Программа «Морской конек». Опытный палубный истребитель North American ETF-51D. США
Предисловие редакции: Во время войны на Тихом океане постоянно возникала проблема: малая дальность полета самолетов, не соответствовавшая огромным пространствам Тихоокеанского ТВД. В качестве ее решения противоборствующие стороны активно применяли авианосцы, но даже и в этом случае имелись свои пределы. Ситуацию должен был исправить P-51 Mustang.
Когда кто-то думает об истребителях сопровождения времен Второй Мировой войны, на ум неизбежно приходит North American P-51 Mustang. С их появлением на Европейском театре военных действий соотношение сил в воздухе изменилось самым серьезным образом. С этого момента бомбардировщики уже не были незащищенными, поскольку истребители сопровождали их на всем пути до целей и обратно. Однако на Тихоокеанском ТВД ситуация была совершенно иной. При общей площади Тихого океана 181 миллион квадратных километров он составляет почти 35 процентов от общей площади земной поверхности. Расстояния на этом театре военных действий были огромными, и ни один истребитель не был в состоянии их преодолеть. Даже использование авианосцев представляло сбой паллиативное решение, поскольку дальность полета базировавшихся на них самолетов была недостаточной.
Приближающееся развертывание тяжелых бомбардировщиков Boeing B-29 Superfortress с дальностью полета 9000 километров сделало необходимым найти подходящий истребитель сопровождения. При этом одним из основных требований было использование авианосцев ВМС США. Планер истребителя должен был выдерживать особые нагрузки при с помощью катапульты и посадке с применением тормозного гака. Нагрузки при этом были в несколько раз выше, чем при взлете и посадке с сухопутных аэродромов. Палубный истребитель должен был компактно размещаться в ангаре корабля-носителя, т.е. складывающиеся консоли крыла являлись обязательным требованием. Соленый воздух и высокая влажность воздуха во много раз ускоряют коррозию, поэтому самолеты, как и корабли, нуждаются в особой обработке. Всем этим требованиям истребитель North American P-51 не соответствовал, но, тем не менее, было принято решение рассмотреть возможность эксплуатации «мустанга» с палубы авианосца. Так появился проект «Морской конек» (Seahorse).
«Мустанг» должен был быть подвергнутым испытаниям, а его планер должен был получить изменения, которые сделали бы его пригодным для эксплуатации в открытом море. Для реализации этих целей был выбран истребитель P-51D-5-NA (серийный номер 4414017). Изменения планера включали в себя установку тормозного гака за хвостовой стойкой шасси и крюк для старта с помощью катапульты, размещенного в центральной части фюзеляжа между консолями крыла. Стандартные шины были заменены шинами сверхвысокого давления, и амортизаторы были соответствующим образом отрегулированы. Различные узлы планера были усилены, чтобы он мог лучше выдерживать повышенные нагрузки. После всех изменений конструкции, истребитель получил обозначение ETF-51D и был отправлен на расположенную под Филадельфией базу морской авиации Мустин (ныне центр авиационных материалов ВМС США).
Опытный летчик-испытатель ВМС лейтенант (капитан-лейтенант) Роберт М. Элдер (Lieutenant Robert M. Elder) должен был провести испытания возможности эксплуатации «мустанга» с авианосцев. Одна из взлетно-посадочных полос на авиабазе Мустин была подготовлена таким образом, чтобы ее размеры соответствовали размерам палубы авианосца; на нее были установлены тормозные тросы и катапульта. В период с сентября по октябрь 1944 года ETF-51D совершил около ста пятидесяти тестовых взлетов и посадок, по результатам которых потребовалось улучшить характеристики управляемости на малых скоростях полета. Дело в том, что ламинарный профиль крыла «мустанга» не был рассчитан на малые скорости полета. В конце октября «мустанг» был переведен на авианосец «Шангри-Ла» (USS Shangri-La; CV-38; тип «Эссекс»), который только что вступил в строй.
15 ноября Элдер совершил первую посадку «мустанга» на авианосец. В тот же день PBJ – версия среднего бомбардировщика North American B-25 для ВМС США – также выполнил свои первые взлёты и посадки с той же палубы. Лейтенант Элдер был впечатлен обзором из кабины во время захода на посадку, поскольку рядный двигатель обеспечивал значительно лучшую видимость, чем радиальные двигатели. Однако несмотря на хорошие результаты, Элдер не был доволен.
Диапазон между скоростью сваливания и скоростью захода на посадку был настолько мал, что нельзя было допустить ни одной ошибки. В эти минуты эффективность руля направления была настолько незначительной, что его использование для резких отклонений в сторону было невозможно. Еще одним сложным моментом было то, что в случае ухода на второй круг, при котором нужно было быстро добавить газ, самолет мог внезапно накрениться в сторону из-за крутящего момента винта. В случае нахождения в кабине самолета рядового летчика смертельный исход был неминуем.
Лейтенант Роберт Элдер совершил всего 25 взлётов и посадок на палубу авианосца «Шангри-Ла» и в своем отчете не рекомендовал использование «мустанга» в качестве палубного истребителя. По его словам, среди всех испытанных им палубных самолетов самым сложными опасным был ETF-51.
В заключение следует сказать, что весной 1945 года были захвачены острова Окинава и Иводзима, на которых были оборудованы аэродромы для тяжелых бомбардировщиков и истребителей сопровождения. После этого программа «Морской конек» была прекращена.
источник: Text: Philipp Prinzing, Zeichnung: Michele Marsan «Rückblick. Gefechtsbericht. Projekt Seepferdchen» «Klassiker der Luftfahrt» 2018-05, Seiten 44-45
перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-programma-morskoi-konek-opytnyi-palubnyi-istrebitel-north-am