (30 тыс. — корпус, 70 тыс. — механизм, 15 тыс. руб. — минное вооружение). Цена получилась высокой, потому, как управляющий Брянским заводом с чисто русской фамилией Крахт задрал цену на сталь, некоторые столичные поставщики тоже завысили цену. Красномедные тянутые трубы для главных и вспомогательных механизмов до 18 типоразмеров диаметров от 12,7 до 140 мм заказывали Франко-русскому заводу (он тоже сильно задрал цену).

650 латунных труб для главного холодильника и 250 дымогарных для котла (диаметр 44,5 мм, толщина 3,2 мм, длиной 3,1 м) изготовлял завод Шодуар в Петербурге (и они тоже оказались… недешевы).Кое-что покупали за рубежом. На заводе Нормана в Гавре, например, делали машинный регулятор, тахометр, инжектор, паровую донку Клапареда и 5 эжекторов. Импорт, естественно, был недешев.

Впрочем, все познается в сравнении. Как потом оказалось 100 тысяч за миноносец в 73 тонны и со скоростью 17.6 узлов, это еще по божески (но об этом чуть-чуть потом). Самое интересное, что головной боли с ним было меньше, чем с «иностранцами» (хотя проблемы тоже были).

У некоторых авторов с миноносцем «Измаил» идет забавная «коллизия». Он указан как миноносец №267 «типа «Измаил». Нет, господа, это и есть «Измаил», тот самый миноносец №267, который присоединился к восставшему «Потемкину» (ладно, это отдельная история).

На Балтике ситуация была чуть иной. В 1878 году в русском флоте появилось множество миноносок, построенных как на отечественных заводах, так и за рубежом. Балтийский завод построил 31 миноноску. Завод Берда — 24, Невский — 5, Завод Крейтона в Або — 6, верфь Бритнева в Кронштадте — 5, верфи РОПиТ (Севастополь) и Беллино-Фендерих (Одесса) по 3 миноноски.

На долю иностранных заводов — Шихау, Вулкан (Германия) и Торникрофт (Англия) пришлось соответственно 11, 2 и 2 миноноски. Казенные Кронштадтские и Петербургские верфи построили 12 миноносок. Таким образом, большая часть миноносок находилась на Балтике.

77 миноносок принадлежали к проекту Балтийского завода (водоизмещение — 23 т, длина, ширина и осадка — 22,6; 2,7 и 1 м, скорость 13 узл.). Остальные были совершенно разнотипными (принадлежали 17 разным типам) них скорость тоже не превышала 12-13 уз. Исключение составляли 11 катеров фирмы Шихау в Эльбинге (их скорость была 16-17 узлов).

После подписания Берлинского мирного договора встал вопрос о том, что делать с этой «москитной флотилией». Шестовые мины уже устарели, торпедные аппараты для некоторых из них были тяжеловаты. В Черном море миноноски “Черепаха” и “Бычок” в мае 1884 г. передали в состав болгарского флота. Две миноноски, потом, в 1896 г. перебросили по железной дороге из Балтики в Черное море.

Миноноски пытались использовать как портовые катера, опытовые суда. Десять миноносок (№№ 3, 6, 7, 9, 18, 47, 48, 61, 64) были отправлены перед русско-японской войной по железной дороге на Дальний Восток.

Что делать с остальными?

Был единичный опыт строительства миноносца с паровыми машинами миноносок и корпусом миноносца «Взрыв». Балтийский завод построил миноносец «Котлин» (с машинами миноносок “Дрозд” и “Канарейка”) Как указывал управляющий заводом М. И. Кази, “главная цель постройки этой миноноски заключается в том, чтобы путем опыта определить, в какой степени возможно воспользоваться хотя бы частью капитала, затраченного в 1877—1878 гг. на постройку 100 миноносок, почти непригодных для боевых целей в настоящее время”. Этот миноносец был построен в единичном экземпляре.

Ранние русские миноносцы которые были не совсем русскими

И, вроде бы заводы были, и спешить было некуда, и можно было бы осваивать строительство нового класса кораблей на своих заводах, но…

В 1885 году фирме “Джеймс и Джордж Томсон” (верфь на р. Клайд близ Глазго) заказывают миноносец, получивший впоследствии название «Выборг» (он же №7, он же, с 1895 года №102). Он был единственным миноносцем этого проекта. И фирма опыта не имела. И время было… неудачное. Миноносец оказался проблемным. Он имел водоизмещение 125 тонн (полное 160т.), две паровых машины двойного расширения, два огнетрубных котла, 1300 л.с. и скорость (теоретически) до 21 узла, а, еще мог ходить под парусами. Главным его достоинством стала цена (12 тыс. фунтов, т.е. менее 1000 рублей за тонну). На нем стояли две пятиствольных револьверных пушки Гочкиса и два торпедных аппарата. Нельзя сказать, что корабль был совсем плох. Он имел два руля — носовой и кормовой, который был впервые в практике строительства миноносцев спроектирован полубалансирным. Постов управления кораблем было два — в боевой рубке и запасной кормовой. Оба поста были оборудованы паровым и ручным штурвалами, машинным телеграфом и переговорными трубами. Для освещения помещений миноносца использовались 30 электрических ламп. Кроме того, на корабле были установлены электрические отличительные огни, а на боевой рубке — мощный прожектор. Но из-за конструктивных недочетов он имел сильную вибрацию на ходу, в общем… В серию он не пошел.

Ранние русские миноносцы которые были не совсем русскими

Одновременно с этим «экспериментом» А.Норману (пишется как Normand но во французском «d» не читается) была заказана пара миноносцев: “Ревель” и “Свеаборг”. Мы о них уже писали чуть раньше. Когда? А, когда мы рассказывали о действиях владивостокских крейсеров. Все дело в том, что миноносец № 205 это бывший «Свеаборг», а № 206 это бывший «Ревель». Водоизмещение 109 тонн, скорость около 19 узлов, 2 — 37 мм орудий «Гочкиса» (их потом заменили на пятиствольные револьверные), 2 — 381 мм носовых торпедных аппарата (боезапас 4 торпеды Уайтхеда). Экипаж 2 офицера 19 матросов.

Ранние русские миноносцы которые были не совсем русскими

Заказали в это же время миноносцы и немцам.

28 августа 1885 года уполномоченный фирмы «Шихау» заключил с представителем морского министерства контракт, согласно которому в Германии обязаны были построить три миноносца для Балтийского флота. 16 ноября 1885 года был заключён второй контракт, по которому немцы строили ещё шесть миноносцев для Черноморского флота. Все корабли должны были быть полностью одинаковы как по размерам, так и по внутреннему устройству. Строились они в немецком Эльбинге (ныне польский Эльблонг).

Так на Балтике появились миноносцы № 8 — «Або», № 9 — «Виндава», № 10 — «Либава» (с 1895 года 108, 109, 110, соответственно). Их водоизмещение составляло 87 тонн, скорость более 22 узлов (две машины, но уже не двойного, а тройного расширения), вооружение стандартное: 2 пушки Гочкиса, 2 торпедных аппарата. Шесть миноносцев этого типа отправились на Черное море.

Ранние русские миноносцы которые были не совсем русскими

Первые три миноносца были доставлены внутренними водными путями (из Эльбинга на Вислу, Буг, Припять, Днепр, через Екатеринослав) в Севастополь. Вторая тройка уже шла вокруг Европы. Так, на Черном море появились миноносцы немецкой постройки №№ 261 («Кодор»), 262 («Килия»), 263 («Новороссийск»), 264 («Рени»), 265 («Чардак»), 266 («Ялта»).

Ранние русские миноносцы которые были не совсем русскими

Эта серия имела неожиданное продолжение в виде двух «разборных» миноносцев для Дальнего Востока. Миноносец типа «Або» делился на 6 отсеков (с полным насыщением). Требовалось, построив «конструктор», провести его испытание и к 15 июня 1887 г., после чего разработать и подготовить к транспортировке в трюме парохода. Контракт подписали 24 декабря 1886 г.

Заказ поручили русскому Обществу механических и горных заводов, которое назначило наименьшую цену, гарантировало сохранение всех проектных характеристик немецкого образца и обещало применять материалы только отечественного производства. «Наименьшая цена» оказалась (естественно) не маленькой. Она была вдвое выше немецкой (за «неразборный» миноносец) и составляла «всего лишь» 218 тыс. руб.

Так появились миноносцы «Янчихе» и «Сучена», они же №№ 201 и 202.

Традиционно, у нас расписывают, что сначала была одна серия, потом другая, потом третья. В реальности, «французы», «немцы» и одинокий «англичанин» строились почти одновременно.

Следующая «волна» миноносцев была уже «почти отечественной». Вернее несколько «волн».

Источник — https://dzen.ru/a/ZHpbGTmO5hTcQBQj

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account