Пыль Халхин-Гола Часть 97. 25 августа 1939. Чёрный день Императорской авиации

11

Пыль Халхин-Гола Часть 97. 25 августа 1939. Чёрный день Императорской авиации

Содержание:

На шестой день большого советского наступления на Халхин-Голе «сталинские соколы» дали командованию повод испытать за них настоящую гордость. Длительные усилия принесли, наконец, неоспоримый результат. В этой статье будет много цитат из документов, но при чтении следует помнить что все лётчики-истребители всегда сильно преувеличивают свои успехи. На то есть масса причин, и ни одна из них не порочит лётный состав. Столь же критически нужно относиться и к оценке численности самолётов противника.

Основным источником сведений для статьи служит оперативная сводка штаба ВВС 1-й Армейской группы от 25 августа 1939. Японские источники о действиях авиации в этот день мне неизвестны, так что изложение имеет перекос в советскую сторону.

Силы сторон

Согласно сводке, всего в Армгруппе имелось 536 самолётов: 342 истребителя и 194 бомбардировщика.

Большая часть истребителей входила в три авиаполка: 22-й, 56-й и 70-й иап. Парк составляли:

      • 196 И-16, из них 80% исправных;
      • 23 И-16П (пушечных), 83% исправных;
      • 68 И-153 «Чайка», 75% исправных;
      • 55 И-15бис, 90% исправных.
Пушечный вариант И-16. На Халхин-Голе применялся преимущественно для штурмовок, вероятно, по причине малочисленности

Пушечный вариант И-16. На Халхин-Голе применялся преимущественно для штурмовок, вероятно, по причине малочисленности

Бомбардировщики были сведены в три полка (38-й, 56-й и 150-й сбп) и отдельную группу ТБ-3. Всего имелось:

      • 170 СБ, 82% исправных;
      • 24 ТБ-3, 92% исправных.

Учитывая, что ТБ-3 летали по ночам, И-15бис в основном охраняли аэродромы, а И-16П работали по земле, выходит что для прикрытия 139 исправных СБ имелось 208 исправных «ишаков» и «чаек», то есть вполне адекватные силы.

О количественном составе японской авиации у меня нет определённых сведений; предположительно она составляла около 200 самолётов. Её наиболее серьёзной проблемой, если не считать численного превосходства ВВС РККА, были пилоты. Японские лётчики третий месяц работали на износ, проводя в воздухе до шести с половиной часов в сутки. К августу их физическое состояние уже вызывало опасения. Кроме того, серьёзные потери личного состава едва удавалось восполнить. В частности, были присланы около дюжины свежих выпускников авиашколы Акено, прозванные в войсках «шофëрами», то есть годными летать, но не воевать.

Утро

Боевая работа началась в 5:30, но о её содержании сводка не говорит ничего определённого. Вероятнее всего, это были разведка и патрулирование истребителей. Серьёзные события начались около 10:00.

«9.55-11.37 38-й СБП 4-мя самолетами СБ производил разведку р[айо]на Ламыин Сумэ, Самыин Курень, Табун Нур, ст. Нуфынтай, Сикоу, Цаган Обо, оз. Синьхорка, Керуленский мост [1]. В процессе разведки произведены 2 бомбардирования по складам — 20 км восточнее ст Нуфынтай с Н 300 м[е]т.

Сброшено 79 бомб разных кал[ибров]. Бомбы сброшены с перелетом.»

Бомбардировщики СБ. Основная ударная сила нашей авиации на Халхин-Голе. Применялись также и для разведки, особенно на большую дальность

Бомбардировщики СБ. Основная ударная сила нашей авиации на Халхин-Голе. Применялись также и для разведки, особенно на большую дальность

Одновременно с этим, в 9.55-11.15 происходил крупный и напряжённый воздушный бой в районе озера Узур Нур. С нашей стороны участвовали 108 машин 22-го иап (54 И-16, 11 И-153) и 70-го иап (22 И-16, 21 И-153). По советским данным, от японцев было до 80 самолётов.

«Бой длился в течении 35 м[и]н[ут] … сбито … 15 И-97… С нашей стороны ранен летчик Грошев 22-го ИАП.»

А в то время, пока крутилась карусель воздушного боя, ближе к земле

«ИП-16 22-го ИАП произвели штурмовую атаку по автомашинам пр-ка сев[ернее] 2 км от оз. Узур Нур, сброшено 18 бомб АО-10. Данных о потерях пр-ка нет.»

День

Внимательный читатель уже, возможно, забеспокоился: где же третий советский истребительный авиаполк? Неужели ему не досталось славы? Спешу доложить хорошие новости: хотя и с опозданием, но и он познал сладкий вкус победы.

«12:45-14:00 36 И-16 из 56-го иап встретили 25 И-97, без потерь сбито семь.

12:47-14:05 11 И-16 из 56-го иап в районе Карган-Сумэ встретили до 20 И-97; без потерь сбито три.»

Истребитель Ки-27, в советских документах И-97. Наш основной противник на Халхин-Голе

Истребитель Ки-27, в советских документах И-97. Наш основной противник на Халхин-Голе

Примерно в это же время, около 13:00, в небе появились и советские бомбардировщики. Они, видимо, летали с истребительным прикрытием, но кто именно его осуществлял и каким числом, документы не говорят.

«12.58-13.10 150-й СБП в составе 45 СБ произвел бомбардирование по сосредоточению войск пр-ка в районе 15-18 км западнее Джинджин Сумэ. Высота бомбометания 7300 м[е]т. Результаты бомбометания по докладам экипажей хорошие.»

Часом позже события вновь вернулись к окрестностям озера Узур-Нур. Здесь вновь подвизались лётчики 22-го и 70-го полков.

«14.10-15.30 произошел воздушный бой в районе с.-в. оз. Узур Нур на высоте 4500 метров. В бою принимали участие 11 И-16 и 13 И-153 от 70-го ИАП, со стороны пр-ка до 30 И-97. … сбито … 5 И-97 пр-ка. С нашей стороны потерь нет.

14.30-15.30 произошел воздушный бой в районе между оз. Узур Нур и оз. Яньху. … с нашей стороны 43 И-16 и 8 И-153 от 22-го ИАП, со стороны пр-ка 15 И-97, прикрывавших действия авиации бомбардировщиков. В результате боя сбито 7 И-97с и 2 л[егких] бомбардировщика. С нашей стороны потерь нет.»

Красноармейцы осматривают сбитый истребитель Ки-27 1-го чутая 1-го истребительного сентая

Красноармейцы осматривают сбитый истребитель Ки-27 1-го чутая 1-го истребительного сентая

В другом документе на это же время приходится такое упоминание боя:

«14:20-15:25 73 И-16 и 19 И-153 в районе Песчаных бугров перехватили на высоте 3000 метров 25 ЛБ-97 и 30-35 И-97. Без потерь сбито 12 И-97 и один ЛБ.»

Можно заподозрить что это другое описание тех же событий, но место и числа названы разные, так что твёрдо утверждать этого нельзя.

Наконец, есть ещё одно упоминание боевой работы бомбардировщиков:

«14.20-16.57 38-й СБП одним звеном произвел бомбометание по складам 20 км вос[точнее] ст. Нуфынгай фугасными и зажигательными бомбами. По докладам экипажей загорелось несколько зданий.

При уходе от цели звено 150-го СБП — командир звена Хвоя было атаковано звеном И-97. При отражении атаки сбит 1 И-97 пр-ка.»

Откровенно говоря, в сбитие вражеского истребителя верится с трудом, но чем черт не шутит?! Это вообще был удачный день для наших авиаторов.

Вечер

Вечер мог бы добавить в копилку «сталинских соколов» ещё один звонкий успех, но не всё коту масленица.

«17.10 — 70-й ИАП в составе 43 И-16 вылетали на штурмовые действия по аэродромам пр-ка в р-не 10-15 км южн. Ганьчжур. Авиацию пр-ка и аэродромов не обнаружили. Встречи с пр-ком не произошло.»

Зато противник обнаружился всё там же, севернее озера Узур-Нур; и вновь славный час выпал 22-му иап.

«17.35-18.37 … В бою принимали участие с нашей стороны 31 И-16, со стороны пр-ка 27 И-97 и 9 Р-97. Непосредственно вели бой с нашей стороны 13 И-16, со стороны пр-ка 9 Р-97. Истребители пр-ка от боя уклонялись. В результате атаки сбито в воздухе и сожжено на земле 5 Р-97, посажен на территории 1 Р-97, на нашей территории 1 Р-97, и в р-не г. Баин-Цаган — после ухода наших истребителей самолет улетел на свою территорию. С нашей стороны потерь нет.»

Упомянутые японские разведчики Р-97 (Ки-15) в другом документе об этом же эпизоде превращаются в более вероятные лёгкие бомбардировщики ЛБ-97 (Ки-30).

Лёгкий бомбардировщик Ки-30, в советских документах ЛБ-97

Лёгкий бомбардировщик Ки-30, в советских документах ЛБ-97

Но и это было ещё не всё. Немного позже (18:25-19:00) и немного южнее (в районе Узур-Нур)

«11 И-16 и 13 И-153 … встретили 35-40 И-97 и без потерь сбили пять.»

Интенсивность и потери

Советские истребители совершили не менее 546 самолётовылетов, из них на воздушный бой — 214 (39%), на штурмовые действия 53 (10%), на разведку — 6 (1%), на патрулирование, прикрытие войск и бомбардировщиков и вызов по тревоге — 273 (50%). Это неполные данные, в оперсводке заявлено:

«В период от 5.35 до 18.00 … От 22-го ИАП — 335 самолетовылетов, от 70-го ИАП-211, от 56-го ИАП — сведения не поступили.»

Интенсивность боевой работы «ястребков» была сравнительно высокой: более двух самолётовылетов на машину. Бомбардировщики, напротив, летали не слишком напряжённо: всего 88 самолётовылетов, то есть 0,6 на исправную машину.

Советские лётчики заявили 48 воздушных побед; реальные потери противника были, разумеется, ниже, но всё же весьма чувствительны: 10 машин. На тот момент это был рекорд дневных потерь. Взамен японцам удалось сбить лишь 4 СБ, и то часть – зенитным огнём. Что касается наших небоевых потерь, то они тоже составили 4 машины (по одному И-16 и СБ были разбиты в авариях на земле, и ещё два СБ столкнулись в воздухе).

Выводы

«25.8 характеризуется большим количеством воздушных боев с массовым применением истребительной авиации с обеих сторон.»

Почти все события произошли в воздухе севернее озера Узур-Нур, то есть примерно на линии границы или несколько дальше неё, в Маньчжурии. Это означает что японцев не допускали до наших войск, что нужно считать успехом. Но полностью воспретить авиаудары, видимо, всё же не удалось:

«Авиация пр-ка в течении 25.8 производила бомбардирование наших наземных войск»

Но хотя бы воздушные бои шли в нашу пользу. У японцев ещё оставались в строю асы (к слову, двое из них как раз в этот день и погибли), однако это уже не спасало. Если раньше в отдельно взятом воздушном бою Императорская авиация могла достойно противостоять ВВС РККА даже при численном превосходстве последней, то теперь терпела поражение. В документах звучит рефреном: «с нашей стороны потерь нет». Силы японских лётчиков на Халхин-Голе были уже на исходе.


[1] Мне пока не удалось отыскать на картах эти места. Если читатель встречал их ранее, пусть поделится своим знанием в комментариях. Пока я предполагаю (по упоминанию Керуленского моста) что разведка велась на большую дальность. Река Керулен находится довольно далеко, километрах в 100 от Халхин-Гола.

источник: https://dzen.ru/media/id/60537d98c9a2754eca0743b5/25-avgusta-1939-chernyi-den-imperatorskoi-aviacii-626aad4fc4a58d2a01981e97?&

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account