Статья с канала Remont1969 на яндекс-дзене.
Авторское предисловие: История британского тяжелого танка Mark II
После применения первых танков Mark I на Европейском ТВД, даже несмотря на то, что большая доля последующих танковых операций была неудачной или условно удачной, британский генералитет достаточно дальновидно принял решение о массовом производстве танков. Сразу после битвы при Сомме был сделан заказ на 1000 новых боевых машин. На новых танках должны были устранить выявленные недостатки, фактически планировалось спроектировать новый танк, которым и стал в будущем Mark IV. Но пока выпуск новых танков большой серии только начинался с перепроектирования танка первой серии, разрыв в выпуске боевых машин надо было заполнять. Главной причиной выпуска промежуточных вариантов была необходимость производства учебных машин для подготовки экипажей для танков большой серии и проверки решений, которые планировалось применять на новых массовых танках. Всего запланировали изготовить 100 танков двух серий, первая серия в 50 танков должны была быть с минимальными отличиями от Mark I, вторая уже с минимальными отличиями от будущего Mark IV.
Конечно не всё так просто. В производстве промежуточных серий есть и экономические, и производственные, и военные причины. Производственникам из Линкольна и Бирмингема было необходимо отладить технологию производства, что повысило бы производительность и качество боевых машин при серийном выпуске. Простой основных производств и смежников на время проектирования и испытания новой серийной машины приводил с существенным денежным потерям, дешевле было бы поддерживать определенный уровень производства, чем начинать потом всё заново. Военные уже попробовав танки в деле, продолжали требовать их вот прямо сейчас, что бы, не давая противнику времени, когда германцы смогли бы преодолеть танкобоязнь и насытить оборону противотанковыми средствами, атаковать их оборону. Практически везде отмечается, что танки Mark II выпускались из неброневой стали, с этим сейчас не согласны даже британские исследователи, ссылаясь на то, что 25 танков отправили в Европу для участия в Битве при Аррасе. Вряд ли бы небронированные машины отправили просто на убой. Да и экономия получается так себе, так как основная стоимость отнюдь не в стоимости броневой стали, а в стоимости работ по её обработке и сборке танков.
Первая модификация серийного танка — Mark II, была заказана практически сразу после успешного применения танков Mark I в середине сентября 1916-го года. Первая серия промежуточных танков минимально отличалась от Mark I и была разделена поровну между заводом William Foster & Co в Линкольне, который занялся выпуском 25 пушечных танков (25 «male») и бермингемской Metropolitan Cammell Carriage and Wagon Company (MCCW), которая производила чисто пулемётные танки (25 «female»). Машины из Линкольна получили номера от 776 до 800, а от MCCW — от 576 до 600. Система вооружения и типы орудия — 40-ка калиберные 57-мм пушки Гочкисса и пулеметы этой же фирмы для «самцов» и станковые пулеметы Виккерса и пулемёт Гочкиса в качестве вспомогательного оружия для «самок» не изменялась по сравнению с Mark I. Не менялась так же и конструкция лючков, крышек и оружейных спонсонов. Самым существенным техническим изменение была «ампутация» бесполезного хвоста с колесом и отказ от «обезьяньей будки» на крыше танка. Понимание того, что фактически бронирование было противопульным, привело к попыткам усиления бронирования методом добавления бронированных листов, для крепления которых были сделаны дополнительные отверстия. Но на танки Mark II дополнительные броневые листы так и не были установлены.
Применение танков Mark I показало, что ширина трака в 521 мм не всегда достаточна для уверенного движения по рыхлому полю. Для возможности использования более широкой гусеницы на новых танках была заужена боевая рубка на уровне верхней ветви гусениц. Но на Mark II так широкие гусеницы и не поставили, для увеличения проходимости иногда использовались местные уширители, устанавливавшиеся через трак и имевших удлинение во внешнюю сторону. Для улучшения контроля за натяжением траков на 38 мм был увеличен диапазон перемещений механизма регулировки. Эвакуационные люки в танках Mark I были сделаны только в задних частях спонсонов. Если для пушечных танков это было нормально, но в чисто пулеметных танках выход через эти двери, с учетом имевшейся там второй пулеметной установки, выйти через них было сложно, а при направлении пулемётов в заднюю полусферу вообще почти невозможной. Для улучшения условий покидания в крыше круглый люк был переделан в прямоугольный, прикрытый небольшой рубкой, через которую можно так же было вести наблюдение в сторону кормы. С крыши боевой рубки убрали персональные перископы командира и водителя, применять на ходу их было все равно невозможно.
Фактически Mark I и Mark II это два варианта одного танка Mark и поиск этих различий может вызвать интерес только у «искателей заклёпок», это примерно как разница между вазовскими «копейкой» и «одинадцаткой» :-)). Mark II — это танк после «фэйслифтинга» с достаточно небольшими изменениями по сравнению с базовой машиной. В первую очередь избавились от хвоста с колесом и ящика с гидравликой между задними ветвями гусениц. На Mark II по сравнению с Mark I была заужена верхняя часть рубки, это было сделано для возможности использования более широких гусениц. Число заклепок осталось сверху рубки у Mark II тем же — 11, но расстояние между крайними заклепками стало уменьшенным, по сравнению с одинаковым для Mark I. Из-за увеличения диапазона перемещения механизма натяжения гусеницы в передней верхней части гусениц паз для механизма стал длиннее и менее округлым. На верхней кормовой части бронекорпуса появилась дополнительная рубка для наблюдения в корму.
Различие между танками Mark I и Mark II проще всего понять на примере двух сохранившихся машин, экспонирующихся в Бовингтоне. На фотографиях реальных машин хорошо видная разница в пазах для механизма натяжения гусениц — полукруглый и короткий для Mark I и прямоугольный и более длинный для Mark II. На боевой рубке также отлично видны отличия в заклёпках, для более узкой рубки Mark II крайние заклёпки заметно сближены. Хорошо заметна и разница между бронировкой лючков водителя и командира.
Планировалось, что танки Mark II будут выпущены в течении месяца и поставлены в армию в декабре 1916-го — январе 1917-года. Темп выпуска боевых машин планировался в 25 танков с одного завода в месяц, следующие 50 танков Mark III должны были быть выпущены в феврале, а с марта должны быть в серии уже Mark IV с темпом производства 20 Mark IV в неделю. Из 50-ти выпущенных пять танков Mark II использовались для испытания различных вариантов трансмиссий, 19 служили в учебной школе, а 26 машин было переброшено во Францию. Командование европейским экспедиционным корпусом затребовало два танковых батальона для прорыва фронта у Арраса, для их формирования и были привлечены Mark II. 60 танков, среди которых были 34 танка Mark I и 26 Mark II использовали к югу от Арраса в районе операций британских и канадских войск.
Несмотря на наличие сразу шести десятков машин, командование снова совершило все мыслимые ошибки при их применении: танки были размазаны по всему фронту, на направлении главного удара работало только 5-6 машин, местность была заболочена, двухдневная артподготовка лишила начавшееся 9 апреля 1917-го года наступление эффекта неожиданности. Дополнительно к ошибкам командования свой вклад внесли и полевые командиры, танки остались без пехотного сопровождения и те танки, которые дошли и даже прошли линию укреплений германцев, не смогли закрепить успех. Локальные успехи танков, которые вклинились в оборону на глубину до 2-х километров, развития не получили, а одна из групп машин в три танка захватившая без пехоты деревню за линией окопов была вообще обстреляна британской артиллерией. Несмотря на общую неудачу наступления применение танков было признано удачным, даже при отсутствии заметных успехов потери союзников были существенно меньше, чем без танков примерно при таких же результатах.
Применение танков Mark II в ходе боёв в апреле 1917-го года было единственным их применением, как боевых машин. После операции уцелевшие танки были выведены с первой линии и частично переделаны в танки-тендеры, для подвоза боеприпасов к линии фронта и сопровождения танков в отрыве от баз снабжения. После окончания Первой мировой войны все танки Mark II были порезаны, кроме одного «Летучего шотландца» — танка, участвовавшего в операции у Арраса, попавшего под дружественный огонь, в итоге подбитого собственными снарядами, от которых остались отверстия в броне. После войны к танку был приставлен хвост от Mark I, и он был возвращен на острова как представитель первых танков. Затем в музее в Бовингтоне (Танковый музей в Бовингтоне (Bovington Tank Museum, Linsay Rd, Bovington, Wareham BH20 6JG, Великобритания) он прошел ремонт и восстановление к оригинальному виду, и сейчас экспонируется с одним снятым спонсоном, что позволяет оценить работу экипажа и внутреннее устройство боевой машины.
Там же в музее Можно осмотреть отдельно тележку для перевозки спонсонов и сами спонсоны
Mark II/Тяжёлый танк Марк II
Страна: Великобритания
Год выпуска: 1916-1917
Кол-во выпущенных: 50 (25 «самец» + 25 «самка»)
Производитель: William Foster & Co (25 «male»), Metropolitan Cammell Carriage and Wagon Company (MCCW) (25 «female»)
Размеры без хвоста: 7925×4204(самец)-4382 (самка)×2430 см
Ширина трака: 521 мм
Боевая масса: 28 000 кг «самец»/27 000 «самка»
Экипаж: 8
Двигатель: Foster-Daimler Knight sleeve valve petrol 105 hp
Скорость: 6,4 km/ч
Вооружение:
6-pdr (57-мм) Ordnance QF Hotchkiss 6 pounder gun в спонсонах с углом поворота 110 грд, 4 ×7,7-мм Hotchkiss Mark I (Hotchkiss M1909 Benét–Mercié machine gun) («самец»)
4 × 7,7-мм Vickers gum Mk.I, 1 × 7,7-мм Hotchkiss Mark I (Hotchkiss M1909 Benét–Mercié machine gun) («самка»)
Бронирование: 10-12 мм.
Где увидеть: Танковый музей в Бовингтоне. (Bovington Tank Museum, Linsay Rd, Bovington, Wareham BH20 6JG, Великобритания)