Путь танка. Часть 7.2. Mark VIII Liberty. Верх эволюции «ромба». Американский серийный первенец

12

Путь танка. Часть 7.2. Mark VIII Liberty. Верх эволюции "ромба". Американский серийный первенец

Статья с канала Remont1969 на яндекс-дзене выкладывается мной на сайт АИ с любезного разрешения автора.

История первого танка американского тяжёлого танка британской конструкции — Mark VIII Liberty

В Первую мировую войну Соединённые Штаты Америки вступили в 1917-м году совершенно не готовыми. Кроме пехоты со стрелковым оружием ничем они помочь союзникам не могли. Но, кроме пехоты, у американцев был огромный промышленный потенциал, который очень мог пригодиться странам Антанты. Амбициозный проект создания собственных танковых сил к началу операций на Европейском континенте в 1919-м году был не так уж и фантастичен. Совместный проект производства танка Mark VIII Liberty или как его вначале называли Mark VIII Intеrnational мог выдать первые танки уже в конце 1918-го года. Первый британский прототип выехал за ворота завода North British Locomotive Company в Глазго в ноябре 1918-года, тогда же были построены стены завода на 300 боевых машин в месяц в Neuvy-Pailloux южнее Парижа, где танки для американского танкового корпуса должны были собираться. Только одно но… Но самое существенное — 11 ноября 1918 года большая война в Европе закончилась Кампьенским перемирием и все запланированные тысячи танков «Плана 1919» сразу стали никому не нужны, в том числе и американцам. Но работа тем не менее не пропала — американцы решили все таки создать у себя танковый корпус и построили 100 тяжелых танков же в самой Америке.

Путь танка. Часть 7.2. Mark VIII Liberty. Верх эволюции "ромба". Американский серийный первенец

Летом, источники говорят об июле, 1918-го года, один прототип танка (точнее его бронекорпус) был отправлен с North British Locomotive Company (NBL) в САСШ для его окончательной сборки и оснащения американскими двигателями. Первый американский прототип был оснащен британскими пулемётами Гочкисс и начал испытываться так же осенью 1918-го года. 29 сентября 1918-го года первый американский прототип начал ходовые испытания с двигателем Роллс-Рой Игл, поставленным танком, и стал первым танком типа Mark VIII ставшим на гусеницы. Cборка первого американского прототипа велась на заводе Локомобиль в Бриджпорте (Locomobile Company of America).

Первый прототип танка Mark VIII Liberty с американскими офицерами

Первый прототип танка Mark VIII Liberty с американскими офицерами

К ноябрю 1918-го года в Англии было подготовлено 125 комплектов брони для производства танка Mark VIII. Британские военные, скептически относясь к новому заводу в Neuvy-Pailloux южнее Парижа в частности и вообще к деятельности Альберта Стерна, так же планировали и собственное производство танков. 25 комплектов они использовали для сборки прототипа и 24-х серийных машин, а оставшиеся 100 были отправлены американцам, которые, после того, как стало ясно, что никто не будет запускать в строй завод во Франции решили оснастить Танковый корпус танками собственной сборки. Проект двигался не быстро, в том числе и модернизация двигателя для использования в танке. Американские производители пробовали перехватить инициативу, предложив военным танки «чисто американского» производства. Но несколько построенных прототипов боевых машин, показанных в начале 1918 года, несли слишком большие технологические и эксплуатационные риски из-за большой доли непроверенных новаций, использованных в этих машинах. Steam Tank Tracked «America» имел конструкцию, подсмотренную у англичан с которыми тесно работали по Mark VIII, но с двумя паровыми двигателями и огнемётом в качестве основного оружия, Steam Tank 3-Wheel был так же с двумя паровыми машинами и вообще 3-х колесным с катками от дорожных машин. Самый неинновационный среди этих новинок Holt Gas Electric Tank — плод коллаборации фирм Холта и Генерал Электрик, в котором «всего лишь» была электрическая трансмиссия по типу французского танка «Сен-Шамон», при весе в 25 тонн имел мощность всего 90 л.с.

Steam Tank Tracked "America"

Steam Tank Tracked «America»

По сравнению с прототипами американского производства танк «International» выглядел, как машина другого поколения по сравнению с любительскими поделками. Поэтом выбор танков Mark VIII Liberty и FT-17, как образцов для производства в Америке был естественным и логичным. Танки Mark VIII Liberty американской спецификации принципиально не отличались от своих британских собратьев. Разработанный «под крышей» у главного конструктора Флота Его Величества Айнкота (Eustace Tennyson d’Eyncourt) лейтенантом Рэкманом (Lieutenant G J Rackham) танк Mark VIII Liberty стал третьим поколением «ромбов» британской конструкции. Это была самая длинная и самая тяжёлая серийная боевая среди всех танков этого типа и представляла уже не просто фэйслифтинг танка Mark I, а совершенно новую конструкцию, общим с классическими ромбами была только схема гусеничного хода, размещение основного оружия в спонсонах и форма передней части бронекорпуса.

Путь танка. Часть 7.2. Mark VIII Liberty. Верх эволюции "ромба". Американский серийный первенец

Корпуса гусениц получили большее удлинение и скорее овальную, чем ромбовидную форму. Пулемётное вооружение устанавливалось в командирской рубке за местом механика-водителя. Но самым существенным изменением была новая схема расположения двигателя и трансмиссии танка. Они были расположены в отдельном моторном отсеке в кормовой части танка, отделённом стенкой от боевого отделения и отделения управления. Так как длинный танк потяжелел до 40 тонн, на него планировалась установка мотора мощностью в 300 л.с. Именно 338-сильный двигатель Liberty L12 в его танковом варианте должен был устанавливаться на единый тяжёлый танк союзников. По согласованному Альбертом Стерном, руководившим проектом создания международного танка, плану все броневые части, гусеницы, катки, колёса и вооружение должно было поставляться из Британии, двигатель, трансмиссии и остальная оснастка выпускаться в Америке и только сборка вестись во Франции. Ключевым в этой схеме был 300 сильный двигатель, которого не было у европейцев, а американцы брались его выпускать, причем в массовых количествах.

Первый двигатель Liberty V12

Первый двигатель Liberty V12

Разработка двигателя Liberty L12 началась сразу после вступления США в Первую мировую войну в апреле 1917 года, когда в Америке неожиданно обнаружили, что у них, вообще-то говоря страны первого самолёта, с авиацией совсем плохо. САСШ была совершенно не готова к «войне моторов» ни на земле, ни в воздухе. Общенациональные программы, которые в стране начались например по созданию стандартных грузовиков или авиационных двигателей, получили название Liberty — Свобода, которую как всем сейчас очевидно уже тогда Америка несла всему миру. Специальный авиационный двигатель создавался в специальном КБ, набранном из лучших специалистов в отрасли и собранном за закрытыми дверями в отдалённом отеле в Вашингтоне. Задача создания простого, надежного, технологичного двигателя с расчетом на массовую кооперацию и унификацию была решена за 1 месяц — двигатель спроектировали и изготовили в период с 3 июня по 3 июля 1917-го года. Одним из основных требований стала полная взаимозаменяемость частей, позволявшая выпускать мотор на разных предприятиях. Уже в том же, 1917 году массовое производство 449-ти сильного авиационного двигателя началось на автомобильных заводах Packard, Buick, Ford, Cadillac, Linciln, Marmon, позднее к ним подключились еще 6 заводов.

Танковый Liberty L12

Танковый Liberty L12

Танковый двигатель был сконструирован с максимальным использованием решений Liberty L12, он был дефорсирован для увеличения ресурса до 338-343 л.с и получил вместо стальных чугунные литые корпуса цилиндров. Танковый двигатель прожил на конвейерах мира гораздо дольше чем авиационный, в годы второй мировой войны его лицензионное производство Nuffield Liberty в Британии поставляло эти моторы для крейсерских танков Крусайдер, Кавалиер и Центаур. В СССР нелицензионную копию Либерти двигатель М-5 ставили кроме самолетов на танки БТ-2 и БТ-5. До конца Первой мировой войны освоили производство двигателей Liberty L12 двенадцать заводов, на базе 12-ти цилиндрового мотора выпускались 4,6 и 8 цилиндровые двигатели. Всего в период с 1917 по 1919 годы американские заводы выпустили 20 749 экземпляров мотора, обоснованно считавшегося одним из самых мощных и надежных авиационных двигателей своего времени.

Двигатель на обкатке

Двигатель на обкатке

Основным отличием танков по американкой спецификации от британских была замена пулемёта с ручного Hotchkiss Portative MkI*, популярного у британцев, такими пулемётами в САСШ был оснащен только прототип, на новые Browning M1919 Tank Machine Guns. Пулемёты Браунинг образца 1919-года были развитием станкового пулемёта 1917 года, у которого водяное охлаждение было заменено на воздушное. Система с автоматикой на основе отдачи ствола с коротким ходом стала основной для последующих пулемётов системы Браунинг, а пулемёт с винтовочным калибром вместе со своим крупнокалиберным «братом» стали практически символом американкой армии и служили вплоть до замены в 1970-х на М60.

Browning M1919 Tank Machine Guns

Browning M1919 Tank Machine Guns

Первый вариант пулемёта Browning M1919, безо всяких букв после цифр, проектировался именно как танковый с утяжеленным стволом и воздушной системой охлаждения близкой к применённой на ручном пулемёте Льюис. Уже позднее появились гораздо более знаменитые и распространённые пехотные исполнения с кожухом ствола небольшого диаметра с многочисленными отверстиями. Пулемётных установок оставили только пять, не устанавливались пулемёты в бортовые установки на рубке танка. Так как из Британии раскроенные броневые листы поставлялись уже с подготовленными отверстиями, то в Арсенале на Рок-Айленд их просто заделывали бронированными пластинами. Оставались только две передние шаровые установки в рубке, задняя и две боковые в дверях корпуса, установленные в специальных полусферических пулемётных гнёздах.

На фотографии хорошо видны заднее и боковое пулемётное гнездо и заделанные пулемётные установки в рубке

На фотографии хорошо видны заднее и боковое пулемётное гнездо и заделанные пулемётные установки в рубке

Спонсоны танка были проектированы американским участником британского коллектива конструкторов майором Олденом (Major Herbert Alden), не преминувшим получить на решение патент после войны. Майор Олден сделал новые спонсоны чисто пушечными с углом поворота британской танковой пушки 57-мм Hotchkiss QF 6 pdr Mk II по горизонтали в 100 градусов и возможностью вести огонь под углами близкими с нулевым курсовым. Спонсоны стали компактнее и позволяли перевозить танки по железной дороге без полного их утапливания в корпус, только легка повернув. 182 снаряда для пушки и 26 дымовых гранат размещались в боеукладке непосредственно в спонсоне и за спиной мехвода.

Вид пушечного спонсона

Вид пушечного спонсона

Первоначально экипаж американского танка должен был включать 11 человек: водитель, командир, два наводчика и два подающих для облуживания пушек, четыре пулемётчика и механик, чьё рабочее место было за перегородкой в моторном отсеке. Позднее по опыту эксплуатации отказались от заряжающих и одного пулемётчика, сократив экипаж до 8-ми человек. Дополнительно прорабатывался вопрос о возможности перевозки в огромной танке десанта из 22 бойцов с оружием. Посадка-высадка экипажа осуществлялась через бортовые двери с обоих сторон танка и люк в башне. Место водителя помещалось по оси машины и было выдвинуто вперед, для наблюдения он пользовался смотровыми щелями, которые могли изнутри могли закрываться заслонкой со смотровой щелью. Расположение водителя было наиболее удобным среди всех танков типа «ромб». Водитель управлял танком используя четыре рычага — скорость, реверс и рычаги поворота, педали тормоза. Облегчением для боевой работы стало и то, что пулемётчики не сидели на плечах водителя, а размещались сзади.

Путь танка. Часть 7.2. Mark VIII Liberty. Верх эволюции "ромба". Американский серийный первенец

Для тяжелого танка проблема передачи высокой мощности и удобство управления боевой машиной является первоочередной задачей. Для передачи момента от 300-от сильного двигателя на танк установили двухступенчатую планетарную коробку передач конструкции одного из «отцов» современного танка Уолтера Вильсона. Коробка передач представляла из себя две последовательно включаемых планетарные коробки и обеспечивала две скорости вперед и две назад, не требуя остановки танка при переключении. Двухступенчатыми стали и планетарные механизмы поворота (ПМП). Две скорости вращения ведущего колеса позволяли производить поворот за счет разности скоростей перематывания гусениц разных бортов. Скорость танка принципиально не изменилась. Хотя удельная мощность двигателя и КПД трансмиссии выросли, скорость передвижения передним ходом была от 2,1 до 7,9 км/ч, задним ходом — 2,1 км/ч. Но появился запас по мощности, который увеличил тактическую подвижность танка на всех типах рельефа и в сложных условиях.

Путь танка. Часть 7.2. Mark VIII Liberty. Верх эволюции "ромба". Американский серийный первенец

На танке применили большое число небольших и привычных сейчас новаций, которые тогда казались огромным шагом вперед, по сравнению с железными «баками», в которых расчеты пушек сидели прямо на двигателе, а температура внутри поднималась до 50 градусов. В боевом отделении по бортам смонтировали вентиляторы, поддерживавшие давление внутри танка несколько выше атмосферного для защиты экипажа от отравляющих газов и обеспечения эффективной вентиляции пороховых газов. На танке предусмотрели крепления для перевозки и установки маскировочной сети. В 1926 на экспериментальной машине машинах испытывали стробоскоп вместо неподвижной командирской башенки.

Путь танка. Часть 7.2. Mark VIII Liberty. Верх эволюции "ромба". Американский серийный первенец

Для внутренней связи сначала смонтировали переговорную трубу, замененный затем внутренним телефоном, связывающим командира, водителя, наводчиков и инженера-механика. Внутренняя связь осуществлялась с помощью ларингофонов. Микрофон размером с кнопку крепился на горле танкиста с помощью эластичного ремешка. Переключатель связи располагался у командира. Дополнительно командир мог командовать экипажем и снаружи, держа связь с водителем через длинный внешний провод. Такой способ позволял поддерживать связь с сопровождающей танк пехотой.

Путь танка. Часть 7.2. Mark VIII Liberty. Верх эволюции "ромба". Американский серийный первенец

2 февраля 1919 года в Арсенал Рок-Айлэнд (Rock Island Arsenal) для испытаний передали первый прототип американского танка Mk VIII. Ходовые испытания на полигоне Саванне показали, что конструкторское решение по выбору двигателя Либерти и двухскоростных планетарных коробок передач было правильным, танк прошёл по полигону более 3450 км без серьёзных замечаний. Из переданных из Британии 100 комплектов броневых листов, гусеничных траков, опорных катков и пушек работы по сборке танков на крупнейшем заводе по производству оружия Rock Island Arsenal в Иллинойсе начали 1 июля 1919 года.

Танки на сборке в Арсенале в конце 1919-года, фото https://www.facebook.com/RIAMuseum/

Танки на сборке в Арсенале в конце 1919-года, фото https://www.facebook.com/RIAMuseum/

Танки на сборке в Арсенале в конце 1919-года, фото https://www.facebook.com/RIAMuseum/

Танки на сборке в Арсенале в конце 1919-года, фото https://www.facebook.com/RIAMuseum/

Не имея навыка работы по сборке боевых машин производство затянулось на год. Первый полностью готовый танк сдали военным 5 января 1920 года, а всю партию в 100 боевых машин закончили 5 июня 1920. Танк Mk VIII производства Rock Island Arsenal обходился налогоплательщикам в 35 000 долларов США (примерно $1.000.000 на современные доллары). Все выпущенные танки Mark VIII Liberty были переданы в тяжёлые танковые батальоны. К момент оперативной готовности танковый корпус (Tank Corps, National Army), созданный 09 марта 1918-года в Камп Миде (Camp Meade) на базе Танковой службы ( Tank Service of the National Army) инженерного корпуса же был расформирован.

Перевозка танков Mark VIII Liberty на Rock Island Arsenal

Перевозка танков Mark VIII Liberty на Rock Island Arsenal

От первоначальных планов создания мощного танкового корпуса американской армии остались в планах только два тяжёлых и четыре лёгких танковых батальона, переданных состав пехотных полков. Танки Mark VIII Liberty составили «тяжелую группу» в 67-м пехотном полку (67th Infantry Regiment (Tank), базировавшемся в Абердине и эксплуатировались до 1932 г. На тяжёлых танках отрабатывалась тактика их применения, шло обучение танковых командиров, танки должны были использоваться пока не началось формирование новых американских тяжёлых танковых батальонов из новых боевых машин, а оно так никогда не началось до конца второй мировой.

Путь танка. Часть 7.2. Mark VIII Liberty. Верх эволюции "ромба". Американский серийный первенец

Mk VIII Librty в американкой армии был «подопытным кроликом», на котором проверялись тактические находки и задумки. Это как раз тот случай, когда неважно какой танк, главное что он есть. Отрабатывались схемы транспортировки, облуживания, ремонта боевых машин. Пока американские танкостроители почти 20 лет мучались, пытаясь создать собственный танк, американский тяжелый танк с британскими корнями служил полем и для технических экспериментов. На танке испытывали гидро- и пневмоусилители органов управления, установку двигателя воздушного охлаждения, использование в качестве БТР и машины-тендера. Забавным было испытание боевых машин, как транспортёров для легких танков М1917 (лицензионных FT17). Планировали доставку легких танков до второй линии обороны и развитие прорыва, созданного тяжёлыми танками.

Путь танка. Часть 7.2. Mark VIII Liberty. Верх эволюции "ромба". Американский серийный первенец

В 1932-м году все танки Mk VIII были отправлены на «танковое кладбище» в Абердине, откуда их могли быстро вернуть в строй. Там боевые машины хранились по 1939 год. Всего в Абердине хранилось 229 танков, из которых на 7 сентября 1940-го года ездил только один, занимаясь инженерными работами — перетягиванием грузов, расчисткой площадок, корчеванием деревьев. С началом войны в сентябре 1940 года оставшиеся в живых 79 танков Mk VIII поставили на гусеничный ход и планировали передать вместе со 154 легкими танками M1917 канадской армии, для использования в качестве учебных в Кэмп Бордене (Canadian Forces Base Borden (CFB Borden)).

Путь танка. Часть 7.2. Mark VIII Liberty. Верх эволюции "ромба". Американский серийный первенец

Для 1920-года наличие 100 самых мощных танков Первой мировой войны было отличным подспорьем для американкой армии, на примере которых было сформировано поколение офицером, воевавших на Грантах и Шерманах. Конечно 16-мм броня для тяжелого танка стала архаизмом еще в тот момент, когда танки производились, но лучше было иметь хоть какие танки, чем не иметь никаких.

Путь танка. Часть 7.2. Mark VIII Liberty. Верх эволюции "ромба". Американский серийный первенец

В плане союзников «План 1919» рассчитывали на массовое наличие в армиях четырех боевых машин — тяжёлого танка английской конструкции Mark VIII, среднего танка Mark D, легкого танка французской конструкции FT17 и «танкетки» американского производства Three-ton Special Tractor M1918. Англичане так и смогли довести средний скоростной танк нового поколения до приемлемого уровня, а от три остальные машины были бы готовы к применению, если бы не конец войны.

Слева-направо Three-ton Special Tractor M1918, М1917, Mark VIII Librty. Вcе танки американского производства в один ряд

Слева-направо Three-ton Special Tractor M1918, М1917, Mark VIII Librty. Вcе танки американского производства в один ряд

От 125 произведенных танков Mark VIII сохранилось три боевые машины и одна известнейшая мире реплика, даже более известная, чем сами танки. Один из танков, построенный по британской спецификации хранится в Бовингтонском музей танков (Bovington Tank Museum) в Бовингтоне, традиционно это танк в наилучшем состоянии.

Путь танка. Часть 7.2. Mark VIII Liberty. Верх эволюции "ромба". Американский серийный первенец Путь танка. Часть 7.2. Mark VIII Liberty. Верх эволюции "ромба". Американский серийный первенец Путь танка. Часть 7.2. Mark VIII Liberty. Верх эволюции "ромба". Американский серийный первенец Путь танка. Часть 7.2. Mark VIII Liberty. Верх эволюции "ромба". Американский серийный первенец Путь танка. Часть 7.2. Mark VIII Liberty. Верх эволюции "ромба". Американский серийный первенец Путь танка. Часть 7.2. Mark VIII Liberty. Верх эволюции "ромба". Американский серийный первенец Путь танка. Часть 7.2. Mark VIII Liberty. Верх эволюции "ромба". Американский серийный первенец Путь танка. Часть 7.2. Mark VIII Liberty. Верх эволюции "ромба". Американский серийный первенец Путь танка. Часть 7.2. Mark VIII Liberty. Верх эволюции "ромба". Американский серийный первенец Путь танка. Часть 7.2. Mark VIII Liberty. Верх эволюции "ромба". Американский серийный первенец Путь танка. Часть 7.2. Mark VIII Liberty. Верх эволюции "ромба". Американский серийный первенец Путь танка. Часть 7.2. Mark VIII Liberty. Верх эволюции "ромба". Американский серийный первенец Путь танка. Часть 7.2. Mark VIII Liberty. Верх эволюции "ромба". Американский серийный первенец

Два танка сохранились в США, традиционно опять же для танковых музеях в этой стране танки были в ужасном состоянии длительное время и только к 2020-м годам их привели в относительный порядок.

Танк из музея в Форт Беннингс — National Infantry Museum and Soldier Center(Fort Benning), USA

Fort bennings

Fort bennings

Танк из музея в Форт Меаде — Fort George G. Meade Museum

Fort George G. Meade Museum

Fort George G. Meade Museum

Fort George G. Meade Museum

Fort George G. Meade Museum

Fort George G. Meade Museum

Fort George G. Meade Museum

Fort George G. Meade Museum

Fort George G. Meade Museum

Fort George G. Meade Museum

Fort George G. Meade Museum

Самым знаменитым танком Mark VIII является его фантазийная реплика для фирма Стивена Спилберга и Джорджа Лукаса «Индиана Джон. Последний крестовый поход». Появлявшийся конце танк сделан настолько близко к Mark VIII, что ели не начать присматриваться к мелким деталям начинает казаться, что танк для фильма делали из настоящего бронекорпуса танка Первой мировой войны, установив на него башню от танка Второй мировой. Можно представить, что Джордж Лукас в своём детстве видел один их настоящих танков Либерти и сказал декораторам хочу вот точно такой и что бы был похож на настоящий, а не на картонный. Прямо можно сказать танк удался. На сайтах альтернативной истории дальнейшее развитие «танкопанка» Первой мировой очень похоже на «Танк Индианы Джонс» (‘The Indiana Jones Tank’) или «Танк последнего крестового похода» (The Last Crusade Tank’), или даже танк киношной республики Хэтэй (Hatay Heavy Tank). 25-ти тонный танк был оснащён двумя моторами Range Rover V-8, гусеничными траками от экскаватора. После мытарств киношный раритет, построенный в мае-сентябре 1988 года специалистом по спецэффектам Джоджем Гиббсом выставляется парке развлечений Disney-MGM Studios theme park, Lake Buena Vista, FL (USA).

Кадр из фильма "Индиана Джон. Последний крестовый поход"

Кадр из фильма «Индиана Джон. Последний крестовый поход»

Кадр из фильма "Индиана Джон. Последний крестовый поход"

Кадр из фильма «Индиана Джон. Последний крестовый поход»

Танк до ремонта парке развлечений МГМ

Танк до ремонта парке развлечений МГМ

строительный чертеж танка

строительный чертеж танка

Путь танка. Часть 7.2. Mark VIII Liberty. Верх эволюции "ромба". Американский серийный первенец

строительный чертеж танка

строительный чертеж танка

Mark VIII Liberty/Тяжёлый танк Mark VIII

Страна: Великобритания/САСШ

Год выпуска: 1918

Производитель: North British Locomotive Company (NBL), Glasgow / Locomobile Company of America (американкий прототип)/Rock Island Arsenal

Кол-во выпущенных: 5-7 (25?) (Британия)/100 (САСШ)

Размеры: 10427×3658×3124 мм

Ширина трака: 686 мм

Боевая масса: 39417 кг

Экипаж: 11

Двигатель: Rolls-Royce Eagle (первый прототип), 300 л.с./Liberty 12V, 338-343 л.с.

Скорость: 9 км/ч

Пересечении траншеи: 4,88 м

Вооружение: огнемет, 2×57-мм Hotchkiss QF 6 pdr Mk II, 5×0.303-мм Browning M1919 Tank Machine Guns

Бронирование:12-16 мм

Где посмотреть:

Mark VIII — Бовингтонский музей танков (Bovington Tank Museum)
Mark VIII Liberty — National Infantry Museum and Soldier Center(Fort Benning), USA
Mark VIII Liberty — Fort George G. Meade Museum
Hatay Heavy Tank (реплика танка Mark VIII для фильма «Последний крестовый поход») — Disney-MGM Studios theme park, Lake Buena Vista, FL (USA)

источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d36b0ffd4f07a00af1a9d3d/put-tanka-chast-72-mark-viii-liberty-verh-evoliucii-romba-amerikanskii-seriinyi-pervenec-622875aee9a0a334b9dec640?&

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account