Промышленный детектив. История появления двигателя ЯАЗ-204.

25

В продолжение темы моторов предлагаю статью с Дзена, история появления у нас первого серийного дизельного автомобильного мотора.

Первый отечественный серийный автомобильный дизельный двигатель.
История появления на ярославском заводе этого мотора больше похожа на детектив.

Промышленный детектив. История появления двигателя ЯАЗ-204.

Первый отечественный серийный дизельный двигатель.

Промышленный детектив. История появления двигателя ЯАЗ-204.

Старший брат ЯАЗ-204 — шестицилиндровый ЯАЗ-206.

Еще до войны конструкция американского двухтактного двигателя GMC 4-71, послужившего прототипом ЯАЗ-204, была выбрана нашими инженерами для машины Я-1. В 1942 году под дизель GMC 4-71 специально разработали шасси грузовика ЯГ-9, а с 1943 эти моторы устанавливали на знаменитые тягачи Я-12. Мотор зарекомендовал себя очень хорошо. но для того, чтобы производить точную копию дизеля GMC, требовалась лицензия. Руководство General Motors не стеснялось при определении цены патента, обозначив Советскому Союзу цифру в почти 5 миллионов долларов США. Скидки не предусматривались даже для союзников. В итоге, долгие переговоры не увенчались успехом. Тогда в америку была направлена группа инженеров и технологов, которая под видом закупки оборудования для ремонта двигателей, приобрела всю технологическую цепочку для производства новых моторов. Разумеется, в GM догадались об этом, но было уже поздно… Большая часть станков была переправлена через океан!

Промышленный детектив. История появления двигателя ЯАЗ-204.

GMC 4-71 послужил образцом для создания ярославского дизеля

Промышленный детектив. История появления двигателя ЯАЗ-204.

Принципиальная схема работы двухтактного дизеля ЯАЗ-204/Яаз-206

Промышленный детектив. История появления двигателя ЯАЗ-204.

Артиллерийский тягач Я-12

В начале 1947 года Ярославским моторным заводом было освоено производство модифицированного (немного упрощённого и с новой, жидкостной вместо электрофакельной, системой подогрева) двухтактного дизельного двигателя. Двигатель имеет трёхлопастной двухроторный компрессор с приводом от коленвала при помощи зубчатой передачи. Отличительной особенностью этого дизеля была любовь «уходить в разнос» — неконтролируемо повышать оборот вплоть до полного разрушения двигателя. Для предотвращения таких ситуаций инженеры спроектировали воздушную заслонку во впускном коллекторе, но, по воспоминаниям тех кто работал на технике оснащенной ЯАЗ-204, она едва ли могла предотвратить фатальный для силового агрегата рост оборотов… Так же двигатель отличался огромным расходом как топлива, так и масла, а так же неимоверным крутящим моментом (до 500 н.м) который был доступен едва ли не с холостых оборотов.

Промышленный детектив. История появления двигателя ЯАЗ-204.

Первый советский тяжелый грузовик МАЗ-200 (он же ЯАЗ-200)

 

 

Подписаться
Уведомить о
guest

14 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account