2

На сайте Отвага2004 нашел статью, которая, думаю, заинтересует коллег-мореманов.

30 декабря 1959 г. в мировом кораблестроении произошло знаменательное событие: в состав ВМС США была принята атомная подводная лодка «Джордж Вашингтон» с 16 баллистическими ракетами на борту. 15 ноября 1960 г. она вышла в свой первый поход. БР «Поларис А1» с ядерными боезарядами могли стартовать из-под воды и имели дальность 2200 км, что позволяло им из Средиземного моря и Северной Атлантики поражать стратегические объекты в Европейской части СССР. Расстановка и баланс ядерных сил двух крупнейших держав резко изменились.

Всё это заставило военно-политическое руководство СССР задуматься об организации эффективного противодействия подводным ракетоносцам противника. Требовалось обнаружить и уничтожить вражескую подводную лодку до того момента, как она осуществит запуск своих ракет. А для этого следовало построить эшелонированную систему противолодочной обороны. В то время дальняя зона ПЛО начиналась на расстоянии 150 миль от побережья СССР, что определялось как радиусом действия существовавших на тот момент противолодочных кораблей, так и тактическим радиусом противолодочной и истребительной авиации берегового базирования. Оборона дальних противолодочных рубежей возлагалась на подводные лодки и береговую авиацию ПЛО дальнего действия. Но в сложившейся новой ситуации этого было уже недостаточно – необходимы были корабли дальней зоны ПЛО для поиска и уничтожения ПЛАРБ противника в океане. Они должны были нести службу вне районов, контролируемых нашей береговой авиацией. Однако ввиду того, что в ВМФ СССР авианосцев не существовало, а корабли дальней ПЛО нужно было защищать от ударов с воздуха, была признана необходимость в обязательной поддержке таких кораблей специальными кораблями ПВО. Их планировалось вооружать, кроме средств самообороны, ЗРК дальнего действия, способными обеспечить эшелонированную оборону поисково-ударного противолодочного соединения от современных средств воздушного нападения.

Одним из первых корабельных ЗРК дальнего действия, планировавшийся к установке на перспективные корабли ПВО, стал комплекс, получивший обозначение М-3. Его создание велось с 1956 г., при этом в его составе использовалась ракета В-800 разработки ОКБ-2, созданная для сухопутного ЗРК «Беркут». Ввиду конструктивных особенностей ракеты, а самое главное – ее габаритов, конструкторам пришлось размещать 4 пороховых стартовых ускорителя на головной части ЗУР, что придавало ей весьма своеобразный вид. Старт должен был производиться с двухбалочной наводящейся пусковой установки. Техническая сложность комплекса М-3 привела к тому, что работы по нему были полностью прекращены, а имеющийся задел работ был использован при проектировании нового ЗРК дальнего действия М-31.

Комплекс М-31 был начат разработкой в НИИ-20 согласно постановлениям СМ от 29.07.1959 г. и от 21.06.1961 г. В нем также было решено использовать уже отработанную ракету от сухопутного ЗРК, на этот раз – 2К11 «Круг». Аппаратура 2К11 и ракеты КС-42 дорабатывались для размещения на кораблях соответственно НИИ-20 и ОКБ-8. ЗУР должна была иметь стартовую массу 3,2–3,5 т, длину 9–11 м, дальность поражения воздушных целей 50-60 км в диапазоне высот 1–25 км. Для запуска ракет в ЦКБ-34 была разработана двухбалочная наводящаяся пусковая установка СМ-92. ЗУР предполагалось хранить в двух погребах в заправленном состоянии со сложенными крыльями. Для подачи на ПУ проектировались конвейерные установки на 8 (погреб №1) и на 10 ракет (погреб №2). В системе наведения предполагалось использовать доработанные антенные посты комплекса «Круг».

Ракетный корабль ПВО проекта 1126. СССР

Предположительные проекции корабля ПВО пр.1126 раннего эскизного проекта. Корабль вооружен ЗРК М-3 и М11

Одновременно с созданием ЗРК дальнего действия в программу военного кораблестроения на 1959-1965 гг. было включено создание океанского ракетного корабля ПВО проекта 1126. Он должен был включаться как флагманский в состав поисково-ударных групп, предназначавшихся для борьбы с атомными подводными ракетоносцами противника, и обеспечивать централизованное управление средствами ПВО группы. Тем самым предпринималась очередная попытка обеспечения ПВО соединений наших кораблей в океане без создания авианосцев.

Постановлением правительства от 25.07.1959 г. были определены основные элементы корабля ПВО пр.1126 и его вооружение, основой которого должен был стать зенитный ракетный комплекс большой дальности М-3. Проектирование было поручено коллективу ЦКБ-17 под руководством главного конструктора В.В.Ашика, которого с 1960 г. заменил П.П.Милованов. По ТТЗ стандартное водоизмещение ограничивалось 10000 т, скорость полного хода задавалась 33-34 узла, дальность плавания 24-узловым ходом – 5000 миль. По своим размерам и составу вооружения проект 1126 был, конечно же, ракетным крейсером ПВО.

Ракетный корабль ПВО проекта 1126. СССР

Следующий вариант пр.1126, вооруженный ЗРК М-3 и М-1 и оснащенный РЛС «Восход»

Главным оружием корабля являлся ЗРК большой дальности М-3. По одному такому комплексу предполагалось разместить в носу и в корме. Целеуказание для ЗРК должна была выдавать проектируемая РЛС большой дальности, имеющая два совмещенных антенных поста и поистине циклопические размеры (она так и не вышла из стадии разработки и была заменена на РЛС «Восход»). Однако неудачи с разработкой М-3 вынудили продолжить работы уже с новым корабельным ЗРК М-31 того же нажначения. Для самообороны корабля предусматривались два ЗРК средней дальности М-11 (со станциями наведения «Ятаган»), также размещенные по одному в носу и в корме. Этот комплекс задумывался как универсальный и мог поражать как воздушные, так надводные цели, но его разработка не была закончена и в проекте он был заменен на ЗРК М-1 «Волна», но уже со станциями наведения «Гром». Артиллерийское вооружение корабля включало две, а затем четыре спаренные универсальные 57-мм артустановки АК-725 с радиолокационным наведением, кроме того предусматривались два 533-мм торпедных аппарата для противолодочных торпед (позднее от них отказались) и две реактивные бомбометные установки РБУ-1000 (позднее – РБУ-6000). Корабль имел соответствующее своему назначению радиолокационное вооружение, в т.ч. РЛС обнаружения воздушных целей большой дальности «Восход», две РЛС общего обнаружения, станции радиотехнической разведки и систему наведения истребительной авиации.

Ракетный корабль ПВО проекта 1126. СССР

Более поздний вариант пр.1126 с ЗРК М-31 и М-1. Торпедные аппараты уже отсутствуют

Всего на стадии эскизного проекта было проработано около 20 вариантов корабля с различным составом вооружения, разными материалами корпуса, энергетическими установками, водоизмещением от 6200 до 11100 тонн и максимальной скоростью от 29,7 до 35,5 узлов. Эскизный проект был утвержден в июле 1960 г. Для дальнейшего проектирования рекомендовался вариант стандартным водоизмещением 9000 тонн с двумя котлотурбинными установками мощностью по 45000 л.с. каждая, аналогичными установленным на строящихся в то время эсминцах пр.58. Это уже был чистый ракетный корабль ПВО, не имеющий ни торпед, ни артустановок.

Ракетный корабль ПВО проекта 1126. СССР

Один из последних вариантов корабля ПВО пр.1126. Корпус выполнен гладкопалубным, артиллерия отсутствует, установлены 4 ПУ ЗРК М-1

Однако, в том же в 1960 г. сначала было принято решение о сокращении числа намеченных к постройке кораблей ПВО пр.1126 с трех до двух, а в 1961 г. разработка технического проекта была вообще прекращена, а сами корабли были исключены из кораблестроительной программы, как было сказано в Постановлении Правительства от июня 1961 г. «в целях сосредоточения усилий на создании более перспективных кораблей». Одновременно с этим были прекращены работы и по комплексу большой дальности М-31. Так наш флот лишился очередного так необходимого ему корабля.

Ракетный корабль ПВО проекта 1126. СССР

Общая компоновка корабля ПВО пр.1126

Однако если объективно рассматривать проблему ПВО отечественного ВМФ того времени, то можно прийти к однозначному выводу: с учетом быстрого развития средств воздушного нападения вероятного противника ни уже разработанные, ни перспективные корабельные ЗРК уже были не в состоянии гарантировать неуязвимость соединения, а тем более одиночного корабля. Только барражирующая палубная истребительная авиация могла обеспечить дальнюю ПВО, позволяя тем самым создать минимальный резерв времени для успешного использования корабельных зенитных ракетных комплексов. Но поскольку в ВМФ СССР авианосцы как класс вообще не предусматривались руководством, то все эти выводы, неудобные для официальной точки зрения, замалчивались, а наш океанский флот до настоящего времени остался без прикрытия с воздуха.

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение, тонн

• полное

6 200…11 100

Основные размерения, м

• длина наибольшая

• ширина наибольшая

• осадка наибольшая

198…200

25…26

6…7

Главная энергетическая установка:

• 4 паровых котла КВН-95/64, 2 ГТЗА ТВ-12

   суммарная мощность, л.с. (кВт)

• дизель- и турбогенераторы

котлотурбинная

90 000 (66 150)

4…8

2 вала; 2 гребных винта

Скорость хода, уз:

• наибольшая
• экономическая

30…35,5

16…18

Дальность плавания, миль (при скорости, уз)

5000 (24)

Автономность, сут.

30

Экипаж, чел. (в т.ч. офицеров)

н/д

ВООРУЖЕНИЕ

Зенитное ракетное:

• ПУ ЗРК М-3 или М-31 (поздние варианты)

• ПУ ЗРК М-11 или М-1 «Волна» (поздние варианты)

Х 2

Х 2 или 4 Х 2

Артиллерийское:

• 57-мм АУ АК-725 (кроме позднего варианта)

Х 2

Торпедное:

• 533-мм ТА (на ранних вариантах)

Х 5 или 2 Х 3

Противолодочное:

• РБУ-1000 или РБУ-6000

Х 6 или 2 Х 12 или 4 Х 12

Авиационное:

• вертолет Ка-25 на ВПП

1

 

РАДИОЭЛЕКТРОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ

БИУС

• н/д

РЛС общего обнаружения

х н/д

РЛС обнаружения ВЦ

х МР-600 «Восход»

РЛС обнаружения НЦ

4…6 х н/д

ГАС

• н/д

средства РЭБ

• н/д

РЛС управления огнем

Х (н/ддля ЗРК БД

Х 4Р-90 «Ятаган» или «Гром» для ЗРК МД

Х МР-103 «Барс» для 57-мм АУ

средства связи

набор средств

средства навигации

набор средств

РЛС госопознавания

• н/д

 

источник: http://otvaga2004.ru/atrina/atrina-sovr/proekt-1126/

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account