Работа над ошибками. Броненосные крейсера типа «Принцесса де Астуриас». Испания

18

Когда пришедшее к власти в Испании правительство либералов перекраивало морскую программу адмирала Антекера, то результатом виделась эскадра из шести однотипных броненосных крейсеров, crucero acorazado, способных защитить владения испанской короны хоть у берегов Кубы, хоть в Филиппинском архипелаге.

Работа над ошибками. Броненосные крейсера типа "Принцесса де Астуриас". Испания

Первые три крейсера в 1889 году заложили на построенной англичанами современной верфи в Бильбао. Они известны как крейсера типа «Инфанта Мария Тереза». Следующие три стальных крейсера проекта , утвержденных королевским указом от 17 сентября 1888 года, должны были быть построены на старых испанских государственных арсеналах в Эль Ферроле, Кадисе и Картахене. Закладка их состоялась одновременно, в следующем году после бискайских. Но скорость строительства на старых арсеналах была на порядок ниже чем на верфи, организованной британцами.

К войне с США 1898 года они не успели. Быстрый прогресс морских вооружений и выявленные в сражении при Сантьяго 3 июля 1898 года недостатки, повлекшие гибель всей испанской эскадры, включая и три броненосных крейсера, заставили пересмотреть проект и внести кардинальные изменения в строящиеся крейсера. Испанский морской инженер Х. Кастельоте предложил модернизировать их для приведения к современному уровню, что привело к выделению этих трех крейсеров в отдельный тип.

В итоге строительство затянулось на долгие 15 лет. В строй крейсера вошли лишь в 1902-1904 годах. Изменения коснулись в основном бронирования и вооружения. Корабли получили новую гарвеевскую броню и новые пушки испанской и французской разработки. Гарвеевская броня была прочнее компаундовской первой серии, а артиллерия, хоть и потеряла в калибре и количестве стволов, но получилась более удобно расположенной и защищенной. Четыре 140 мм в отдельных спонсонах на один борт оказались лучше пяти в открытой тесной батарее.

Однако и здесь испанцы чудовищно опоздали, крейсера, несмотря на исправленные ошибки первенцев, были построены уже устаревшими.

Крейсера, также как и в первой серии, получили имена в честь одного из представителей правящего дома, принцессы Астурийской, одного из испанских исторических деятелей, кардинала инквизиции Сиснероса, и одной из провинций Испании, Каталонии. «Принцесса де Астуриас» (Princesa de Asturias ), «Кардинал Сиснерос» ( Cardenal Cisneros ), «Каталунья» ( Cataluña ).

Мария де лас Мерседес де Бурбон и Габсбург-Лотарингская, принцесса Астурийская (Мария де лас Мерседес де Бурбон и Габсбург-Лорена) ( 11 сентября 1880 — 17 октября 1904), Старшая дочь короля Испании Альфонсо XII и его второй жены Марии Кристины Австрийской . На протяжении всей жизни являлась наследницей испанского трона при брате Альфонсо XIII. В период с 25 ноября 1885 и до 17 мая 1886 года Мерседес номинально была правительницей Испании. 17 мая 1886 года её мать родила сына, который стал королём Альфонсо XIII . Если бы мать родила третью дочь, то Мерседес стала бы царствующей королевой Испании. После рождения брата она снова стала наследницей престола вплоть до собственной смерти в 1904 году

Кардинал Франси́ско Химéнес де Сиснéрос ( Francisco Jiménez de Cisneros ; 1436  — 8 ноября 1517 ) — глава испанской церкви , великий инквизитор , доверенный советник Фердинанда Католика .

«Принцесса де Астуриас» («Princesa de Asturias») Арсенал La Carraca , Сан-Фернандо, Кадис —заказан 23 сентября 1889 г. Заложен в 1890, спущен на воду 17 октября 1896 после неудачной попытки спуска на воду 9 октября, вступил в строй в 1902 году по др. данным 10 июня 1903 года). Списан в декабре 1927

«Кардинал Сиснерос» («Cardenal Cisneros»)  Арсенал дель Феррол— Заложен 1 сентября 1890, спущен на воду 19 марта 1897, вступил в строй в 1902 году( по др. данным 30 марта 1903 года или в 1904 году). Потерпел крушение 28.10.1905

«Каталунья» «Cataluña» Арсенал дель Картахена— Заложен в 1890, спущен на воду 24 сентября 1900, вступил в строй в 1903 году (по др. данным в 1904 году). Списан в 1929

Водоизмещение нормальное 6888 тонн, полное 7523–7549 тонн.(6888—7400 т). Длина 106,0/110,97 м. Ширина 18,59/19,6 м. Осадка 6,61 м среднее , 7,60 м максимальная.

Бронирование- Гарвеевская броня -Пояс — 300-150 мм, палуба — 57 мм, барбеты — 200 мм, башни — 100 мм, рубка — 200 мм , траверсы 250 мм, казематы 40 мм

Двигатели 2 горизонтальные паровые машины тройного расширения, 6 цилиндрических паровых котлов, 10 500 л. с. Движитель 2 винта. Скорость хода 18 узлов (в форсированном режиме с 14800 л.с. 20 узлов). Запас угля 935/ 1180 т. Дальность 6500 миль на 10 узлах. Экипаж 542 человека или 480 моряков и 59 морпехов

Вооружение -2 × 1 — 240-мм/40 Guillén M1896 , 8 × 1 — 140-мм/35 Schneider-Canet , 8 — 57-мм/42 Nordenfelt, 10 — 37-мм/27 Nordenfelt-Maxim. 2 десантных орудия. Минно-торпедное вооружение -5 однотрубных торпедных аппаратов 450 мм, один носовой и 4 бортовых.

Крейсера в целом сохраняли компоновку предшествующего типа «Инфанта Мария Тереза». Силовая установка из двух трехцилиндровых горизонтальных паровых машин тройного расширения на форсировании давала 14 800 л.с. мощности и обеспечивала 20 узловую скорость.

Бронирование, как и у предшественников, состояло из короткого броневого пояса высотой 1,65 метров, длиной 84 метра, толщиной 300 мм на миделе и 150 мм в оконечностях. Рубки и барбеты были прикрыты 200 мм стальными плитами, башни 100 мм, а палуба имела толщину стальных листов 57 мм. У казематов толщина брони-30-40 мм.

Основное отличие, кроме гарвеевской брони, было в вооружении. Крейсера получили для двух башен пару 240 мм/40 орудий Guillén обр. 1896 года, спроектированные испанским морским артиллеристом Гильеном и изготовленных на французском заводе «Шнейдер». Установки 20700 кг могли стрелять 199 кг снарядами с начальной скоростью 647 м/с.

Средняя артиллерия была представлена восемью скорострельными 140 мм /35 пушками Schneider-Canet в бортовых спонсонах.

Для противоминной защиты предназначались восемь 57 мм 6 фунтовок Норденфельта и десять 37 мм скорострелок Максима. Для десанта-две 75 мм пушки «Виккерс».

Торпедное вооружение, доставившее столько проблем в битве при Сантьяго, сократили до пяти торпедных труб. одна носовая и четыре бортовых. По другим данным, труб было три-две носовых и одна кормовая.

Работа над ошибками. Броненосные крейсера типа "Принцесса де Астуриас". Испания

Вторая серия испанских броненосных крейсеров, «Принцесса де Астуриас», «Каталунья» и «Кардинал де Сиснерос», вошла в строй лишь в 1902-1904 годах, когда дальних колоний, достойных защиты, у Испании уже не осталось, а сами корабли сильно устарели.

Крейсер Cardenal Cisneros:

Крейсер «Каталунья»:

Из броненосных крейсеров испанского флота второй серии войти в историю удалось лишь одному, и то по весьма скорбному поводу. Испанский флот регулярно платил огромную дань Посейдону своими боевыми кораблями. Можно подумать, что морской царь обложил испанский флот 20-30 процентным налогом за какую-то страшную провинность. «Рейна Рехенте», «Санчес-Баркастеги», «Кристобаль Колон»… И вот, 28 октября 1905 года «Кардинал де Сиснерос».

Новенький броненосный крейсер во время обычного учебного похода (для проверки работы котлов) вдоль побережья Галисии, по вдоль и поперек изученным за последние три тысячелетия активного трафика морским путям, в заливе Муро (Мейксидос) в тихую спокойную погоду умудрился найти свой риф, до этого неизвестный мореплавателям.

Видимо осадка крейсера превысила нормы, которые соблюдали его предшественники. В итоге «Кардинал де Сиснерос» на полном ходу «прошел» через скалу, пропоров себе днище на полсотни метров. При таком повреждении борьба за живучесть была признана бессмысленной и экипаж начал спасать себя.

Благодаря спокойной погоде и наличию рыболовецких судов поблизости, спаслись все 550 человек, находившихся на борту, включая кочегаров и машинистов из пострадавших при аварии отсеков. Корабль затонул через 40 минут после столкновения со скалой.

«Кардинал де Сиснерос» в это время, кстати, исполнял обязанности флагмана испанского флота.

Командир крейсера капитан Мануэль Диас Иглесиас пошел под трибунал, причем ему вменяли не гибель корабля, а то, что покидая тонущий крейсер, он не забрал вахтенный журнал. Его приговорили по статье 198 кодекса ВМФ за халатность к отстранению от службы на один год.

Благодаря отсутствию журнала место столкновения определить точно невозможно, т.к. по инерции крейсер прошел потом еще 2,5 мили.

Работа над ошибками. Броненосные крейсера типа "Принцесса де Астуриас". Испания

Оставшиеся два систершипа, «Принцесса де Астуриас» и «Каталунья» несли службу до конца 20-х годов, им довелось участвовать в Рифской войне, обстреливая позиции повстанцев на побережье.

Источник — https://dzen.ru/a/Xfm2KrR3vwCv0Qqk

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account