Проекты универсальных кораблей Blohm + Voss MRD-150 и MRD-200 (Германия)

0

Далеко не все страны, желающие иметь сильный военно-морской флот, могут самостоятельно строить необходимые корабли. В связи с этим множество судостроительных организаций предлагают всем желающим свои разработки. На международном рынке вооружений и техники присутствуют как катера и малые корабли различных типов, так и иные предложения. К примеру, с середины двухтысячных годов немецкая компания Blohm + Voss, входящая в состав концерна Thyssen Krupp Marine Systems, предлагает зарубежным заказчикам десантные корабли проекта MRD.

В начале восьмидесятых годов компания Blohm + Voss начала поставки кораблей проекта MEKO. Эти корабли имели оригинальную модульную архитектуру, которая позволяла менять их облик в зависимости от пожеланий заказчика. Благодаря этому проект MEKO заинтересовал множество заказчиков, в результате чего корабли этого типа поставлялись в полтора десятка стран. Наработки по оригинальному модульному проекту было решено использовать при создании новых кораблей.

Видя нужды флотов ряда стран, немецкие специалисты в 2004 году начали разработку перспективного универсального десантного корабля, в основе которого должны были лежать идеи и решения проекта MEKO. Работы подстегнуло катастрофическое цунами в Индийском океане, случившееся в декабре 2004 года. В ликвидации последствий этой катастрофы принимали активное участие военно-морские силы нескольких стран. Использовались корабли различных типов, в том числе и десантные.

MRD-150

Проект перспективного десантного корабля получил название MRD или MultiRole Dock Ship – «Многоцелевой корабль-док». Кроме того, встречаются обозначения MHD и Multirole Helicopter Dock Ship. Основная часть проектных работ была завершена в 2006 году. Новый проект предложили зарубежным заказчикам. Первый вариант проекта обозначили как MRD-150, намереваясь в дальнейшем продолжить работы и представить новые варианты десантного корабля.

В проекте MRD-150 активно использовались наработки по кораблям семейства MEKO, однако по своему облику и характеристикам предлагаемый корабль мало чем отличается от современных УДК зарубежной разработки. Этот корабль предназначается для перевозки войск и техники, в том числе бронемашин и вертолетов. Предусматривается возможность размещения командования. Как и другие современные десантные корабли своего класса, MRD-150 должен иметь крупную полетную палубу для вертолетов, а также крупные палубы и док-камеру в трюме. Ввиду наличия летной палубы надстройка будет иметь минимально возможную ширину и располагаться у правого борта.

Корабль MRD-150 должен иметь водоизмещение на уровне 15 тыс тонн при общей длине 182 м, максимальной ширине 26,5 м и нормальной осадке 6 м. Корабль должен оснащаться дизельными двигателями мощностью по 11 МВт, сопряженными с генераторами. Последние должны подавать электроэнергию на электродвигатели, связанные с двумя валами и гребными винтами. В носовой части корпуса предусматриваются два подруливающих устройства, в кормовой – одно. Предлагаемая силовая установка должна обеспечивать скорость до 22 узлов. Дальность хода на экономической скорости (16 узлов) – до 8 тыс миль.

Для перевозки и обеспечения работы вертолетов десантный корабль MRD-150 должен оснащаться ангаром и полетной палубой. Последняя должна иметь длину 126 м и максимальную ширину порядка 26 м. Под средней и кормовой частями полетной палубы расположен ангар для вертолетов с лифтом грузоподъемностью 25 т. Кроме того, в кормовой части корпуса предусмотрена отдельная площадка, расположенная на одном уровне с полом ангара. Благодаря этому вертолеты могут взлетать как с верхней полетной палубы, так и с кормовой площадки. В последнем случае вертолет можно просто выкатывать из ангара, не используя лифт. Количество перевозимой авиационной техники зависит от ее типа и поставленных задач. Так, в ангаре можно будет поместить девять вертолетов NH-90. При необходимости часть места в ангаре может быть занята стандартными морскими контейнерами (до 54), что приводит к пропорциональному уменьшению количества перевозимых вертолетов.

Непосредственно под ангаром в трюме корабля MRD-150 предлагается поместить палубу для бронетехники или грузов и кормовую док-камеру. Габариты палубы для техники площадью 800 кв. м позволяют разместить до нескольких десятков машин различных типов либо 40 контейнеров. Доступ на грузовую палубу осуществляется через люк в правом борту корабля, оборудованный рампой. При необходимости техника может перегружаться с десантных катеров, заходящих в док-камеру корабля.

Для доставки бронетехники или грузов на берег универсальные десантные корабли проекта MRD-150 должны использовать катера нескольких типов. Такая техника может перевозиться в кормовой доковой камере корабля. Для доступа в камеру в корме корабля предусмотрены крупные ворота.

Поскольку корабли типа MRD-150 предлагается использовать не только в военных целях, но и во время гуманитарных операций, на полетной палубе у правого борта предусмотрен грузовой кран, позволяющий кораблю разгружаться в портах самостоятельно и без сторонней помощи.

Под грузовой палубой в трюме корабля предлагается размещать двигатели и другие агрегаты силовой установки.

В средней и носовой частях корпуса предусмотрены объемы для размещения центрального поста, а также жилых помещений для команды и десанта. В кубриках корабля MRD-150 можно будет разместить до 750 бойцов с вооружением и оборудованием.

Собственный экипаж предлагаемого корабля должен состоять из 94 человек. При использовании десантного корабля в качестве командного пункта при выполнении различных военных или гуманитарных операций в экипаж должны входить еще 56 человек.

Набор вооружения и радиоэлектронного оборудования должен определяться заказчиком и поэтому может варьироваться в зависимости от конкретной модификации. Ожидается, что перспективные десантные корабли будут оснащаться радиолокационными станциями обзора и управления оружием. Кроме того, возможна установка средств радиотехнической разведки.

Собственное вооружение корабля предлагается только для защиты от различных воздушных и надводных угроз. На носу корабля перед надстройкой может устанавливаться артиллерийская установка с орудием калибра 76 мм или зенитный ракетный комплекс наподобие европейского ESSM (до восьми ракет). Кроме того, на углах полетной палубы предусматриваются места для установки малокалиберных зенитных артиллерийских установок.

Проект MRD-150 был представлен в 2006 году. Он привлек внимание потенциальных заказчиков, однако ни одна из стран не заказала новые десантные корабли. Ожидая заказы, компания Blohm + Voss занялась созданием нового варианта перспективного УДК, имеющего ряд серьезных отличий от базовой модели. В проекте MRD-200 планировалось увеличить размеры корабля и тем самым повысить его грузоподъемность и другие характеристики, связанные с полезной нагрузкой.

Фактически корабль MRD-200 представляет собой увеличенный вариант базового MRD-150 с изменениями, обусловленными увеличением габаритов. Корабль MRD-200 должен иметь полное водоизмещение на уровне 23,8 тыс тонн. Нормальное значение этого параметра должно находиться на уровне 20 тыс т. Общая длина корабля – 195 м, максимальная ширина – 33,2 м. Расчетная осадка – не более 7-7,5 м.

Увеличенный десантный корабль должен сохранить дизель-электрическую силовую установку, но в ее составе планируется использовать агрегаты большей мощности. Суммарная мощность двух двигателей должна составлять 27,6 МВт. Сохраняются движители в виде двух гребных винтов и набора подруливающих устройств. Скорость и дальность хода должны оставаться на уровне параметров базового корабля.

Компоновка внутренних объемов корпуса кораблей двух типов в целом одинакова. Под летной палубой MRD-200 должен располагаться крупный ангар, под которым, в свою очередь, предлагается поместить палубу для техники и доковую камеру. Сохраняются кормовая взлетная площадка для вертолета, кормовые ворота и бортовой люк с рампой. Общая площадь палуб для размещения грузов и техники увеличилась до 10,6 тыс кв.м.

На полетной палубе корабля MRD-200 могут размещаться до пяти вертолетов NH-90, кормовая площадка может принять еще один. В общей сложности такой УДК способен перевозить до 11 вертолетов. Размеры док-камеры позволяют вместить до двух десантных катеров в зависимости от их типа. Кубрики вмещают до 750 человек. Состав экипажа остался прежним – 94 человека либо 94+56 в случае размещения на корабле командного центра.

Заявлена возможность перевозки только личного состава без техники или пострадавших, эвакуируемых из зоны стихийного бедствия. В таком случае на палубах корабля MRD-200 могут разместиться до 2 тыс человек. Разрабатывается набор оборудования для переоснащения десантного корабля в плавучий госпиталь на 120 коек.

Увеличенные габариты корабля позволили пополнить боекомплект вооружения. Так, при использовании ЗРК ESSM в носовой части корабля можно установить 16 пусковых установок для управляемых ракет. Сохраняются места для установки артиллерийских систем малого калибра.

Проект УДК MRD-200 был впервые представлен в 2009 году. Компания-разработчик, рекламируя свои новые проекты, делала упор на модульную архитектуру с возможностью установки любого оборудования по желанию заказчика, а также пыталась заинтересовать зарубежных военных стоимостью корабля. В зависимости от комплектации и установленного оборудования корабль без вооружения должен стоить не более 150-190 миллионов евро.

«Бумажный» проект

Универсальные десантные корабли проектов MRD-150 и MRD-200 представляют определенный интерес. Тем не менее, несмотря на все свои положительные качества, эти корабли имеют один большой недостаток, серьезно мешающий их полномасштабному строительству в интересах множества государств. Первый вариант проекта был представлен в 2006 году, однако до сих пор существует только на бумаге. Потенциальные заказчики проявляют интерес к предлагаемым кораблям, хотя и не спешат переводить его в контракты.

Известно, что корабли проекта MRD-150 в обозримом будущем могут пополнить состав военно-морских сил Германии и ЮАР. По некоторым данным, в составе немецких ВМС проект получит обозначение Leipzig class, а южноафриканские корабли будут носить название Tafelberg class. Корабли для Германии и ЮАР будут отличаться составом вооружения и радиоэлектронного оборудования. К примеру, немецкие корабли для самообороны будут использовать зенитные ракетные комплексы, а УДК для ЮАР получат носовую артиллерийскую установку. Естественно, будет отличаться состав десантных катеров, вертолетов и т.д.

Большой интерес представляет участие проекта MRD-200 в одном из тендеров последнего времени. Имеются сведения об участии немецкой компании Blohm + Voss в закрытом конкурсе российского министерства обороны на поставку универсальных десантных кораблей, проводившемся в 2010 году. Победителем тендера в итоге была выбрана французская фирма DCNS с проектом Mistral, результатом чего стал заказ двух кораблей с возможным приобретением еще двух.

По имеющимся данным, немецкие судостроители сделали российским военным весьма интересное предложение. За указанную в условиях конкурса сумму они обещали построить шесть кораблей вместо четырех требуемых. При этом первые четыре УДК можно было построить в Германии, а оставшиеся два – в России. Тем не менее, проект MRD-200 не заинтересовал российских военных, а победителем был выбран французский корабль.

Существует версия, согласно которой результат тендера был известен заранее и все процедуры проводились только с целью официального оформления победы фаворита. Однако нельзя не признать, что в сравнении проектов MRD-200 и Mistral второй имеет большое преимущество – французские корабли уже были построены небольшой серией. Предлагавшиеся немецкие УДК, в свою очередь, на тот момент (и, стоит отметить, до сих пор) существовали только в виде комплекта документации.

Так или иначе, проект универсального десантного корабля MRD-200 не смог заинтересовать командование российского военно-морского флота и стать предметом контракта. Другие страны тоже не проявляют особого интереса к этой разработке. Что касается базового MRD-150, то он в обозримом будущем может дойти до стадии строительства головного корабля. Эти УДК могут пополнить состав ВМС Германии и Южно-Африканской Республики. Тем не менее, сроки реализации этого проекта пока до конца не ясны. Возможно, новые корабли будут построены к концу текущего десятилетия.

По материалам сайтов:
http://globalsecurity.org/

Главная GreenShift


http://naval-technology.com/
http://mdc.idv.tw/

Источник: http://topwar.ru/68132-proekty-universalnyh-korabley-blohm-voss-mrd-150-i-mrd-200-germaniya.html

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account