Путь танка. Часть 7.1. Mark VIII. Верх эволюции «ромба». Британский прототип
Статья с канала Remont1969 на яндекс-дзене выкладывается мной на сайт АИ с любезного разрешения автора.
История первых прототипов американского тяжёлого танка британской конструкции — Mark VIII Liberty.
Америка внимательно следила за происходящим на европейском континенте в первые годы Великой войны. Политики только ждали момента, когда станет понятно, что Германия точно проиграет и можно будет принять не только политическое участие в новом разделе мира. Предприниматели и промышленники были более приземлёнными, они хотели заработать деньги на производстве оружия и боевой техники. Появление танков вызвало целую волну подражаний, особенно после того, как стало известно, что все первые танки мира, что британские, что французские, что германские базировались на решениях, которые были напрямую взяты или подсмотрены у американских производителей гусеничных тракторов. Кто-то, как британцы, отошёл от гусеничного хода тракторов Баллок совсем далеко, кто-то, как германцы, оставили гусеничный ход очень близким к холтовскому. Конечно никоим образом считать, что «Америка родина танка», нельзя даже в розовых очках, но это не мешало ни Холту, ни Бесту так заявлять. Тем временем британцы продолжали развивать на основании опыта применения первых танков конструкцию танка типа «ромб». Для второго поколения танков была выбрана новая схема трансмиссии на базе планетарной коробки и бортовых планетарных механизмов поворота (ПМП) конструкции Вилсона и специального шестицилиндрового танкового двигателя Рикардо мощностью 150 л.с. На заводе Metropolitan Railway Carriage & Wagon Company, где планировалось выпускать новые танки к 23-му июня 1917-го года были собраны деревянные «посадочные» макеты новых боевых машин, которые планировались к выпуску — пушечно-пулемётного Mark V, САУ — Gun Carrier Mark II и макет танка с компоновкой без спонсонов Mark VI.
Презентация в общем не удалась, ни одна из машин, показанная на ней, в серию не пошла в том виде, в котором презентовалась. Отвечавший за выпуск танков Альберт Стерн принял к реализации план производства новых танков Mark V на новых агрегатах, но в старом бронекорпусе, что бы сохранить темпы производства боевых машин. После вступления 6 апреля 1917-го года в войну САСШ Альберт Стерн решил, что американские производители будут включены в программу выпуска танков и производство удастся резко нарастить. Просто вариант быть участником производственной программы британцев американцев не устраивал, для Корпуса Морской Пехоты (United States Marine Corps (USMC)), который первоначально планировали отправить в Европу, они хотели начать производить самый современный британский танк. Альберт Стерн «продал» им макет танка Mark VI, как самой передовой разработки британцев в деле танкостроения. Американская армия, которая к осени отобрала «право» создания танковых частей у морпехов, сделала предварительный заказ на 600 танков, как линейных, так и вспомогательных, для создания собственного танкового корпуса. Но реализовать эти планы не пришлось. было найдено более интересное решение. К осени 1917-го года в Британии уже вовсю шла разработка новых тяжелых танков — Mark VIII под присмотром главного конструктора Военного Флота Айнкота и Mark V*, глубокого фэйслифтинга Mark V под контролем Вилсона. Mark V* разрабатывался в рамках совершенствования серийной техники на всякий случай, если Mark VIII не получится. В итоге именно боевые машины Mark V* стали первыми танками Армии США. При формировании 301-го танкового батальона Американских Экспедиционных сил в Европе (AEF) американцам было передано 47 танков Mark V*. 301-й принял участие в битве у канала Святого Квентина 27 сентября 1918 года в составе 4-й британской танковой бригады и стал первой американской танковой частью принявшей участие в боевых действиях.
Танк Mark VIII, унаследовав от первых британских тип гусеничного движителя с охватыванием корпуса гусеницами по периметру, форму бронекорпуса и размещение оружия в спонсонах, во всем остальном был новой машиной. Его разработка велась параллельно c КБ Вилсона, который на Metropolitan Cammell Carriage and Wagon Company (MCCW) продолжал добавлять к танку Mark V «звезды». Под давлением военных «злой гений» танковой промышленности Британии Альберт Стерн был снят с должности в Комитете по производству боевых машин (Mechanical Warfare Supply Department) и отправлен заниматься программой совместного союзнического танка. К моменту его прихода в проект танк Mark VIII уже был нарисован. Им занимался «под крышей» у главного конструктора Флота Его Величества Айнкота (Eustace Tennyson d’Eyncourt) лейтенант Рэкман (Lieutenant G J Rackham), которому была поставлена задача создать одновременно с тяжёлым танком и универсальную боевую машину — танк-БТР-тендер, который в итоге стал первым серийным гусеничным БТР — Mark IX. В идеале поле боя в 1919-м году должно было увидеть тяжелые танки Mark VIII за которыми в БТР Mark IX перемещается пехота.
При проектировании нового танка Рэкман отошел от принципа единого пространства внутри танка. Главным достижением конструктора было четкое разделение отделений — управления впереди, боевого по центру, а моторного сзади. Двигатель и трансмиссия были не только расположены сзади, но и отделялись от основного объема танка стенкой с дверью. В моторном отделении предусматривалось место для механика. Такая схема позволила существенно улучшить обитаемость боевого отделения и отделения управления снизив загазованность и температуру внутри танка. Несмотря на то, что бронекорпус стал уже, работа с оружием в спонсонах улучшилась, благодаря освобождению места по центру корпуса. . В связи с существенным ростом массы, так как танк сразу планировался самым длинным в серии боевых машин, были расширены гусеничные корпуса для траков, которые стали шириной 686 мм и требовался двигатель мощностью около 300 л.с.
Форма гусеничных корпусов так же была существенно изменена по сравнению с классическим «ромбом». Были увеличены диаметры ведущего колеса и ленивца, форма корпуса существенно округлилась для улучшения проходимости и снижения сопротивления движению. Удлинение хвостовой части позволило разместить в ней полностью моторно-трансмиссионный отсек. Увеличение ширины гусеничных корпусов потребовало для сохранения железнодорожного габарита более узкого бронекорпуса. Для размещения командира, которому уже не было места рядом с мехводом, ввели отдельную боевую рубку. Сразу за кабиной мехвода смонтировали бронированную коробку рубки с наблюдательными щелями для экипажа, 5-ю пулемётными установками для ручных пулемётов Гочкисса и отдельной командирской башенкой по центру. На рубке так же устанавливался на первом прототипе семафор для передачи команд другим танкам и пехоте.
Первой время работы конструкторов и труды Альберта Стерна шли параллельно. Группа Рэкмана готовила чертежи и производство на заводе в Глазго на мощностях North British Locomotive Company, одного из крупнейших производителей паровозов в Британии. А Стерн разрабатывал, отправившись во Францию, свой мегапроект производства международного танка «Интернэшинал» или как позднее его назвали «Либерти». Для оснащения Американского танкового корпуса, который создавался во Франции и должен был среди 25 танковых батальонов иметь 5 батальонов тяжёлых танков, предусматривались танки Mark VIII. По плану Стерна танк должен быть стать воистину Международным. Во Франции планировали построить новый огромный завод для выпуска 1500 танков, на котором работать должны были китайские добровольцы из Китайского рабочего корпуса — Chinese Labour Corps (CLC; Corps de Travailleurs Chinois). Британия поставляла бы на завод броневые листы, гусеницы, катки и оружие, американцы двигатели, трансмиссию и внутреннее оснащение. Франция только предоставляла землю. А существовало всё это на американские деньги. Представленный Черчиллю 11 ноября 1917-го года проект такого завода был утверждён. На заводе планировали выпускать до 300 танков в месяц, заказ на 1500 танков был только предварительным, французы так же поняли, что они вряд ли смогут выпускать в массовых количествах свой 2C и так же претендовали на 700 новых тяжёлых танков.
Танк массой в 40 тонн требовал мощного двигателя, на роль которого планировался специальный танковый вариант массового американского авиационного мотора Liberty L-12. Хотя в итоге двигатель и получился очень удачным, его танковая версия так же запаздывала и в Британии решили начать строить танки по собственной спецификации с новым двенадцатицилиндровым двигателем Рикардо, представляющим из себя V-образный вариант стандартного танкового шестицилиндрового мотора. для передачи момента с вдвое более мощного двигателя были созданы новые двухскоростные планетарная коробка передач и бортовые планетарные механизмы поворота (ПМП). Танки, выпущенные по британской спецификации, вооружались 7 пулемётами Гочкисса с воздушным охлаждением — по два в установках в бортовых дверях и пять в рубке — два в лобовом листе, по одному в бортовых листах брони. В кормовом листе рубки устанавливалась полусферическая пулемётная установка с большими углами обстрела, как по горизонтали, так и по вертикали. Такие же установки монтировались в бортовых дверях танка.
Два первых прототипа танков один британского производства и второй, первый из собранных в САСШ практически на отличаются от серийных американских. Единственным отличием первых машин можно считать третью смотровую щель в бортовой броне рубки по центру, то время как в серийных машинах были только две щели по краям бортового листа брони. В Британии и первые серийные танки были с такой боевой рубкой.
У танка Mark VIII были полностью перепроектированы бортовые спонсоны, которые также утапливались при перевозки внутрь корпуса, поворачиваясь вокруг оси пушки. Такая система была безопасней применяемого на линейных британских танках, у которых спонсоны вдвигались внутрь бронекорпуса. Конструктором спонсонов стал американский военный — майор Олден (Major Herbert Alden), который участвовал в проектировании танка вместе с британскими конструкторами. Майор Олден сделал новые спонсоны чисто пушечным, зато с расширенным диапазоном углов поворота стандартной британской танковой пушки 57-мм Hotchkiss QF 6 pdr Mk II. Спонсон позволял вести огонь под близкими с нулевым курсовыми углами. Сами со себе спонсоны были компактнее и позволяли перевозить танки по железной дороге без полного их утапливания в корпус. Опыт использования танков показал, что чисто пулемётные танки бесполезны при столкновении с подготовленной пушечной противотанковой обороной с использованием долговременных укреплений и танками противника.
Пушечные танки в свою очередь не обеспечивали эффективного пулемётного огня, особенно в передней полусфере, из-за неудачного расположения пулемётов в бортовых спонсонах. Первоначальная тактика использования танка, в ходе которой танки двигались вдоль линии обороны противника, была разработана именно с учётом особенностей расположения и успешно могла применяться, только при отсутствии противотанковой обороны. Движущийся бортом к противнику был большой и удобной целью для пушек и ПТР. Расположение в одном спонсоне и пушки, и пулемёта было неудобным для их одновременного применения экипажем. Решение разместить пулеметы сверху для обеспечения кругового обстрела в верхней рубке и пушек в спонсонах было не идеальным, но все же лучшим, чем классических ромбов. Лобовая броня рубки имела скошенные боковые листы в которых и были расположены две шаровые пулемётные установки, которые могли вести огонь как вперед по курсу, так и перпендикулярно движению боевой машины. Ещё две шаровые установки в бортовых листах брони и одна в кормовом листе дополняли возможности стрельбы. Вести огонь сразу из всех пулемётов в рубке было невозможно, поэтому существуют ссылки на то, что и самих пулемётом в танке было только пять при семи установках и в зависимости от ситуации пулемёты переставлялись экипажем между позициями.
В танковых дверях, расположенных сразу за спонсонами, сделанных по типу Mark V** были установлены пулемётные установки с большим диапазоном углов поворота оружия очень похожие на авиационные установки времен второй мировой. Британские военные, скептически относясь к новому заводу в Neuvy-Pailloux южнее Парижа в частности и вообще к деятельности Альберта Стерна, так же планировали и собственное производство танков. Линии по сборке разворачивали на заводах North British Locomotive Company и William Beardmore and Company в Глазго, а так же Metropolitan Cammell Carriage and Wagon Company (MCCW) в Бермингеме. Мощность производства в Британии так же планировалась из расчёта заказа 1500 боевых машин. В итоге к производству танков по британской спецификации с пулемётами Гочкисс и двигателями Рикардо V12 былf подготовленf только Северо-Британская локомотивная компания (North British Locomotive Company).
Первый прототип танка, изготовленный в Британии, был оснащен авиационным мотором Rolls-Royce Eagle V12 мощностью около 300 л.с. примерно соответствующим требуемым параметрам. Первый прототип танка был испытан 11 ноября 1918-го года, в день который навсегда останется в истории Первой мировой войны, как день когда было подписано Кампьенское перемирие. Всего Британии кроме прототипа было выпущено еще партия танков из 24 машин, как указывается в британских источниках, из которых пять было передано в армию, а остальные отправлены на разделку. Первый комплект брони был отправлен в САСШ для комплектации первого американского танка этого типа. Этот танк в Америке единственный оснащался пулемётами Гочкисс и имел три щели сбоку на рубке и ничем не отличалась от британских братьев. Именно первый прототип танка стал образцом для составления инструкции по эксплуатации танков этого типа в САСШ. Ещё 100 комплектов брони для выпуска танков было отправлено в САСШ, где их них начали выпуск первых американских тяжёлых танков.
История отправки
Несмотря на то, что ссылаясь на нехватку всего от слова «совсем», французы категорически отказались предоставлять затеям Стерна ресурсы, британец нанял на американские деньги британскую фирму, которая обязалась к апрелю 1918 года построить завод в Неви-Пайю. Как и сам танк, завод не был построен вовремя. Как это обычно происходит с госзаказами во вех странах мира и сейчас, первый подрядчик обанкротился и только в ноябре строительство и оснащение цехов было закончено, прочем как и в это время был окончен выпуск первого прототипа танка. Но Кампьенское перемирие все перечеркнуло, завод на юг от Парижа, так ничего и не начал выпускать и был закрыт.
Решение любой проблемы методом масштабирования всегда путь в тупик. Так и непрерывное увеличении длины тяжелых танков при увеличении ширины противотанковых траншей в итоге привело к бессмысленному росту размера и массы боевого танка. Последним шагом в этом направлении стала разработка танка Mk VIII* (Mk VIII Star), длина которого уже должна была составлять 13,5 метров, что позволило бы преодолевать препятствия размером в 5,5 метров. Вес танка плановый составлял 42,5 тонны, соотношении «ширина-длина» уже практически было предельным для хоть какого-либо управления по направлению. Итог проекта был естественным — тяжёлый танк Mk VIII* остался на чертежах.
Один из британских танков Mk VIII сохранился и выставляется в танковом музее в Бовингтоне, собранный в серийной комплектации с двумя боковыми щелями рубки. Вместе с танком демонстрируется и двигатель Liberty L-12, который был самым распространенным танковым двигателем в Британии вплоть до Второй мировой войны и может не иметь никакого отношения к этому танку.
Ещё два танка собранных в САСШ можно увидеть в музее форта George G. Meade и форта Беннигс
Mark VIII /Тяжёлый танк Mark VIII
Страна: Великобритания/САСШ
Год выпуска: 1918
Производитель: North British Locomotive Co. Ltd., Glasgow / Rock Island Arsenal
Кол-во выпущенных: 1+5 (24?) (Британия)/100 (САСШ)
Размеры: 10427x3658x3124
Ширина трака: 686 мм
Боевая масса: 39 417 кг
Экипаж: 8-11
Двигатель: Rolls-Royce Eagle (первый прототип), Ricardo V-12, 300 л.с.
Скорость: 9 km/ч
Пересечении траншеи: 4,88 м
Вооружение: огнемет, 2x 57-мм Hotchkiss QF 6 pdr Mk II, 7 ×0.303-мм Hotchkiss machine gun/М1919 Browning
Бронирование:12-16 мм
Где посмотреть:
Mark VIII — Бовингтонский музей танков (Bovington Tank Museum)
Mark VIII Liberty — National Infantry Museum and Soldier Center(Fort Benning), USA
ark VIII Liberty — Fort George G. Meade Museum