Просто АИ
Уважаемые коллеги. А что если царь опомнился? Пути Господни неисповедимы. Вот опомнился и все тут.
… – Господа. Я устал от ваших пустословных объяснений. К тому же уже принято решение.
– Но Ваше величество…
– Вон!
Несколько украшенных многочисленными орденами царедворцев потянулись к дверям, недоуменно оглядываясь.
– Это все Рожественский. Такой конфуз, господа, так расстроить императора…
Фельдфебель дворцовых гренадер подпоручик Титков, вставая у закрытых дверей царского кабинета, тихо произнес: «Это не конфуз. Это позор».
После сдачи Порт-Артура Николай II слег с нервным расстройством. Еще большее расстройство император получил после Цусимы. Оправившись от болезни, Его величество предстал перед свитой похудевшим, бледным, между бровей залегли морщинки, а его взгляд стал настолько тяжелым, что мало кто мог его выдержать. Еще больше удивила придворных новая привычка царя, подолгу задерживаться в рабочем кабинете. Несколько раз его почти силком, со слезами на глазах, вытаскивала из кабинета императрица. Еще удивляло множество посетителей, иногда доставляемых под стражей. И, о ужас, несколько раз к нему приводили простолюдинов и нижних чинов.
На заседании морского технического комитета 25 сентября 1905 года.
… – Алексей Алексеевич, объясните мне, почему броненосец в миллион пудов и крейсер в три четверти меньший по весу строятся за пять лет? Я, может, чего-то не понимаю?
– Ваше величество, строительство затянулось из-за нехватки рабочих и срыва поставок строительных конструкций.
– Т.е. сейчас, когда мы получили увесистую затрещину и практически начинаем все с начала, можно ожидать таких же задержек?
– Мы приложим все усилия, чтобы этого не случилось.
– Постарайтесь, голубчик, постарайтесь.
– И еще. Почему у нас корабли, даже построенные по одному проекту, имеют существенные различия по размерам, весу и даже по вооружению? Почему строительством кораблей руководят все, включая их капитанов? Почему изменения в проект вносятся самовольно? Мне продолжать или вы самостоятельно вынесете решение…?
Начало новой жизни императорского флота началось неслабым скандалом. Французская «Форж э шантье́» лишилась заказа на крейсер «Адмирал Макаров». Строительство поручили фирме Вулкан. Согласно новой спецификации корабль имел две спаренные установки главного калибра и десять 120-мм, кроме 4 мелкокалиберных. Скорость полного хода 23 узла на двух валах. По получении технической документации второй корабль под названием «Варяг» был заложен в Новом Адмиралтействе.
Пока в Англии и Франции кипели битвы финансистов и юристов, главные вести приходили из Германской империи.
На заседании морского технического комитета 3 мая 1907 года.
– Господа. В прошлом году весь мир стал свидетелем успеха британских корабелов. Все линкоры, построенные до «Дредноута», мгновенно устарели. Именно поэтому я лично притормозил строительство «Рюрика II» и дал задание немного перепроектировать его. Сейчас его строительство возобновилось, но несколько в ином варианте. Поскольку из проектов наших кораблей выбирать нечего, а достройка усовершенствованных «Андрея Первозванного» и «Павла I» превратилась в какую-то вакханалию, едва мной остановленную, я лично обратился к императору Вильгельму за технической помощью. То, что нам прислали германские конструкторы, должно быть немедленно построено на наших верфях. И именно этот германский проект должен быть развит в нашем дальнейшем военном судостроении…
– Но Ваше величество! Мы имеем немало хороших кораблей, которые можем улучшить и производить в любых количествах.
Некоторые из хороших кораблей
– Ах сударь. Пока Вы будете их улучшать, англичане и германцы улучшат уже улучшенное. Впрочем, Вы можете постараться на этой ниве и разработать совершенно новый тип. Недели Вам хватит на эскиз?…
За месяц работы специалисты МТК совместно со специалистами Балтийского завода предоставил два варианта, из которых был выбран второй с небольшими изменениями в компоновке. Оба корабля заложили на Балтийском заводе в июне 1908 года. Строительство продвигалось достаточно быстро, кроме нескольких задержек, связанных прежде всего с неудовлетворительной организацией работ. С опозданием на четыре месяца еще один корабль заложили в Николаеве.
Работы велись круглосуточно. Финансирование работ в основном выдерживалось. Одновременно на Металлическом и Обуховском заводах производилась модернизация производства башенных установок и новых 305/52 мм орудий.
Основными боевыми задачами новых быстроходных линкоров должны были стать:
- Ведение разведки боем. Ввиду своего превосходства над лёгкими силами противника он будет способен прорвать крейсерскую завесу и выйти на прямой контакт с линейным флотом противника.
- Поддержка линейных сил в бою. Как в случае противодействия крейсерам противника, так и в случае использования в качестве быстроходного крыла линейных сил для окружения противника.
- Преследование отходящего флота врага с целью сосредоточения огня на отстающих кораблях.
- Защита торговли. Его скорость и вооружение помогут ему справиться с любым рейдером противника.
В принципе неплохие крейсера
На заседании Адмиралтейств-совета 3 марта 1908 года.
… – Иван Михайлович, продолжайте, пожалуйста.
– При составлении заданий на легкий крейсер МГШ руководствовался его назначением – он должен был выполнять следующие функции: разведка, дозорная и сторожевая служба, одиночный бой с неприятельскими легкими крейсерами, действия против миноносцев, поддержка своих миноносцев и участие в развитии успеха торпедной атаки, постановка минных заграждений в неприятельских водах. По мнению МГШ, это требовало усиленного развития таких элементов крейсера, как скорость и район плавания, в ущерб артиллерийскому вооружению и бронированию. Задачи действия на морских коммуникациях противника и истребление его торговых судов не ставились.
Требования к вооружению также определялись исходя из назначения крейсера. Его артиллерия должна была состоять из орудий, способных поразить эскадренные миноносцы и равноценные легкие крейсера противника, т.е. из 120-мм и 203-мм пушек. Расположение артиллерии должно было отвечать требованию сосредоточения наиболее сильного огня на носовых и кормовых углах.
Для проверки возможности создания легкого крейсера по заданиям МГШ привлекли специалистов казенного Балтийского завода морского ведомства. В качестве прототипа был выбран крейсер 2 ранга «Новик», но при условии увеличения скорости до 28 уз. Построенный по заказу в Германии этот крейсер был наиболее удачным из крейсеров 2 ранга. Имея водоизмещением 3080 т, он был самым быстроходным крейсером флотов того времени (1900 г.), трехвинтовой с машинами тройного расширения мощностью 18 000 л.с. и водотрубными котлами он развивал до 25 уз. На вооружении он имел 6 120-мм и 8 47-мм орудий. Именно «Новик» послужил прототипом для многочисленных легких крейсеров, построенных в Германии и Англии…
–Ну что ж, преамбула написана замечательно.
… – Балтийский завод представил свою проработку. По ней крейсер должен был иметь водоизмещение 4500 т, скорость 28 уз, трех- или четырехвальную турбинную установку мощностью около 29 тыс. л.с. Вооружение: одно 203-мм орудие в башне и шесть 120-мм орудий в трех башнях.
Параллельно с заводом варианты крейсера прорабатывались в кораблестроительном отделе Морского Технического комитета (МТК). МТК разработал четыре варианта крейсера водоизмещением 4500, 4600, 5800 и 6000 т со скоростью 27-28 уз. При этом мощность механизмов колебалась в пределах 27 000 – 34 600 л.с. в зависимости от водоизмещения с учетом полного запаса топлива. Все варианты крейсера имели на вооружении одно 203-мм орудие и четыре-шесть 120-мм орудий в башнях. После детального рассмотрения этих вариантов нами принято решение о разработке еще трех вариантов проекта: с единым 120-мм калибром при том же водоизмещении; с усиленным вооружением до двух 203-мм и двенадцати 120-мм орудий, установкой двух-трех подводных торпедных аппаратов, увеличением скорости до 29 уз, с 25,4-мм броневым поясом (водоизмещение не ограничивалось) и, наконец, с последовательным уменьшением этих характеристик (скорость не менее 28-28,5 уз), позволяющим уложиться в водоизмещение 6000 т.
– Вот мне решительно не понятно, что в итоге должно получиться? Прямо недоБаян какой-то.
Присутствующие сдержанно засмеялись, но император возвысил голос.
– Не до смеха, господа. Так мы никогда не определим, что же нам необходимо. Наверно надо написать так: «Крейсер имеет следующие характеристики: водоизмещение около 6500 т, отношение ширины к длинне 1 к 10, мощность механизмов 50 000 л.с, скорость не менее 28 уз, дальность плавания 2000 миль (24 узловым ходом), вооружение 12 152-мм орудий и два надводных двухтрубных торпедных аппарата, главный броневой пояс – 75 мм». Чтобы попусту не сотрясать воздух, прошу принять за основу эскиз легкого крейсера, разработанный инициативной группой под моим руководством. Подготовку чертежей на основании этого эскиза начать немедленно. Я думаю, пока германские фирмы помогут нам с турбинами. Пока помогут. На этом совещание Адмиралтейств-совета будем считать законченным.
На заседании морского технического комитета 12 февраля 1909 года.
… – Исходя из требований к новому типу линейного корабля, МТК разработал три варианта. Один представляет собой простое увеличение «германского» типа, другой – с полностью линейным расположением артиллерии главного калибра. В третьем варианте представлен русский тип «Мичиган». Во всех вариантах 12 орудий ГК полностью нового варианта. Дальность огня повышена как применением нового усиленного заряда к новым же орудиям, так и увеличенным углом возвышения. Скорость хода предполагается не менее 23 узлов на четырех валах. Вертикальное бронирование не менее 250 мм, горизонтальное до 125 мм.
– Ну что ж, господа. Не прошло и двух лет, как мы созрели для чего-то своего. Однако, несмотря на всю прогрессивность третьего варианта, предлагаю остановиться на линейном расположении. Что-то еще?
– Ваше величество. Нами был разработан новый эскадренный миноносец на основе миноносца «Сибирский стрелок». Главным отличием является паротурбинная силовая установка и усиленное торпедно-артиллерийское вооружение. Планируется установить две 120/45 мм и две 75 мм пушки, а также четыре одиночных 457-мм торпедных аппарата.
– Нет, нет, и еще раз нет. Только один калибр, ну может быть еще две салютных пушки. И почему только четыре минных аппарата? Удвойте их количество, утройте. Поставьте вместо одного минного аппарата два. Ведь это возможно. Разработайте три вместо одного. Я хочу, чтобы наши новые корабли были сильнее. Англичане, германцы, французы построят их больше, но преимущество останется у нас. На следующем заседании, после Сретения представите мне новый проект…
В итоге эсминец получил три спаренных 457-мм торпедных и три 120/45-мм патронных орудия. Однако применение столь крупнокалиберных орудий требовало их немалого количества, поэтому было решено использовать более «скромные» орудия. Однако таких пушек еще не было. Но уже к августу 1909 года 102/60-мм пушка Обуховского завода стала выпускаться серийно. Поэтому решено было вооружать новые корабли из расчета 3/120-мм и два спаренных ТА на каждый пятый корабль серии. Остальные получили три спаренных 457-мм ТА и четыре 102-мм пушки. Проект уменьшенного миноносца под две 102-мм и четыре 457-мм ДТА был отвергнут.
А теперь о том, что как бы не вошло в общую канву. Так будет выглядеть наш Небесный покровитель.
Основной упор на увеличении дальности выстрела и скорострельности (по первому варианту см. бр. Потемкин).
Сравнение размеров линейных крейсеров типа Гангут (Гангут, Гренгам и Синоп) с Севастополями и Мариями.
Вариант линейного крейсера Синоп из Инвинсибла.
Дальнейшие варианты линкоров на базе Зейдлица и Кинбурн (почему бы и нет. Пока русские соберутся строить, мы их завоюем). Варианты 8×305/52, 9×356 и 6×356 мм.
Рюрик и ньюРюрик. На винт оригинала не обращайте внимания (изменено сегодня).
Россия и Аскольд
Такая же, но двухорудийная башня будет на Светланах. Со временем она превратится в 2×130/55 мм.
Откуда взялась Светлана. Из Удалого!
Результат конкурса 1913 года
Француз типа Форель (1902), Стерегущий (надеюсь точно), Один из 350-ти тонников 2 Тихоокеанской эскадры.
Сердечно благодарю начальников, наставников Андрея, Ансара02, Ваза, другаго Андрея, инаго Андрея, Алексея и всех форумчан.