Путь танка. Часть 6.1. Mark IX «The Duck». Свинья везде грязь найдет. Первый плавающий БТР
Статья с канала Remont1969 на яндекс-дзене выкладывается мной на сайт АИ с любезного разрешения автора.
Рассказ о первом в истории плавающем бронетранспортере Mark IX, получившем никнэйм «Утка» — «The Duck»
Наличие на пути перемещающейся армии любых водных преград всегда существенно влияло даже не планирование, не говоря уже о реализации планов. К концу Первой мировой войны для бронетанковой техники были разработаны несколько несколько методов переправы через водные препятствия — противотанковые рвы с помощью фашин и их заменителей, каналы и неширокие реки с использованием штурмовых мостов, широкие реки — строя быстровозводимые мосты. Но в любом случае переправиться на плечах отступающего противника, не дав ему закрепится на противоположном берегу водной преграды было мечтой командира. Единственный быстрый способ это плавающий танк-амфибия. Изначально может показаться, что британские танки типа «ромб» должны сразу неплохо плавать, ведь они реально были «танки» — «бочки». Но и масса была у боевых машин не малая. Для того, что бы плавать нужно было придумывать что-то особенное. Таким стала попытка превратить в «Утку» «Поросенка», созданный в 1918-м году бронетранспортер Mark IX «The Pig».
В 1918-м году на базе углов и агрегатов крупносерийного танка Mark V был построен реальный гусеничный бронетранспортёр по подвижности и защищенности сопоставимый с английскими тяжелыми танками. Объемистый корпус танка по своему размеру был близок к танку Mark V**, двигатель Рикардо был сдвинут вперед практически под кресло мехвода. Трансмиссия была сдвинута в хвост танка. В итоге получилась боевая машина с объемным пространством для размещения десанта. Планировалось перевозить до 30 бойцов со стандартным личным оружием. Так же эта машина была крайне удобна для создания на её базе командо-штабных машин и танков-тендеров. Учитывая отсутствие спонсонов и бокового вооружения именно Mark IX был удобен для попытки создания на его базе плавающей машины.
Создание броневой машины с возможностью плавания началась сразу после выпуска первых прототипов БТР Mark IX «The Pig». В первую очередь была проведена герметизация всех отверстий танка. Были установлены резиновые уплотнители на двери десантного отсека и отверстия трансмиссии. Танк был оборудован насосом для откачивания воды. Самым сложным было обеспечение вентиляции бронекорпуса и обеспечение притока воздуха к системе охлаждения двигателя. У базового танка Mark IX один радиатор был расположен справа в передней части бронекорпуса. Был установлен короб, который плотно прилегал с бронекорпуса и выводил вентиляцию вверх.
Основное увеличение плавучести было обеспечено 14-ю большими, скорее всего 208-литровыми бочками, размещенные по бортам танка и одной установленной перед боевой рубкой. Можно предварительно оценить дефицит плавучести танка, который был компенсирован бочками, в 3 тонны. Над боевой рубкой так же была сооружена ограждающая конструкция над всеми люками. Внутри этой конструкции были выведены две выхлопные трубы на уровень выше ограждения. Еще несколько труб возможно представляли перископ и трубу для подачи воздуха.
Движение в воде обеспечивалось перемоткой гусениц. На нескольких траках устанавливались деревянные доски, которые, когда находились на верхней ветви гусеницы, лежали на гусенице, когда гусеница находилась вводе и деревянная доска становилась вертикально и работала как лопасть.
Испытания были проведены на озере в Долли-Хилл на Хендонском водохранилище 11 ноября 1918 года. Это дата вошла в историю Первой мировой войны как Кампьенское перемирие. Германия решила сдаться и в этот день официально были прекращены боевые действия. Плавающая боевая машина вполне уверенно сошла в воду и поплыла. Неофициально боевой машине-амфибии Mark IX, которую в базовом варианте прозвали «поросёнок» — The Pig, в плавающем варианте получила ник-нэйм — «утка» — «The Duck».
Хотя танк был медленным на земле и ещё более медленным на воде, его испытания были признаны успешными. Стало понятно, что используя дополнительные меры можно сделать плавающим практически из любой машины, достаточно привесить к ним достаточно много пустых бочек, герметизировать корпус и вывести наверх выхлоп из двигателя. Во всем остальном конечно ничего хорошего не получалось, в такой конфигурации танка выполнять задачи БТР конечно можно было, но представить себе человека, который залезет в такую бочку, понимая, что в случае любой неприятности, вплоть до течи, судьба десанта будет печальна. Если экипаж еще сможет выбраться через люки. то судьба десанта была бы печальна. Но приговором для плавающего танка-БТР, стали не технические недостатки, которые при желании можно было устранить, создав боеспособную амфибия, а именно день, когда Mark IX «The Duck» был спущен на воду — перемирие положило конец войне и необходимости, как тогда казалось, в такой технике.
Mark IX «The Duck»/Тяжёлый транспортёр Марк IX для преодоления водных препятствий
Страна: Великобритания
Год выпуска: 1918
Кол-во выпущенных: 1 (из партии в 36 машин)
Производитель: Sir W G Armstrong Whitworth & Co Ltd(прототип)/Marshall, Sons & Co (серия)
Ширина трака: 521 мм
Ширина преодолеваемого рва: 3,8 метра
Боевая масса: 29-30 000 кг (вес пустого)
Экипаж: 4 + десант (30)
Двигатель: Ricardo tank engine, 6L, 150 hp
Скорость: 6 km/ч
Вооружение: 2×7,7-мм Hotchkiss machine gun
Бронирование: 10-12 мм.
Где посмотреть: Великобритания. Бовингтонском музее танков (Bovington Tank Museum)
источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d36b0ffd4f07a00af1a9d3d/put-tanka-chast-61-mark-ix-the-duck-svinia-vezde-griaz-naidet-pervyi-plavaiuscii-btr-6228990810da0c5b945c3d3f?&