3

Известный афоризм гласит: талантливый человек талантлив во всем. Это утверждение в полной мере может быть отнесено к известному польскому писателю Станиславу Лему. Его книгами зачитывались миллионы людей по всему миру, в том числе и в нашей стране. Они были выпущены тиражом более 30 миллионов экземпляров и переведены более чем на 40 языков. Станислав Лем был не просто писателем, но и видным философом, футурологом. Он написал фундаментальный философско-футуристический труд «Сумма технологий». Работа была опубликована в 1964 году и уже тогда предвосхитила создание искусственного интеллекта, виртуальной реальности и многих других вещей. Но самое удивительное заключается в том, что Станислав Лем в 1944 году предлагал Наркомату обороны СССР собственные проекты танков, соответствующие документы не так давно нашлись в военных архивах.

Проекты танков польского фантаста Станислава Лема

Трудно поверить, но уже через два месяца после освобождения советскими войсками Львова в 1944 году будущий автор знаменитого романа «Солярис», по которому Андрей Тарковский снял не менее знаменитый одноименный фильм с Донатасом Банионисом в главной роли, предлагал советским военным в объемном письме на польском языке свое видение создания новых танков. При этом танки эти были разноплановыми: от огромных монстров, которых он называл «сухопутными броненосцами» или «линкорами», до небольших танкеток. Естественно, ни один из этих проектов не был в должной мере проработан, все-таки у Лема не было соответствующего образования и опыта, но с точки зрения истории эти работы будущего известного писателя, безусловно, представляют большой интерес.

Станислав Лем родился 12 сентября 1921 года в польском Львове. Он появился на свет в еврейской семье врача-отоларинголога, бывшего врача австро-венгерской армии Самуила Лема и Сабины Воллер. В 1939 году будущий писатель получил аттестат о среднем образовании, в том же году Львов вошел в состав Украинской ССР. Сначала Станислав Лем хотел поступить в Политехнический институт, но ему было отказано в обучении из-за его буржуазного происхождения. И только в 1940 году, за счет связей его отца, ему удалось поступить в Львовский университет на отделение медицины. Какого-то энтузиазма по этому поводу Лем не испытывал, так как его на тот момент больше интересовали техника и технологии.

Проекты танков польского фантаста Станислава Лема

К моменту начала Великой Отечественной войны Лем по-прежнему изучал медицину во Львове, оккупация города немецкими войсками остановила этот процесс. В отличие от многих львовских евреев, семье писателя удалось пережить эти страшные годы. Семья жила по поддельным документам и смогла избежать депортации в гетто, все другие близкие родственники семьи Лема, которые находились в Польше, погибли в годы Второй мировой войны. При этом в годы войны Станислав Лем вместе со своим отцом были участниками движения Сопротивления, работал же он в тот период времени в сфере, далекой от медицины, — сварщиком и автомехаником. В частности, он работал сварщиком при разделке многочисленной поврежденной и уничтоженной бронетехники, которая осталась после боев за город летом 1941 года.

Проекты танков польского фантаста Станислава Лема

Такими нехитрыми методами он и познавал азы танкостроения, да разве что наблюдением за многочисленными эшелонами с немецкой военной техникой, которые шли через город дальше на восток, в жернова фронта. Позднее будущий писатель вспоминал:

«Ожидая освобождения города от немцев, я напрягал все свои силы в одном направлении, чтобы на основании доступных мне неполных данных и полученных наблюдений разработать новые или усовершенствовать уже существующие боевые средства».

Проекты танков польского фантаста Станислава Лема

Войска Красной Армии освободили Львов от немецко-фашистских захватчиков 27 июля 1944 года. Через два месяца после этого Станислав Лем направил в Наркомат обороны СССР свои соображения по строительству различных типов бронированных боевых машин. Данные документы сохранились в Центральном архиве Министерства обороны РФ. Письмо от никому тогда не известного 23-летнего Станислава Лема из Львова поступило в Государственный Комитет Обороны 17 октября 1944 года, оно было написано на польском языке и было озаглавлено «Проекты технических инноваций в оборонной промышленности». В своем послании Станислав Лем описал и ужасы войны, которые ему пришлось пережить и свидетелем которых он был, в оккупированном немцами Львове. Именно это подтолкнуло его к проектированию новых образцов вооружений для борьбы с врагом.

Проекты танков польского фантаста Станислава Лема

Эскиз «Крупноразмерного танка» Станислава Лема, выполненный автором (ЦАМО РФ), worldoftanks.ru

Предложения Лема мало кого заинтересовали в Москве. Перед началом войны в СССР уже имелся собственный неудачный опыт создания многобашенных «танков-броненосцев». С 1933 по 1939 годы в СССР выпускался пятибашенный тяжелый танк Т-35. На момент его создания советским конструкторам казалось, что подобная машина, стреляющая во все стороны из трех орудий и 5-7 пулеметов, сможет создать вокруг себя море огня. Однако на практике этот перетяжеленный монстр с огромными размерами и недостаточным бронирванием к началу войны стал архаичной и устаревшей машиной, от которой не было никакой пользы. Многие танки Т-35 были брошены в первые же дни Великой Отечественной из-за возникавших с ними технических проблем и невозможности проведения их эвакуации. В любом случае, Станислав Лем так и не дождался ответа на свое письмо. А в 1946 году он переехал из Львова в Краков, навсегда покинув пределы СССР.

Проекты танков польского фантаста Станислава Лема

Бронефантазии Станислава Лема раскрыл в своей статье для сайта worldoftanks.ru Юрий Бахурин, который познакомился с хранящимися в ЦАМО РФ архивными документами. В том, что на сайте самой популярной в мире игры про танки заинтересовались проектами танков известного польского писателя-фантаста, нет ничего удивительного.

Проекты танков польского фантаста Станислава Лема

Самым первым проектом в письме Лема был проект создания «крупноразмерного танка». Это был десятиметровый сухопутный монстр. Проект удивлял в первую очередь своей ходовой частью. Станислав Лем полагал, что благодаря наличию четырех независимых гусеничных тележек, его боевая машина сможет свободно перемещаться по любой, даже сильно пересеченной местности. Устройство такой ходовой, на его взгляд, должно было позволить танку переправляться через валы, руины кирпичных стен, противотанковые рвы. Свое творение будущий писатель охарактеризовал, как «линкор» или «сухопутный броненосец». Такое название он дал своему детищу неслучайно. Танк был многобашенным. Помимо передней орудийной башни у него имелась и меньшая по размерам задняя башня со спаренным малокалиберным автоматическим зенитным орудием. В четырех углах танка дополнительно имелись пулеметные башенки, секторы обстрела которых взаимно перекрывались. По мнению Лема, такой танк был бы надежно защищен от атак с земли и воздуха. Ему была бы не страшна ни пехота, ни самолеты противника. Калибр установленного на танке основного орудия Станислав Лем не уточнял, но это могла быть очень мощная система калибром до 155 мм.

Боевая масса такого «сухопутного броненосца» должна была составить порядка 220 тонн. Если кто-то сейчас подумает, что будущий фантаст совсем спятил, можно лишь сказать, что в гитлеровской Германии гигантоманией страдали и гораздо более технически образованные и одаренные конструкторы. При этом исполинские танки в нацистской Германии не только проектировали, там их строили. Сам Лем не расписывал бронирование своего детища, но описывал концепцию защиты своего танка. По его мнению, броня танка должна была быть адаптирована для максимально простого массового производства.

«Это бы несколько увеличивало массу за счет худшего качества в сравнении с катаной броней, но зато позволяло бы производить броню четвертями или осьмушками от общего объема, обеспечивая отсутствие сложного монтажа»,

— писал Станислав Лем. Детали брони танка должны были быть закругленными, с цилинд­ри­ческими внешними обводами во фронтальной и бортовой проекции, а также в корме танка.

Изобретатель из Львова стремился к обеспечению максимальной защиты своего «линкора», обеспечивать ее должно было не только бронирование танка, но и «свита» — боевые машины небольших размеров. Непосредственно за «сухопутным броненосцем» в письме Лема следовало описание двух проектов танкеток. Первый проект назывался «Танкетка А». Это была боевая машина длиной 2 метра, шириной 1,3 метра и примерно такой же высотой. Устройство танкетки было очень простым. Бронирование должно было состоять из одного пояса катаной брони, которая была изогнута и спрессована необходимым образом. Передняя часть корпуса «Танкетки А» должна была получить скошенную форму, что обеспечило бы максимальную прочность и устойчивость брони. Приводить танкетку в движение должен был бензиновый мотор. Экипаж состоял всего из одного красноармейца, который располагался в боевой машине в полулежащем положении. Он должен был не только вести машину, но и управляться с одним крупнокалибер­ным или двумя обычными пулеметами, установленными во вращающейся башне. Вести обзор он должен был через переднюю и две боковых смотровых щели.

«Танкетка типа А, скорее, даже механизированное пулеметное гнездо, имеет следующую задачу: прикрывать танк тяжелого типа от фронтальной атаки и поражения оружием спереди (дисковые мины, противотанковые реактивные снаряды и т.п.)»,

— указывал в своем письме Станислав Лем. При этом он предусмотрел для танкетки типа «А» еще одну функцию: постановку дымовых завес на поле боя. Размещая в танкетках специальные емкости, содержащие дымообразующие вещества, можно было бы достигнуть надежной маскировки и прикрытия войск на отдельных участках фронта. Наконец, благодаря наличию опоры и рукоятки, которые находились на корме, «Танкетка А» могла бы принять на броню одного красноармейца. Несколько сотен подобных легких боевых машин смогли бы быстро осуществить переброску пехоты в количестве до одного батальона.

Проекты танков польского фантаста Станислава Лема

Эскиз внешнего вида «Танкетки А» Станислава Лема, выполненный автором (ЦАМО РФ), worldoftanks.ru

Танкетка типа Б, предложенная Лемом, также была одноместной и оснащалась исключительно пулеметным вооружением. Но в этом случае будущий писатель уделил основное внимание снижению высоты боевой машины, что должно было затруднить врагам прицеливание по ней. «Танкетка Б» обладала веретенообразной формой и очень низким силуэтом. Ее высота, по замыслу автора, не должна была превышать 70 см. Устройство гусениц танкетки позволяло машине не цепляться на ходу корпусом за неровности грунта, что увеличивало маневренность.

«Стрелок и механик-водитель в одном лице, лежит, а скорее даже висит на ремнях в своего рода стальном «гробу», наблюдая за полем боя через перископные смотровые приборы»,

— отмечал Станислав Лем.

Смотровые приборы должны были располагаться перед бойцом. Управлять «Танкеткой Б» он должен был при помощи педалей, находившихся в ногах, а также сцепления и рычагов переключения скоростей. Передняя часть рамы выступала вперед, на ней располагался свободно вращающийся направляющий каток гусениц. Благодаря такому решению «Танкетка Б» смогла бы, по замыслу автора, свободно преодолевать воронки и рвы. Танкетке типа Б также полагалась бензиновая силовая установка, однако с горизонтально расположенными цилиндрами и воздушным охлаждением за счет засасывания воздуха снизу. Будущий писатель-фантаст подчеркивал, что «Танкетка Б» должна быть очень огнестойкой, он имел вижу стойкость против огня противника. Если бы боевую машину удалось подбить, боец должен был быстро снять с нее пулемет, покинуть ее и снова вступить в бой, но уже пехотинцем.

Помимо проекта исполинского танка и двух небольших танкеток в письме были и другие идеи автора. В частности, он предлагал создать на базе автомобиля с низким бронированным кузовом самоходную зенитную установку. Далее шло изложение мыслей по созданию целого противотанкового ракетного комплекса. Также в письме он указывал, что у него есть идеи и эскизы штурмовых орудий, но данные материалы в письмо уже не вошли.

Проекты танков польского фантаста Станислава Лема

Эскиз внешнего вида «Танкетки Б» Станислава Лема, выполненный автором (ЦАМО РФ), worldoftanks.ru

Несмотря на наивность работы, в ней чувствовалось желание человека, пережившего оккупацию, хоть как-то помочь в борьбе с врагом. Да и полет фантазии, который сделал Станислава Лема знаменитым писателем, чьими книгами и сегодня зачитываются миллионы людей, никуда не делся из этой его первой неопубликованной «фантастической работы».

Автор: Юферев Сергей


Источник: https://topwar.ru/103524-proekty-tankov-polskogo-fantasta-stanislava-lema.html

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest

5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account