Проекты истребителей с крылом изменяемой геометрии Breguet Br 122. Проекты Breguet 122, Breguet 122 A и Breguet 122 B
Содержание:
Обозначение Breguet 122 относится к трем проектам боевых самолетов с крылом изменяемой геометрии, разработанным в начале 1960-х годов. Причиной их появления стала программа НАТО NMBR 4 (осень 1961 года), но данные исследования были полностью заказаны и профинансированы французскими официальными службами. Планировалось, что все три варианта будут развивать сверхзвуковую скорость (у земли М = 1,3 и на высоте М = 2,5). В конструкции этих самолетов должны были быть использованы технические решения, которые несколько отличались от технических решений, примененных в других самолетах того времени. В 1963-64 годах все три проекта были объединены в один проект, который, насколько известно авторам книги, не получил в компании Breguet типового обозначения.
Проект Breguet 122
Данный проект был разработан в рамках той же программы, что и Mirage G, и 122-ый был очень похож на машину компании Dassault: высокорасположенное крыло, низкорасположенное горизонтальное оперение и силовая установка в виде одного турбореактивного двигателя SNECMA TF-306, который был жестким требованием программы.
Среди отличий следует отметить прямоугольные воздухозаборники машины компании Breguet, аналогичные воздухозаборникам самолета Br 121 Jaguar. В конструкции фюзеляжа должны были широко использоваться сэндвич-панели с сотовым наполнителем, в то время как основу поворотных консолей крыла должны были составлять кессоны, каждый из которых состоял из двух прочных лонжеронов и обшивкой, фрезерованной в целях снижения массы. Угол стреловидности консолей крыла мог изменяться в диапазоне от 15° до 70°. Изменение угла стреловидности крыла имело свои особенности. Консоли крыла должны были поворачиваться относительно оси шарниров, в то время как корневые части крыла, в которых устанавливались шарниры, сами были частично поворотными и изменяли свое положение с помощью круговых элементов, которые были интегрированы с конструкцией фюзеляжа. В ходе проектирования было исследовано несколько положений горизонтального оперения, прежде чем оно было установлено в нижней части фюзеляжа.
Общая масса самолета должна была превысить 15 тонн. Два члена экипажа должны были размещаться тандемом под фонарем с двумя – передним и задним – фонарями. Электронное оборудование должно было включать радар, расположенный в носовой части фюзеляжа, а вооружение, предназначенное для перехвата самолетов противника, состоять из ракет воздух-воздух.
Проект был предметом серьезных исследований и испытаний в аэродинамической трубе, но от него отказались, когда технический отдел сделал выбор в пользу Mirage G: данный проект предлагал преимущества использования многих элементов, уже опробованных в полете на экспериментальном самолете Mirage F 2.
Проект Breguet 122 A
Данный самолет должен был стать экспериментальным летательным аппаратом со взлетной массой около десяти тонн и, следовательно, должен был быть более компактным по сравнению с предыдущим проектом. Основным предназначением Br 122 A была отработка в полете схемы изменения стреловидности крыла, разработанной компанией Breguet. В качестве силовой установки был выбран турбореактивный двигатель SNECMA Atar 09 K. Треугольный стабилизатор, установленный в верхней части фюзеляжа, мог бы сделать этот самолет полноценным самолетом-бесхвосткой с дельта-крылом при максимальном угле стреловидности консолей (74° по передней кромке). Конструкторами была запланирована фиксация системы крыло-стабилизатор.
Экипаж экспериментального самолета должен был состоять из двух человек (пилота и инженера-испытателя), размещенных в кабине тандемом.
После отказа компании Breguet от крыла изменяемой геометрии работы по данному самолету были прекращены.
Проект Breguet 122 B
В данном варианте проекта Breguet 122 от предыдущего самолета (Br 121) была позаимствована двухмоторная силовая установка. Самолет должен был состоять из двух турбореактивных двигателей Rolls-Royce RB-153. В зависимости от назначения самолет должен был быть одно- или двухместным и оснащаться различными системами вооружения. Предусматривались следующие варианты боевого применения проекта Breguet 122 B:
-
-
- одноместный самолет тактической поддержки массой 11-12 тонн;
- двухместный палубный истребитель, являющийся дальнейшим развитием программы DAFNE и имеющий общую массу 13-14 тонн;
- двухместный перехватчик наземного базирования массой 13-14 тонн.
-
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: | Br 122 | Br 122 A | Br 122 B |
Назначение: | многоцелевой самолет | экспериментальный самолет | многоцелевой самолет |
Статус: | проект | проект | проект |
Экипаж: | 2 человека | 2 человека | 1-2 человека |
Силовая установка: | |||
тип двигателя | SNECMA TF-306 (лицензионный Pratt and Whittney TF-30) | SNECMA Atar 09 K | Rolls-Royce RB-153 |
количество двигателей | 1 | 1 | 2 |
мощность | |||
• максимальная | 5150 кгс | 4700 кгс | 3100 кгс |
• форсажная | 9000 кгс | 6700 кгс | 5350 кгс |
общая мощность | |||
• максимальная | 5150 кгс | 4700 кгс | 6200 кгс |
• форсажная | 9000 кгс | 6700 кгс | 10700 кгс |
Размеры: | |||
размах крыла | |||
• минимальная стреловидность | 14,80 м | 14,00 м | 14,00 м |
• максимальная стреловидность | 6,50 м | 6,50 м | 6,50 м |
длина | 18,80 м | 15,00 м | 15,00 м |
площадь крыла | 40,50 м² | 25,00 м² | 25,00 м² |
Масса: | |||
пустого | менее 10 тонн | около 6 тонн | около 9 тонн |
общая | 15-18 тонн | 10 тонн | 13 тонн |
Летные характеристики: | |||
максимальная скорость | |||
• на больших высотах | М = 2,5 | М = 2,5 | М = 2,5 |
• у земли | М = 1,3 | М = 1,3 | М = 1,3 |
источник: Jean CUNY et Pierre LEYVASTRE «LES AVIONS BREGUET (1940/1971)», pages 286-289
перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-proekty-breguet-122-01