Путь к танку. Часть 10. Char Saint-Chamond №60414. 1916. Первый предсерийный прототип французского танка
Авторское предисловие: Первый предсерийный образец французского танка, а им оказался Char d`Assault Saint Chamond, был показан 7 сентября 1916-го года, почти точно через год, после показа первого британского прототипа танка Lincoln №1. «Ударная колесница» стала итогом последовательного развития конструкции начиная с попыток бронирования трактора Холт 45 в конце 1915 года.
На создание первого предсерийного танка французам понадобилось 9 месяцев с демонстрации гусеничного трактора Холт 45 к имитацией бронирования. В отличие от британцев, которые найдя вариант, который в итоге привел их к «ромбам», начали резко и конкретно их производить, не пытаясь найти еще лучшее решение. Французы же двигались шаг шагом, проверяя каждое решение. И хотя французские военные еще 17 февраля 1916-го года заказали сразу 400 новых боевых машин у фирмы Шнайдер, к концу лета того же года у Шнайдер не был готов даже предсерийный прототип. Чуть лучше обстояли дела у военных, которые за прошедшее время нашли еще одного подрядчика фирму FAMH (Compagnie des forges et aciéries de la Marine et d’Homécourt), который, после того как они разругались со Шнайдер взялся выпускать танки по конструкции фактически разработанной лейтенантом Фуше под контролем Service Technique Automobile (STA). Конструктора FAMH приложили свои циркули к проекту военных и на испытания 3 августа вышел образец Tracteur Saint-Chamond/La Machine N° 2 кроме обводов корпуса и гусеничного движителя не имевший ничего общего с первыми прототипами танков. В прототипе боевой машины в общих чертах уже можно было угадать черты будущего Сен-Шамона, а внутренности так и вообще не претерпели существенных изменений.
Первый предсерийный прототип танка Сен-Шамон (Char d`Assault Saint Chamond) в отличие от машины, собранной в мастерских под руководством уже су-лейтенанта Фуше, был выпущен на заводе FAMH. Эта машина по большому счёту представляла собой Tracteur Saint-Chamond с полным бронированием и вооруженная. Для предсерийного образца не использовалась броневая сталь. На первом образце дело наконец дошло до вооружения. Четыре штатных пулемета не устанавливались, хотя для них были подготовлены амбразуры. А в качестве основного оружия была установлена 120-мм короткая пушка Баке образца 1890-го года (Obusier de 120 mm C modèle 1890 (120 mm Baquet). Крыша прототипа была плоской, люки для покидания машины располагались по всей крыше и в 3-х «командирский башенках. Еще один люк был в задней правой кормовой броне.
120-мм короткая полевая пушка или скорее даже гаубица 120 mm Baquet была для своего времени орудием передовым, одним из первых, если вообще не первым образцов артиллерийской революции, произошедшей в конце 19-го века. Артсистемы стали получать отдельные системы отдачи ствола, которые после выстрела возвращали ствол в прежнее положение, что бы сразу, без дополнительного прицеливания можно было осуществлять новый выстрел.
Конструирование пушки началось в 1886-м году Луис Баке по заданию французской армии, которое подразумевало создание современного орудия поля боя, которое могло стрелять по мортирному, проще говоря создание полевой гаубицы. В итоге получился здоровый компромисс между традиционными система и новыми разработками. В отличие от более ранних, да и поздних артсистем Obusier de 120 mm C modèle 1890 (120 mm Baquet) имела составную станину — нижнюю транспортную часть с колесами, на которую устанавливалась уже верхняя часть L-образной формы со стволом и системой отката. Такая конструкция позволяла обеспечить и большие углы возвышения ствола и низкий центр тяжести. Конечно установка такого орудия на новой боевой машине резко увеличивала её огневую мощь, но скорее всего 120-мм пушка была поставлена просто потому, что оказалась под рукой, так как к 1915-году все пушки Баке образца 1890-года были выведены с передовой на склады и в крепости. На танк устанавливалась только верхняя часть.
Достаточно быстро для предсерийного прототипа подготовили и специально разработанную heire для этой машины на фирме FAMH — Saint-Chamond L12C TR de 75 mm (L/36.3). Возможно производство и поставка именно пушек для танков, а намечалось почти 400 орудий, и стало главной причиной вхождения FAMH (Compagnie des forges et aciéries de la Marine et d’Homécourt) в этот, проект, который не был очевидно интересным для любого производителя в начале 1916-го года. Тем не менее, в отличие от получившей заказ раньше фирмы Шнейдер, FAMH предоставил свой образец 7 сентябре для испытаний у форта Марли. Министр, отвечавший за поставки артиллерии и боеприпасов, Альберт Тома, который собственно говоря и был инициатором создания второго танка, в конкуренцию фирме Шнайдер, хотел показать и испытать обе боевые машины, может быть что бы доказать, что его выбор был правильным, а может быть что бы отчитаться, что им сделано все для победы. Из 800 заказанных танков — по 400 у Шнайдера и 400 у Сен-Шамона, к сентябрю не было сделано ни одного, в то время как британцы уже начали получать первые серийные ромбы. Итогом давления министра стал предсерийный прототип Сен-Шамона и «потемкинская деревня» в виде бронекорпуса Шнайдер СА1, установленного на первое восьмикатковое шасси Фуше, испытывавшиеся еще в феврале.
Отличить прототип с пушкой 120-мм Баке от его же, но с установленной Saint-Chamond L12C TR de 75 mm можно по дополнительному бронированию пушечной амбразуры вертикальными листами лева и справа от пушки, для уменьшения вероятности попадания пуль и осколков.
В остальном принципиально компоновка предсерийного прототипа танка Сен-Шамон не отличалась от первого прототипа — по центру рамы размещался бесклапанный 90-сильный двигатель Панар, от которого приводился генератор. Два силовых электродвигателя передавали мощность на задние ведущие колеса. В переднем свесе перед двигателем устанавливалась пушечная установка. Пост управления так же располагался спереди. Бронекорпус в основном повторял обводы придуманные лейтенантом Фуше. Полевые испытания проводились в Винсенне, и наверно их результаты не стали неожиданностью. Низкая геометрическая проходимость, нестабильность основного вооружения. Из плюсов можно отметить только удачную подвеску. В общем получился танк, построенный потребителем, а не инженерами по заданию Заказчиками.
Основным хорошо заметным отличием прототипа от серийных машин было наличие у прототипа защиты ходовой части стальными листами, которые могли подниматься для регулировки движителя и натяжения гусеницы. Так же визуально можно отметить отсутствие спереди по центру башенки для командира орудия и отсутствие пулеметных установок.
Испытания показали, что гусеничные траки шириной 324 мм имеют недостаточную площадь для уверенного перемещения по грунту, так как танк получился тяжелым, с массой более 20-ти тонн. Из-за защиты ходовой части между корпусом и гусеницами набивалась грязь и камни, которые тормозили машину. Хорошо, что еще не было во время испытаний морозов, когда вся эта масса бы смерзлась и вообще остановила движение. Уже в ходе испытаний гусеницу увеличили до 412 мм. Спереди и сзади в углах бронекорпуса в тех местах, где при преодолении препятствий корпус утыкался в землю, установили дополнительные ролики, так как мощности двигателя не хватало преодолеть такое сопротивление. Скошенный кораблеобразный нос танка был оснащен резаком колючей проволоки по типу разработанного Бретоном.
Испытания показали, что все уверения Фуше, министра Тома и командующего Service Technique Automobile (STA) французской армии генерал Муре (Général Mourret) о том, что их решение будет однозначно лучше, чем танка Шнайдера, не стоили ничего. Получившаяся машина имела низкую проходимость, отвратительную надежность, слабую маневренность, использование электрической трансмиссии привела к сложностям в обслуживании, так как добавлялась еще одна инженерная служба, применение оружия было не удобным. Но несмотря на всё это истина второй мировой — не важно какие у тебя есть танки, главное, что они у тебя есть, работала и в первую мировую. FAMH уже начала серийное производство танков, осталось их только дождаться.
Char d`Assault Saint Chamond/Танк Сен-Шамон предсерийный образец
Страна: Франция
Производитель: FAMH (Compagnie des forges et aciéries de la Marine et d’Homécourt)
Год выпуска: 1916
Кол-во: 1
Боевая масса: 20-22 тонны
Экипаж: 8
Вооружение: Obusier de 120 mm C modèle 1890 (120 mm Baquet)/Saint-Chamond L12C TR de 75 mm (L/36.3) + 4×Mitrailleuse Hotchkiss modèle 1914
Бронирование: 8,5-11,5 мм
Размеры: 8830×2670×2350 (серийной машины) мм
Двигатель: Panhard SS, 7363 см³, 90 л.с.