Путь танка. Часть 11. Vickers Infantry Tank. 1921. Даунскэйлинг «ромба» от фирмы Виккерс
Статья с канала Remont1969 на яндекс-дзене выкладывается мной на сайт АИ с любезного разрешения автора.
История первых послевоенных британских пехотных танков Vickers Infantry Tank, построенных в 1921 фирмой Виккерс по мотивам тяжёлых танков типа «ромб»
В танкостроение можно прийти разными путями. Фирма Фостерс танк изобрела, а крупнейший оружейный концерн Британии Виккерс сосредоточившись на выпуске стрелкового оружия и артиллерии, которые впрочем так же приносили неплохой доход, занялся танками немного запоздало, когда война уже закончилась. Приобретя в 1919 году контроль над Metropolitan Cammell Carriage and Wagon Company (MCCW), производителем локомотивов и вагонов, и, по совместительству, крупнейшим в мире производителем танков, Vickers Limited неожиданно для себя получила компетенции в производстве танков. И пока конкуренты в лице Уолтера Вильсона и сэра Уильямома Триттона из William Foster & Co Ltd из Линкольна стремительно закапывали свой опыт и навыки в болото старый идей, оружейники из Шеффилда попробовали себя на новом поле деятельности построив первый британский легкий или точнее пехотный танк — Vickers Infantry Tank.
Толчком к развитию первых танков был успех французского Renault FT (Automitrailleuse à chenilles Renault FT modèle 1917). Танк, выпущенный серией в 3728 боевых машин, задал направление для легких танков поля боя. В Британии этот вид боевых машин трансформировался в пехотные танки — Infantry Tank — боевые машины непосредственной поддержки пехоты. По большому счёту первые британские танки — тяжелые танки от Mark I до Mark VIII, были пехотным танками. Но к концу войны военным показалось, что те задачи, которые решали «ромбы» массой под 30 т он, может решить и машина в раза легче, и в 10 раз дешевле, особенно если она построена на автомобильных агрегатах, как Renault FT. Именно на эту нишу и нацелились в Виккерс.
Первый танк выпущенный Vickers Ltd, хоть и выглядел внешне крайне консервативно, из атавизмов британской танковой индустрии имел только форму типа «ромб» и гусеницы, охватывающие корпус, причем решение с гусеницами на танках продержалось до конца уже второй мировой воны. Первый лёгкий танк Британии уже можно отнести к машинам межвоенного периода, так как он не был наследником никакого танка, спроектированного во время войны и имел полностью самостоятельную конструкцию. Танк выходит за рамки боевой техники Первой мировой войны, но с другой стороны эта боевая машина построена как некое обобщение технических идей этой войны, с максимальным использованием удачных решений и с учётом требований к танкам, возникшим в ходе неё.
Начнем с очевидного — Vickers Infantry Tank стал первым ромбом получившим башню с вооружением. С редкостным упорством, имевшим лучшее применение Уолтер Вильсон, Альберт Стерн и в особенности Уильям Триттон продолжали настаивать на танках без башен, и это при том, что самый первый танк выехавший из заводских ворот — Lincoln №1 был башенным. Все тяжёлые танки типа «ромб» были по бронекорпусу прямыми наследниками Lincoln №1, за исключением отсутствия башни. Если с тяжёлыми «ромбами» производственники не хотели менять устоявшуюся технологию и тактику их применения, что бы не снижать темпы производства, то почему на средних танках не было башен, объяснить, кроме как зашоренностью, вариантов нет. Впрочем и немцы пошли по такому же пути, но им простительно — танкостроения в Германии фактически не было. В то же время в Британии выпускались сотни бронеавтомобилей по собственным и российским проектам с вращающимися башнями, но перенести опыт на танки никто не захотел, вплоть до фирмы Виккерс.
Инженеры «Vickers» оснастили танк Vickers Infantry Tank №1 башней из гнутых листов броневой стали с круговым вращением с тремя пулемётными шаровыми установками, равномерно расположенными по окружности башни. Диаметр шаровидной башни составлял 170 см. Пулемёты ставились стандартные британского производства по французским чертежам — Hotchkiss Mark I. Подобное расположение теоретически обеспечивало концентрацию на любой цели огня минимум двух пулемётов. Жесткая безрессорная подвеска была заменена на подрессоренную, в которой использовались опорные ролики, сблокированные попарно в пять двухкатковых тележек попарно с пружинами. Компоновка танка была классической с задним расположение ведущего колеса.
В кормовой части корпуса располагалось моторное отделение с 6-цилиндровым бензиновым двигателем Wolseley, автомобильной компании принадлежащей Виккерс Лтд, мощностью 80 л.с. , что обеспечивало почти двухкратный рост энерговооруженности танка по сравнению с «эталоном» — Renault FT. Французский танк был так же неспешен, как и тяжёлые британские «ромбы». Повышение тактическое подвижности было главной задачей, которая ставилась перед конструкторами пехотных танков после FT. Лучший клон FT итальянский танк FIAT 3000 конструктора с Пиренеев разогнали до 21 км/час, советский Т-18 обр. 1930 г мог двигаться со скоростью 17,5 км/час. Британец обещал быть самым быстрым — 24 км/час.
Трансмиссия танка была гидравлическая. За двигателем устанавливалась гидравлическая трансмиссия фирмы Williams-Jenney. До этого фирма занималась выпуском гидравлических приводов для систем вооружения на флоте. В 1915-м году на один из экспериментальных танков Mark II, который испытывался в рамках выбора трансмиссии для второго поколения тяжелых танков, уже устанавливалась трансмиссия этого производителя. Испытатели отметили, что именно она, хотя и была выбрана для реализации планетарная трансмиссия Вилсона, была самой удобной для управления и при этом самой сложной для настройки. Гидравлическая трансмиссия позволяла плавно и в широких пределах регулировать скорость хода и радиус поворота танка, предотвращая остановки двигателя при переключении передач. Двигатель через шестеренчатые редукторы приводил в движение два гидравлических насоса, каждый из которых соединялся шлангами с гидромотором по каждому борту. Выходной вал гидромотора соединялся с бортовой передачей. С конструкторской точки зрения всё выглядело почти идеально, но именно гидравлическая трансмиссии, расположенная за двигателем оказалась слабым местом и по сути похоронила танк.
Экипаж танка состоял из пяти человек: командир, механик-водитель и три пулеметчика. Механик-водитель располагался в отделении управления и наблюдал за дорогой через щели в лобовой броне. Водительская рубка имела скругленный лобовой лист. Коробка бронекорпуса была выше гусеничных корпусов, наблюдению мешали только углы гусениц. Остальные четверо членов экипажа чисто теоретически должны были находится в боевом отделении танка — командир по центру башни, наблюдая за полем боя через командирскую башенку, три пулемётчика так же в башне у своих пулемётов. Моторно-трансмиссионное отделение было изолировано. Если механик-водитель находился более менее в комфортных условиях, то расположение остальных членов экипажа было не продумано. Если бы танк в таком виде пошёл в серию, то скорее всего экипаж был бы уменьшен до четырех человек, так как одновременно стрелять из трех пулемётов было сложно, а скорее всего вообще до трёх — командир взял бы на себя обязанности одного из пулемётчиков.
Первый пулемётный пехотный танк Vickers Infantry Tank №1 был готов к декабрю 1921 года. Второй танк Vickers Infantry Tank №2 был отправлен на испытания в июле 1922 года. Принципиально вторая машина повторяла первую, главным отличием была установка в башне 3-фунтовой (47-мм) пушки Vickers — 47 mm L/50 QF Mark I, которая хорошо зарекомендовала себя поставленная на колесный ход в Британском бронеавтомобильном дивизионе на Русском фронте. Это было требование военных, которые решили весной 1922 года, что пехотный танк должен меть пушку. Дополнительно предусматривался зенитный пулемет на люке командира. Скорее всего военные по итогам войны продолжали считать, что нужны два типа танков — пулеметный и пушечный, один для зачистки местности о пехоты противника, второй для поражения танков и укрепленных позиций. Ни первый, ни второй танк Vickers Infantry Tank не были способными решать обе задачи одновременно. Кроме этого на пушечном танке заменили двигатель на 80-сильный двигатель Lanchester 40, так же выпускавшийся заводом принадлежащим Виккерс Лтд. Причина замены могла быть связана с проблема с сопряжением двигателя и трансмиссии.
Танки Vickers Infantry Tank уже могли считаться полноценными танками нового типа — размещение оружия во вращающейся башне, пружинная подвеска, классическая компоновка, изолированное моторное отделение, от танков времен Первой мировой осталась только форма гусениц — «ромб». И если с создателя первого боевого танка Mark I всё неплохо задокументировано, то с разработчиками Vickers Infantry Tank все гораздо сложнее. С 1906 по 1928 год вся работа военного подразделения Виккерс Лтд была связана с двумя менеджерами — Сэром Джорджем Томасом Бакхемом (Sir George Thomas Buckham), главным конструктором «Vickers» по новым образца вооружения, и сэром Артуром Тревором Доусоном (Sir Arthur Trevor Dawson, 1st Baronet), управляющий директором «Vickers» в эти годы. Именно на них оформлялись все патенты на разработки фирмы в указанный период, кто бы их в реальности не сделал.
Light Infantry Tank по мере изготовления отправлялись на новый полигон в Фарнборо, где на базе 2-го батальона Королевского Танкового Корпуса был создан новый исследовательский центр. В 1928 году центр был переименован в MWEE (Mechanical Warfare Experimental Establishment), а танки получили регистрационный номер MWEE 6 и MWEE 7. Как особых вопросов, так и особой радости боевые машины не вызвали. Наибольшие проблемы создавала трансмиссия, её так и не удалось отладить, она регулярно перегревалась, второй вариант танка на всех фотографиях виден с открытыми люками обслуживания в корме над гидроагрегатом. Да и «ромбовидная» форма гусеничных корпусов была явным анахронизмом. Параллельно с пехотными танками в 1922-м на фирме Виккерс разработали гусеничный транспортер 18-pdr Transporter для перевозки пушек с новым типом шасси, в котором использовались находки, испытанные на танках-«ромбах». Шасси транспортера стало началом новой серии гусеничных движителей для различных задач, в том числе для гораздо более перспективный средний танк Vickers Medium Mark I. Правда сложно представить перспективный средний танк с броней в 6,5-мм, на его фоне даже Light Infantry Tank смотрелся удачнее, если бы конечно не подвеска. А так после испытаний оба танка были списаны и разобраны.
Vickers Infantry Tank №1/№2/Пехотный танк Виккерс №1/№2
Страна: Великобритания
Производитель: Vickers Ltd
Кол-во выпущенных: 2
Год выпуска: 1921-1922
Экипаж: 5
Боевая масса: 7938 кг
Бронирование: 12,7 мм
Вооружение: 3×Hotchkiss Mark I (№1)/47-мм (47 mm L/50 QF Mark I) + зенитный пулемёт Hotchkiss Mark I (№2)
Двигатель: Wolseley (№1)/Lancester 40 (№2) 81,7 л.с.
Скорость: 24 км/час