Проекты британских бомбардировщиков спецификации B.12/36. Часть 4
Проект тяжелого бомбардировщика Vickers 293
Проект данного бомбардировщика отличался применением столь характерной для самолетов компании Vickers тех лет т.н. «геодезической конструкции» (дюралюминиевый силовой набор с полотняной обшивкой). В качестве силовой установки рассматривались двигатели Bristol Taurus, Napier Dagger и Rolls-Royce Kestrel. Крыло самолета должно было иметь эллиптическую a виде сверху форму, а ходовая часть состояла бы из хвостового колеса и четырех основных стоек, убиравшихся в гондолы двигателей.
Бомбовая нагрузка должна была размещаться в фюзеляже на специальных бомбодержателях аналогично размещению в бомбардировщиках Vickers Wellington и Vickers Warwick, а запас топлива (1282 галлона [5829 л]) – в крыле. Были предусмотрены следующие варианты бомбовой нагрузки:
- • тридцать 250-фунтовых (113 кг) бомб;
- • тридцать 500-фунтовых (227 кг) бомб;
- • восемнадцать 1000-фунтовых (454 кг) бомб;
- • семь 2000-фунтовых (907 кг) бомб.
В зависимости от типа выбранных двигателей практический потолок должен был составлять 31800 фт (9693 м), 31000 фт (9449 м) и 33000 фт (10058 м), абсолютный потолок – 33000 фт (10058 м), 32300 фт (9845 м) и 34850 фт (10622 м), максимальная скороподъемность – 1500 фт/мин (457 м/мин) на высоте 10000 футов (3038 м), 1750 фт/мин (533 м/мин) на высоте 5,000 футов (1524 м) и 1600 фт/мин (488 м/мин) на высоте 15000 футов (4572 м) и крейсерская скорость на высоте 15000 футов (4572 м) – 245 миль/ч (394 км/ч), 233 миль/ч (375 км/ч) и 250 миль/ч (402 км/ч).
Стандартные двигатели Taurus были слишком мощными и потреблявшими много топлива, чтобы быть пригодными для установки на создававшиеся по данной спецификации бомбардировщики. Вследствие этого было предложено уменьшить их мощность путем снижения числа оборотов с 3225 об/мин до 2975 об/мин. В результате были выбраны двигатели Taurus, которые благодаря уменьшению оборотов должны были иметь высокую надежность и лучшие характеристики. По сравнению с моторами Taurus двигатели Bristol Perseus имели большие площадь фронтальной поверхности и потребление топлива и недостаточную мощность, чтобы соответствовать требованиям спецификации B.12/36.
версия проекта Vickers 293 в варианте с двигателями Napier Dagger E.108 (9.36). Версии с двигателями Bristol Taurus и Rolls-Royce Kestrel должны были отличаться моторными гондолами
Вооружение бомбардировщик должно было состоять из трех пулеметных турелей, размещавшихся в носовой, хвостовой и в средней частях фюзеляжа. Носовая и среднефюзеляжная турели должны были оснащаться двумя пулеметами, задняя турель – четырьмя.
* * *
На состоявшейся в октябре 1936 года конференции, посвященной выбору проекта бомбардировщика, первое место получил проект компании Vickers, за ним шли проекты компаний Boulton Paul, Armstrong Whitworth Aviation, Supermarine и Short Brothers. Проект компании Short был описан как
«прочная конструкция, но слишком близкая к летающим лодкам».
Немедленного решения по выбору прототипов принято не было, и дискуссии по каждому из проектов продолжались в течение следующих трех месяцев. Начальник управления технических разработок рекомендовал, что если компания Vickers задержится с производством бомбардировщиков Wellington, то должен быть принят тяжелый бомбардировщик Boulton Paul P.90, который превосходит все остальные предложенные проекты в плане простоты конструкции и организации и легкости производства.
24 ноября, после интервью с главным конструктором компании Supermarine Р. Дж. Митчеллом (R J Mitchell), начальник главного управления НИОКР (AMRD – Air Member for Research and Development) рекомендовал серийное производство бомбардировщиков Supermarine 316 с двигателями Hercules (но также могли быть установлены двигатели других типов) с Boulton Paul P.90 в качестве дублера.
Заместитель начальника штаба Королевских ВВС согласился, что Supermarine 316 имел лучшие характеристики, конструкцию, технологичность (карты технологических процессов – operational layout), вооружение и добавил, что
«компания Supermarine должна быть освобождена от других работ, чтобы заняться исключительно B.12/36».
Начальник штаба Королевских ВВС согласился, но не в такой степени, чтобы компания отказалась от работ по пушечному истребителю. Кроме того, завод компании Supermarine не был готов к производству бомбардировщиков. В качестве дублера начальник штаба Королевских ВВС предпочел видеть Vickers 293, поскольку с его точки зрения компания Boulton Paul пока еще не дал самолет, удовлетворяющий всем требованиям.
Наконец, в январе 1937 года было решено заказать два прототипа бомбардировщика компании Supermarine, проект которого на конференции был описан как весьма привлекательный с экспериментальной точки зрения. В феврале 1937 года начальник штаба Королевских ВВС решил, что для страховки должен быть построен еще один самолет спецификации B.12/36 Он заявил, что компания Short должна представить альтернативу, поскольку она имеет опыт постройки четырехмоторных монопланов (то есть летающих лодок).
Однако на конференции первоначальный проект Short S.29 был подвергнут критике и поэтому компанию попросили заняться перепроектированием его. Первоначально выбранные двигатели Dagger E.108 были приемлемы, но в качестве альтернативы было желательно рассмотреть силовую установку с двигателями Hercules. Также в конструкцию был предложен ряд других изменений, включавших практический потолок до 28000 футов (8534 м) с возможностью нести 2000-фунтовых (907 кг) бомб (в соответствии с требованиями B.12/36), размах крыла был бы уменьшен до 100 футов (30,5 м). Место пилота было смещено вперед к носу и должно было размещаться перед винтами двигателей и в середине фюзеляжа должна была размещаться турель типа «мусорная корзина» (dustbin). Представители компании Short заявляли, что им потребуется значительный объем переделок, к которым конструкторы компании приступят сразу же.
В апреле 1937 года состоялась еще одна конференция, посвященная выбору проекта бомбардировщика, для оценки улучшенного варианта проекта Short S.29 и нового проекта, представленного компанией Bristol.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: | Vickers 293 | Short S.29 |
Назначение: | тяжелый бомбардировщик | тяжелый бомбардировщик |
Силовая установка, л.с. (кВт) : |
|
|
| 4 × Kestrel KV.26 (855 [638]) | 4 × Hercules HE.1.SM |
| 4 × Taurus TE.1.R (855 [638]) | 4 × Dagger E.108 |
| 4 × Dagger E.108 (900 [671]) |
|
Размеры: |
|
|
размах крыла, фт дйм (м) | 100 0 (30,5) | 100 0 (30,5) |
длина, фт дйм (м) | 81 6 (24,8) | 86 6 (26,4) |
площадь крыла, фт² (м²) | 1290 (120,0) | 1300 (120,9) |
Вес: |
|
|
общий полетный, фнт (кг) |
|
|
с двигателями Kestrel KV.26 | 50370 (22848) |
|
с двигателями Taurus TE.1.R | 51880 (23533) |
|
с двигателями Dagger E.108 | 51900 (23542) |
|
с двигателями Hercules HE.1.SM |
| 56000 (25402) |
Летные характеристики: |
|
|
максимальная скорость, миль/ч (км/ч) на высоте (фут [м]) |
|
|
с двигателями Kestrel KV.26 | 297 (478) / 17000 (5182) |
|
с двигателями Taurus TE.1.R | 291 (468) / 17000 (5182) |
|
с двигателями Dagger E.108 | 297 (478) / 15000 (4572) |
|
с двигателями Hercules HE.1.SM |
| н/д |
Вооружение: |
|
|
бомбовое, фнт (кг) |
|
|
| 30 × 250 (30 × 113) | 28 × 250 (28 × 113) |
| 30 × 500 (30 × 227) | 28 × 500 (28 × 227) |
| 7 × 2000 (7 × 907) | 7 × 2000 (7 × 907) |
стрелковое | 8×0,303" (7,7-мм) | 8×0,303" (7,7-мм) |
источник: TONY BUTTLER «BRITISH SECRET PROJECTS FIGHTERS & BOMBERS 1935-1950»