11

Путь танка. Часть 5.11. Mark V**. С дизелем от локомотива

Статья с канала Remont1969 на яндекс-дзене.

Рассказ об эксперименте по установке дизельного двигателя в тяжелый танк Mark V**

В танковой триаде «Огонь, напор и броня» энерговооружённость боевой машины составляет немалую часть, влияя не только на тяговые и скоростные возможности танка, но и на защиту и вооружение. Мощный тягучий двигатель позволит и броню сделать потолще, и пушку поставить побольше. 20-е годы для танковой промышленности победителей в Первой мировой войне были крайне неудачными. Во Франции не знали, что делать с тысячами построенных танков FT17, а в Британии вообще не знали что делать с танками, сократив даже Королевский танковый корпус (Royal Tank Corps) до 4-х батальонов. С самими танками было так же плохо, относительно удачным получился только средний танк Vickers Medium Mark I , но броня в 6,5 мм даже в 20е-годы была издевательством. Тем не менее эксперименты не прекращались. Одним из направлений экспериментов была установка новых двигателей. В транспортном машиностроении, кроме колесной и гусеничной техники есть еще одна отрасль, в которой активно используются мощные двигатели внутреннего сгорания — железнодорожное машиностроение. В 1928 году на один из танков Mark V** был установлен тепловозный дизель.

После окончания Первой Мировой войны и радикального сокращения армий, британский Танковый корпус оставил на вооружении только танки Mark V и Mark V*. Остальные машины были или порезаны, или отправлены на базы хранения. Из 25 выпущенных в последние месяцы танков Mark V** несколько машин были переданы королевским саперам, которые использовались в качестве RE tank — Royal Engeener Tank для испытаний инженерных изобретений. В 1928 году Артиллерийский корпус (Royal Army Ordnance Corps) снял с консервации один из танков Mark V** за номером T10502 для экспериментальных целей. Для консервации на машине было демонтировано не только само вооружение, но и спонсоны. Отверстия под спонсоны были зашиты досками. Эксперимент предполагал использование на танке вместо стандартного 150-ти сильного двигателя Рикардо 4-х цилиндровый дизель фирмы Beardmore мощностью 400 л.с.

Mark V** (T10502) с экспериментальным двигателем Beardmore

Mark V** (T10502) с экспериментальным двигателем Beardmore

От стандартного танка Mark V** (T10502) легко отличить по полному отсутствию спонсонов и тщательно заделанным установочным местам для них.

Фирма William Beardmore and Company была создана в 1887 годы и на пике своего развития в ней было занято до 40 тысяч человек, в зоны интересов компании входил транспорт от кораблей до самолетов и двигатели всех типов, видов и размеров. В деле дизелестроения фирма была одним из мировых законодателей и поставляла дизеля для оснащения британских дирижаблей. Несмотря на то, что в источниках указана точная марка двигателя — Beardmore type 6/1, найти ссылки именно на этот двигатель не удалось. Хотя существуют интересные пересечения с историей первых британских авиационных дизелей — Beardmore Tornado.

8-ми цилиндровый дизель Beardmore Tornado

8-ми цилиндровый дизель Beardmore Tornado

В 20-х годах Британия запускала большую программу выпуска дирижаблей для быстрой переброски войск и грузов между своими колониями, дизельный двигатель для таких задач представлялся вполне себе удачным решением — высокая мощность, низкий расход топлива на установившихся режимах, низкая пожароопасность паров топлива. В принципе именно это было важно и для танков — высокий момент на валу и пониженная пожароопасность. В качестве основы был взят 4-х цилиндровый дизель, разработанный фирмой Бердморе для тепловозов. Первые шестицилиндровые дизели в 1924 году британское министерство авиации использовало дирижаблях R100 и R101 с водородным наполнением. Двигатель был не очень удачным и в ходе модернизации он трансформировался в 8-ми цилиндровый Beardmore Tornado, который поставили на R101, который кстати разбился в первом же трансконтинентальном полете над Францией.

Дирижаюль R101 c дизелями Beardmore

Дирижаюль R101 c дизелями Beardmore

8-ми цилиндровый Beardmore Tornado 84,1 литра при степени сжатия 12,25:1. Для запуска двигателя использовался 30-ти сильный двигатель. Авиационный двигатель имел максимальную мощность в 650 л.с. при 935 об / мин. Если предположить, что двигатель установленный на танк имел те же параметры, что и дизель для дирижаблей, то объем двигателя Beardmore type 6/1 возможно был около 40-42-х литров и реальную мощность около 320 л.с, хотя при установке дизеля в танк ожидали 400 л.с.

Фотография напрямую не связана с темой публикации, но на ней есть и танк и дирижабль... На фотографии гражданские лица с танка Mark V*, так же снятого судя по отсутствию спонсонов с хранения, приветствуют дирижабль R36

Фотография напрямую не связана с темой публикации, но на ней есть и танк и дирижабль… На фотографии гражданские лица с танка Mark V*, так же снятого судя по отсутствию спонсонов с хранения, приветствуют дирижабль R36

Установленный на танк дизель Бердморе работал при тестовых пусках нормально, но вышел из строя стартер. Пока ремонтировали 30-ти сильный стартер провели модернизацию, установили декомпрессор для снижения усилия пуска. Но это привело к обратному эффекту — начались сильные вибрации дизеля, от вибраций система подачи топлива потеряла герметичность. Тема мощных танковых дизелей была закрыта на долгие годы.

Mark V**/Тяжёлый танк Марк V Стар Стар c двигателем Бердморе

Страна: Великобритания

Год выпуска: 1928 (экспериментальный)

Кол-во выпущенных: 1

Производитель: Metropolitan Cammell Carriage and Wagon Company (MCCW)

Размеры: 9881×3910×2750

Ширина трака: 673мм

Боевая масса: 30-32 тонн

Двигатель: Beardmore type 6/1, 4L, 320 (400) hp

Бронирование:12 -14 мм.

Где посмотреть: Beardmore Tornado от дирижабля R101 в Музее науки в Лондоне

источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d36b0ffd4f07a00af1a9d3d/put-tanka-chast-511-mark-v-s-dizelem-ot-lokomotiva-621de3597d87a4158d1581b6?&

 

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account