Радиоуправляемые игрушки для моряков, часть IV: «Центурион»
Вполне удовлетворенный результатами опытов с “Агамемноном”, британский флот, однако, желал большего. В 1924 году, было решено, что “Агамемнон” все же слишком маленький и старый, чтобы соответствовать параметрам современного боевого корабля. Адмиралы сочли наилучшим заменить его супердредноутом “Центурион”, водоизмещением в 25500 тонн. Один из трех еще остававшихся в составе флота кораблей типа “Кинг Джордж V”, “Центурион” должен был быть списан, как только завершится строительство нового линкора “Родни”.
С переделываемого супердредноута, в соответствии с требованиями Вашингтонского Соглашения, сняли все орудия и орудийные башни, боевые рубки и ненужное оборудование, котлы перевели на нефть. Чтобы значительное уменьшение верхнего веса не сказалось на стабильности корабля, часть бывших угольных ям заполнили гравием и галькой. Броневую палубу в ключевых местах усилили дополнительной накладкой броневых плит, и часть неиспользуемых более отсеков заполнили пробкой, чтобы гарантировать “Центуриону” непотопляемость.
Корабль был оснащен системой радиоуправления, идентичной применяемой на “Агамемноне” (возможно, что это была та же самая система, переставленная с корабля на корабль). Его кораблем управления по-прежнему был эсминец “Сикари”, ранее служивший контрольным кораблем для “Агамемнона”.
В новой роли, “Центурион” неоднократно принимал участие в военно-морских учениях начиная с 1928 года. Его прочная конструкция и дополнительно принятые меры защиты позволяли флоту стрелять прямо по кораблю, не опасаясь разрушить его учебными снарядами. В 1930 году, он был дополнительно оснащен дистанционно управляемой аппаратурой постановки дымовой завесы (запускаемой и отключаемой резервными кодами в системе радиоуправления) и играл главную роль в фильме о самом себе – “The Robot Battleship — With our Navy in the North Sea”.
Начало Второй Мировой Войны старый дредноут встретил в Портсмуте. Массивный, прочный корпус “Центуриона” сразу же привлек внимание адмиралов: хотя состояние корабля делало обратную перестройку его в боеспособный линкор неэкономичной, британцы считали, что смогут использовать его как ценную вспомогательную единицу.
Весной 1940 года, “Центурион” перевели на верфь ВМФ в Девонпорте, где предполагалось перестроить его в корабль ПВО, для кампании в Норвегии. Прежде чем эти планы были реализованы, Франция пала, союзники эвакуировались из Норвегии и “Центурион” – спешно вооруженный несколькими зенитными пулеметами – поставили на рейд Девонпорта в качестве импровизированной плавучей зенитной батареи. Адмиралтейство предполагало использовать его как корабль заграждения, на случай высадки немцев в Британии.
В апреле 1941 года, когда угроза немецкого вторжения начала ослабевать, Адмиралтейство вновь задумалось над планами применения “Центуриона”. На этот раз – с подачи Черчилля – его было предложено использовать на Средиземном Море, для блокирования входа в порт Триполи, важнейший узел снабжения итальянской армии в Ливии. Предполагалось, что “Центурион” будет подведен близко к порту, и затем направлен на радиоуправлении ко входу в гавань – где ляжет на грунт и блокирует фарватер, тем самым на несколько месяцев сделав невозможным какое-либо использование Триполи. Черчилль одобрил этот проект, но командующий Средиземноморским Флотом, адмирал Эндрю Каннингем высказался против: по его мнению, “Центурион” был слишком медлителен и защита его от итальянских воздушных атак потребовала бы слишком много ресурсов.
В конечном итоге, для “Центуриона” нашлось применение. В мае 1942 года, он был замаскирован так, чтобы внешне напоминать новый быстроходный линкор “Энсон”. На “Центурион” установили фальшивые деревянные башни главного калибра, фанерные надстройки, переднюю мачту и заднюю дымовую трубу. Оснащенный несколькими зенитными пушками и соответствующим образом закамуфлированный, старый “Центурион” был в июне 1942 направлен вокруг Африки в Бомбей, откуда Суэцким Каналом прошел в Средиземное Море – для “прикрытия” очередного мальтийского конвоя. Британский Средиземноморский флот был вынужден блефовать: оба его линкора были выведены из строя итальянскими диверсантами, и в случае выхода в море итальянских линкоров, противопоставить им было нечего. Адмиралы надеялись, что “Центурион” в роли “Энсона” будет достаточно убедительным аргументом для итальянцев не рисковать, и остаться дома.
11 июня, “Центурион” вышел в море вместе с крейсерами дальнего прикрытия конвоя. Его маскировка не сработала так, как полагали адмиралы – итальянцы все же вывели свои тяжелые корабли в море, но, из-за ошибок итальянского командования, их линкоры так и не сумели встретиться с конвоем. 15 июня, “Центурион” был атакован двадцатью четырьмя немецкими пикировщиками, но избежал повреждений, и сбил одну “Штуку” своими зенитками.
После этой операции, “Центурион” был поставлен на якорь возле Суэца. По-прежнему изображая современный быстроходный линкор, он успешно удерживал итальянский флот от излишней активности с лета 1942 по весну 1944 года.
Последний раз старый «Центурион» был призван на службу Короны в 1944 году. Вместе с рядом других устаревших кораблей, он был направлен к побережью Нормандии во время операции “Оверлорд” и 7 июня 1944 года затоплен на мелководье, как часть волнолома искусственного порта “Малберри”. Немецкая береговая артиллерия выпустила несколько снарядов по погружавшемуся кораблю, и – приняв его за настоящий линкор – доложила начальству о “потоплении британского линкора со значительными потерями в экипаже”. Последнее немецкие наблюдатели вывели на том основании, что насчитали только семьдесят человек, покинувших борт дредноута – понятия не имея о том, что эти семьдесят человек были всем его экипажем!