Путь танка. Часть 4.7. Mark IV «Invicta Roller». Первый танковый колейный трал
Статья с канала Remont1969 на яндекс-дзене.
История первого британского каткового трала на базе танка Mark IV
Борьба щита и меча не прекращается никогда, на каждое изобретённое ещё более мощное оружие сразу начинается разработка защитных систем, которые должны нейтрализовать или хотя бы уменьшить ущерб от него. Появление на поле боя танков в сентябре 1916-го года потребовало поиска эффективных средств борьбы с ними. Германской армией очень быстро были внедрены бронебойные пули для стандартного вооружения пехоты, разработаны противотанковые ружья, тактика артиллерийской борьбы с боевыми гусеничными машинами. Самым простым способом борьбы с танками стало превращение танкодоступной местности в танконедоступную, на поле боя появились ещё более широкие рвы, надолбы и другие препятствия появились в ходе инженерного оборудования позиций. И конечно важным фактором стали мины — самое страшное и самое дешевое средство, применяемое что бы заставить противника изменить планы. Но если появились противотанковые мины, значит вслед просто обязаны появится и танковые средства разминирования, одной из первых таких попыток стала установка на танк роликового противоминного катка.
Противопехотные мины, как массовое оружие — тоже, как и танк, изобретение 20-го века. К началу Первой мировой войны все противоборствующие страны имели саперные части и тактику применения минных заграждений. Другое дело, что война пошла не по плану, и, когда армии зарылись в землю, применение мин увеличилось в разу. Противопехотные, а затем и противотанковые мины стали обязательным элементом любой линии обороны. Создание минных полей не столько влияло на боевые потери, сколько заставляло противника просто своим наличием менять планы и направления ударов, на более приемлемые для обороняющейся стороны. Практически сразу после первого применения танков на фронте начали создавать «самопальные» конструкции противотанковых мин. В большинстве случаев это были фугасы с использованием снарядов или мортирных мин большого калибра, которые устанавливались на возможном направлении движения танков.
В самой германской армии создание любой «эрзац-техники» не приветствовалось, поэтому уже в 1917-м году началась разработка, и в конце года была принята на вооружение противотанковая мина Flachmine 17, первая серийная противотанковая мина в мире. Она представляла из себя расположенные в деревянном корпусе 18 стандартных 200 граммовых шашки тринитротолуола с нажимным взрывателем. Перед установкой мина раскладывалась. Над плоскостью мину выступала ось и четыре наклонные планки, которые должны были нажиматься танковыми гусеницами при наезде.
Общая масса противотанковой мины составляла 4,6 килограмма, из неё 3,6-кг приходилось на взрывчатку. Конструкция мину позволяла выпускать её не только в тылу на заводах, но и в оружейных полковых мастерских. 3,6-кг тола были крайне мощным зарядом, гарантировано выводящим из строя танк, даже если мина взрывалась только под гусеницей. До конца войны германская армия получила более 2-х миллионов противотанковых мин, которые активно применялись для формирования минных заграждений. Считается, что до 15% всех потерь танков в операциях 1918-го года приходилось на мины.
Применение германской армией противотанковых мин очень болезненно было воспринято в боевых частях, как у противника формировалась «танкобоязнь», так у британских танкистов появлялась «минобоязнь». Первый проект борьбы с противотанковыми минами предложил адмирал сэр Реджинальд Бэкон (Reginald Hugh Spencer Bacon). Адмирал Бэкон прославился как главный новатор в ВМФ её Величества, именно он участвовал как инспектор по подводным лодкам в разработке первых британских серийных подводных лодок и тактики их применения, был первым командиром легендарного Дредноута, перевернувшего весь мир военного кораблестроения, руководил Дуврским патрулем, который должен был перекрыть бельгийское побережье и участвовал в разработке операции Хаш по танковому морскому десанту в Остенде и Зеебрюгге. После отставки с должности командира Дуврского патруля адмирал был привлечен к работе танкового комитета — Tank Supply Committee, где занялся вопросами борьбы с минной опасностью. Задумка адмирала Бэкона, которая вылилась в первый прототип минного трала, была правильной — он предложил создать навесной колейный катковый минный трал.
Катковый трал устанавливался на линейный пулеметный танк Mark IV. Выбор танка, как носителя трала тогда был очевиден — только танки имели достаточную проходимость для боевой работы вместе с линейными танками на поле боя. Немного позднее в ходе Второй Мировой войны в Германии и США попробовали создать специальные машины разминирования, но ветвь гигантских «трехколесок» оказалась тупиковой. Сейчас лучшие современные минные тралы также устанавливаются на основных боевых танках. Трал Бэкона представлял собой вынесенные на длинной раме вперед два тяжелых металлических валка от дорожных паровых катков. Валки были установлены на трал вместе с поворотными устройствами и поворачивались по колее танка. Двойной шарнир не только позволял поворачивать, но и обеспечивал возможность наклона валка, что бы тот повторял поверхность по которой перемещается. Их масса была достаточной для подрыва противотанковой мины. Система получила условное название Invicta Roller — что можно перевести примерно как Непобедимые Валки.
Главной проблемой оказалась конструкция балок, к которой крепились валки. Как ни странно балки, прикрепленные к передней части танка были деревянными. Не очень понятно почему их не сделали металлическими, но использование дерева приводило к очевидной проблеме — при наезде на первую же мину и её подрыв балка просто ломалась. Легко можно представить себе в какой полет отправился бы валок с такой балкой после наезда на реальную немецкую мину почти с 4-мя килограммами тротила. Испытания проводились на полигоне в Клермонте и были признаны неудачными. Адмирал Бэкон окончательно был отстранен от реальной работы, а к минным катковым тралам все таки вернулись немного позже, но уже на другом технологическом и техническом уровне.
Mark IV Invicta Roller/Mark IV antimine roller tank/Mark IV c катковым минным тралом
Страна: Великобритания
Год выпуска: 1917
Кол-во выпущенных: 1
Производитель: William Foster & Co
Размеры без хвоста: 7925×4204×2430 см
Ширина трака: 521 мм
Боевая масса: 28000 кг
Экипаж: 4
Двигатель: Foster-Daimler Knight sleeve valve petrol 105 hp
Скорость: 6,4 км/ч
Вооружение: не устанавливалось
Бронирование: 10-12 мм