18

Небольшая альтернатива в которой я решил представить как бы выглядел легендарный крейсер Варяг построенный по схеме Бруклина и как бы это могло повлиять на ход знаменитого боя у Чемульпо.

Содержание:

История строительства

Когда Крамп, американский предприниматель, строивший крейсер Варяг, заключил контракт на постройку крейсера, проекта корабля ещё не было и в помине. Его должна была утвердить делегация из России, председателем которой был М. А. Данилевский.

Сразу же по прибытию делегации в США, 13 июля 1898 года, началась жёсткая борьба между Данилевским и Крампом, по поводу проекта будущего крейсера.

Изначально, направляясь в Америку, русская делегация получила задание получить крейсер, который бы стал улучшенным вариантом крейсера Диана. Сам же Крамп считал что он сможет убедить русских согласится на один из его проектов. Что касается Данилевского, то ещё находясь в России он был ярым сторонником того что бы разработанные для броненосцев типа Полтава орудийные башни с 6-ти дюймовыми орудиями были применены и на крейсерах. В случае с крейсерами типа Диана, ему свою идею воплотить в жизнь не удалось.

Это чисто моё допущение. Я не знаю, была ли такая идея у Данилевского и тем более, имели ли он хоть какое то отношение к проектированию и постройке российских крейсеров типа Диана.

Зато теперь, когда Крамп предложил для основы нового бронепалубного крейсера взять его крейсер Бруклин, Данилевский понял что это то, что нужно.

После этого пошёл длительный процесс утрясок и согласований, который шёл достаточно тяжело, так как российское морское ведомство хотело иметь корабль, значительно превосходящий Диану. А по проекту будущий крейсер должен был иметь столько же орудий, сколько и Диана – 8 штук.

Неизвестно чем бы всё закончилось но решающим фактором послужило снижение цены, так как в Америке новый крейсер должен был быть построено без основного вооружение но с 76,2 мм пушками противоминного калибра. Что касается 6-и дюймовок, то Крамп должен был только подготовить места под установку башен, а сами башни должны были быть установлены в Петербурге на Балтийском заводе.

Другим важным аргументом в пользу постройки корабля, именно, такой компоновки было то, что 6 пушек главного калибра крейсера могли вести огонь практически во всех направлениях и главное вперёд. Дело в том, что одной из важных миссий крейсеров являлась борьба с миноносцами противника, а для того что бы не попасть под удар торпедами, крейсерам приходилось стараться держать миноносцы по носу корабля и вести огонь исключительно носовыми орудиями. Например, у тех же крейсеров типа Диана, вперёд могли вести огонь всего три пушки, и добиться ими попаданий в маленькие вёрткие миноносцы было достаточно проблематично.

В конце 1900 года строительство нового крейсера было закончено в Филадельфии. После чего он был перегнан в Петербург. В ходе перехода через северную Атлантику было принято решения проверить ходовые качества корабля и разогнать его до максимальной скорости. Что и было сделано, и каково же было удивление моряков, когда новый крейсер, пусть и без главного вооружения смог разогнаться аж 25,5 узлов. Такой скорости и близко не давал ни один из крейсеров в мире.

В 1901 году Варяг прибыл в Санкт-Петербург и встал на окончательную достройку. Изначально на корабль планировалось поставить башни, такие же которые стояли на броненосцах типа Полтава. Однако, после того как руководство русского морского ведомства узнало об уникальных динамических характеристиках крейсера оно решило что на корабль вполне можно будет установить более тяжёлые башни, от броненосца Цесаревич.

Башни среднего калибра Цесаревича, от башен Полтавы отличались, прежде всего, бронированием, если на Полтавах башни имели броню 127 мм, то у Цесаревича они бронировались сталью толщиной 150 мм.

В итоге теперь все оружия главного калибра Варяга не просто было защищено, его не могли вывести из строя пушки подавляющего большинства вражеских крейсеров, так как броню в 150 мм шестидюймовки (основное и самое распространённое оружие тогдашних бронепалубников) не пробивали.

Летом 1901 года новый крейсер отбыл из Петербурга на Дальний Восток. В ходе перехода экипаж ещё раз решил проверить максимальную скорость крейсера, теперь уже полностью вооружённого и оснащённого. Конечно, показатель в 25,5 узлов достичь не удалось, но 23 узла корабль уверенно развивал и мог её держать достаточно длительное время. (теоретически предполагалось что в форсированном режиме крейсер сможет разогнаться до 24 узлов или даже до большей скорости, но в реальности этого ни кто не проверял так как после движения в режиме форсажа корабль требовалось ремонтировать).

Прорыв Варяга. Иной корабль и иная история

Характеристики:

  • Водоизмещение: 6.500/7.022т.
  • Размерения: ?/127,9/129,8х15,85х5,94(6,3) м.
  • Механизмы: 2 вала ВТР, 30 котлов Никлосса;
  • Мощность: 20.000 л. с.;
  • Максимальная скорость 23 уз;
  • Дальность: 3.682 (10) или 4.287 (9) миль.
  • Броня (ник.сталь):
  • Башни главного калибра – 150 мм;
  • Рубка – 152 мм,
  • Подача  –  38 мм,
  • Палуба – 38-76 мм (скосы).
  • Вооружение:
  • Главный калибр – 4х2х152/45 (198),
  • Противоминный калибр – 14х75/50 (250),
  • Противоминный калибр – 4х47/43 мм,
  • Десантные пушки – 2х63,5/19
  • Торпедные аппараты – 6х381 мм (надводные),
  • Минное вооружение – 22 мины заграждения.
  • Экипаж – 21/529 человек.

Бой у Чемульпо

В 11:20 9 февраля 1904 года, «Варяг» и «Кореец» (последнему был подан соответствующий сигнал) снялись с якорей и двинулись к выходу из бухты. Команды были выстроены на верхней палубе, при проходе мимо нейтральных кораблей оркестр играл национальные гимны их стран. На иностранных кораблях также играла музыка, их команды провожали русские корабли криками «ура». В 11:25 на «Варяге» пробили боевую тревогу и подняли боевой флаг. Крейсер дал полный ход. «Кореец» двинулся вслед за флагманом на скорости 10 узлов, постоянно отставая.

В реальной истории Варяг вёл бой на скорости в 10 узлов так ни разу и не дав свой знаменитый полный ход.

Изначально Руднев взял курс прямо на «Асаму» стараясь в ходе всего боя держаться у неё по носу. Первым огонь открыл япоснкий крейсер в 11:45 пристрелочный выстрел произвела 203 мм пушка. Однако снаряд лёг с большим перелётом.

Русский крейсер открыл огонь в 11:47. Так как Асама только набирала ход, то для русских условия стрельбы были идеальными, по практически неподвижной цели. Первый же снаряд лёг у борта японского корабля. После чего Варяг начал вести огонь залпами из 6-и орудий. После каждого залпа Варяг немного менял курс, идя зигзагом, сбивая наводку японским канонирам. Асама же начала лихорадочно разворачиваться бортом к русскому кораблю, что задействовать всю свою артиллерию.

В 11:59 канониры Варяга добились первого попадания. Залп из 6-и орудий достиг цели и накрыл носовую часть японского крейсера. Причём в Асаму угодило сразу 3 бронебойных снаряда. Один попал в боевую рубку, но броня рубки выдержала, хотя находившиеся в ней офицеры и матросы получили контузию. Второй, в башню главного калибра, но броня той то же оказалась на высоте. А вот третий снаряд принёс наибольшие проблемы, он пробил палубу японского крейсера перед башней главного калибра, сделав пробоину, рваные края которой заклинили башню. Теперь Асама могла вести огонь только из одной башни с 203 мм пушками.

В 12:15 Асама развернулась к Варягу левым бортом и в бой вступили все орудия этого борта. В наш крейсер начал получать повреждения.

В 12:35 в Варяг попал 203-мм снаряд, в район кормового мостика, на крейсере начался пожар. Сразу же после этого на Асаме отметили ещё несколько попаданий, однако ни на ход, ни на плотность огня они не повлияли, Варяг по-прежнему отвечали шестиорудийными залпами. Вскоре на японском крейсере вышли из строя два 6-и дюймовых орудия, и была снесена одна из дымовых труб. У японского крейсера упала скорость и с 12:45 наш крейсер стал от него удаляться. В это время Асама не могла дать более 18 узлов хода.

В 12:38 152-мм один из шальных снарядов с «Асамы» попал в правое крыло переднего мостика «Варяга», этим попаданием была уничтожена носовая дальномерная станция, убит мичман А. Нирод и выведены из строя дальномерщики, начался пожар в штурманской рубке. Точность стрельбы у русского крейсера существенно снизилась.

В 12:54 Кореец наконец приблизился на дистанцию эффективного огня. Капитан 2-го ранга Беляев повернул свой корабль носом к Асаме, приводя последнюю в зону действия обоих орудий главного калибра. Через минуту русские комендоры открыли огонь с дистанции ¾ от предельной. Оказавшись взятым в два огня, командир Асама, капитан 1-го ранга Р.Ясиро скомандовал маневр резкого уклонения вправо, оставляя оба русских корабля по левому борту.

В 13:00 в бой вступила вторая группа перехвата крейсера состоящая из бронепалубных крейсеров Нанива и Ниитака. Варяг перестал обстреливать Асаму и сосредоточил свой огонь на Наниве. Как и в случае с Асамой он снова стал носом к японскому крейсеру и открыл огонь шестиорудийными залпами. Старенький японский крейсер практически не имел брони и все орудия у него находились на палубе.

В 13:24 Наниву накрыл залп и в крейсер попало сразу 4 6-и дюймовых снаряда. Этот залп вывел из строя 3 орудия крейсера по левому борту и перебил паропроводу в котельном отделении. Крейсер окутался паром и потерял ход.

В 13:26 один за другим два 8-дм снаряда с Корейца попадают в Асаму. Вторая труба сбита за борт, крейсер начинает терять ход. Асама переносит огонь всего борта на Корейца, а Варяг тем временем переключился на Ниитаку. Этот японский крейсер умело маневрировал поэтому долгое время в него не попадало ни одного снаряда. Правда и японский крейсер особого урона Варягу не причинял.

В 13:38 попаданием 6-дм снаряда с Асамы из строя выведено левое орудие главного калибра Корейца. Канонерская лодка горит, но пока сохраняет ход, и командир Корейца Беляев принимает решение идти на таран. Ведя интенсивный огонь из уцелевшего орудия правого борта, Кореец идет на Асаму. Капитан Ясиро приказывает дать полный ход, но из-за падения тяги японский крейсер не в состоянии развить скорость выше 13 узлов. На Крейце отдан приказ заклепать предохранительные клапана, и канонерская лодка развивает скорость, которую не показывала даже на испытаниях – 14 узлов! На спасение Асамы устремляются Чиода и Чихайя.

В 13:45 Варяг вступил в бой с последней третье группой прикрытия, состоявшей из бронепалубных крейсеров Такачихо и Акаси, при этом Ниитака так же ни куда не делась. Руднев приказал перенести огонь на Такачихо, как на самый опасный крейсер из оставшейся тройки.

В 14:09 кормовую часть Такачихо накрыл залп русского крейсера. В результате этого залпа были выведены из строя сразу два орудия и перебит привод рулей. Крейсер начал описывать циркуляр в обратную сторону от Варяга.

Это был последний урон который нанёс наш крейсер японским кораблям, отсутствие дальномера и растущая дистанция снизила точность стрельбы и больше попаданий Варяг не добивался, как впрочем и японцы. Однако цель была достигнута, Варяг вырвался из вражеского капкана. Утром 13 февраля корабль бросил якорь на рейде Владивостока.

 

Подписаться
Уведомить о
guest

33 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account