Невзлетевший французский шедевр опередивший время. Вертолёт Breguet SFG G 10 A
Работы компании Breguet по проекту вертолета SFG G 10 A. Франция
В книге, посвященной работам компании Breguet в период 1920-40 годов, речь шла о проекте экспериментального и учебного вертолета, который разрабатывался параллельно с двухмоторным боевым вертолетом G 20 и который должен были использовать один несущий винт от «двадцатого». Этим вертолетом был G 10, который оснащался 350-сильным двигателем и работы по которому были прекращены в 1937 году. Примерно в это же время Société Française du Gyroplane (SFG) по заказу сухопутных сил приступило к созданию вертолета наблюдения. К сожалению, в июне 1940 года этот летательный аппарат, изготовление которого продвинулось достаточно далеко, во время его эвакуации из района Парижа был уничтожен во время бомбардировки железнодорожного вокзала Трапп.
Однако эта работа не была совершенно бесполезной: без каких-либо серьезных изменений от G 10 были позаимствованы трансмиссия и трехлопастные винты (соосные как на всех вертолетах компании Breguet) для использования в проекте небольшого пассажирского вертолета. Проект, разработка которого была начата Рене Дораном на заводе в Англете в июне 1940 года после Перемирия, получил обозначение G 10 A. Это был небольшой вертолет, рассчитанный на перевозку восьми пассажиров и двух членов экипажа, оснащенный 14-цилиндровым радиальным двигателем воздушного охлаждения Gnôme-Rhône 14 M мощностью 600 л.с. (вал двигателя установлен строго вертикально без отклонений). Армия очень быстро заинтересовалась в возможности быстрой эвакуации раненых во Французской Северной Африке, и данный проект стал широко известен как «санитарный вертолет».
Большая часть чертежей была сделана в конструкторском бюро в районе Парижа и была отправлена на завод компании Breguet в Тулузе как для утверждения, так и для отправки в техническую службу, которая в то время размещалась в Роане. Модель была подвергнута испытаниям в аэродинамической трубе в Сен-Сире. Однако изготовление прототипа столкнулось серьезной трудностью: оно велось в т.н. «свободной зоне», тогда как 600-сильный двигатель Gnôme-Rhône 14 M находился на складе в оккупированном немцами Париже. Впоследствии проект, похоже, постепенно уступил место более совершенному G 34.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: SFG G 10 A
Назначение: пассажирский вертолет
Статус: прототип
Экипаж: 2 пилота + 8 пассажиров
Силовая установка: один 14-цилиндровый радиальный двигатель воздушного охлаждения Gnôme-Rhône 14 M, развивавший мощность 600 л.с. и вращавший два трехлопастных соосных несущих винта
Размеры:
диаметры несущих винтов 15,4 м
Масса:
пустого 1870 кг
с полной нагрузкой 3390 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость на высоте 2000 метров 210 км/ч
дальность полета 500 км
время набора высоты 2000 метров 15 мин
источник: Jean CUNY et Pierre LEYVASTRE «LES AVIONS BREGUET (1940/1971)», стр.332-334
перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-raboty-kompanii-breguet-po-proektu-vertoleta-sfg-g-10-a