Проект ударного вертолета Bell Helicopter Textron/McDonnell Douglas LHX. США
Интересная винтажная статья, которая, думаю, заинтересует коллег.
В 1982 году Армия США пригласила представителей авиастроительных компаний для внесения на рассмотрение концепт-проектов по программе Легкого экспериментального вертолета (Light Helicopter Experimental – LHX), удовлетворяющих требованиям воздушно-наземной операции и «Армии 21» (Air Land Battle and Army 21) – армейских планов по ведению конфликтов и победе в них. LHX должен был быть легким (8000 фунтов [3629 кг] ±500 фунтов [227 кг]), высоконадежным и легкообслуживаемым боевым комплексом, позволяющим достичь высокой степени стандартизации и снижения затрат на обеспечение.
Легкий вертолет семейства LHX будет армейской машиной следующего поколения. Он был разработан для удовлетворения требований воздушно-наземной операции и «Армии 21» (Bell)
В январе 1983 года Армия США объявила о планах закупки до 4500 боевых вертолетов LHX с началом первых поставок в 1990 году. В июле 1983 года компания McDonnell Douglas Helicopter Co получила от Управления систем вооружения авиации Армии США (US Army Aviation Systems Command) $205000 на предварительные конструкторские проработки в рамках исследования вариантов проектных решений по LHX с учётом характера выполняемых вертолетом задач. Месяц спустя армия США в качестве первой фазы работ по LHX объявила об исходных планах по разработке финансируемой ею программы комплексной отработки технологии создания перспективного вертолета (ARTI – Advanced Rotorcraft Technology Integration), которая предусматривала возможность полета в автоматическом режиме. В сентябре 1983 года McDonnell Douglas получила $1,7 млн для определения лучшего технического подхода компании в рамках программы LHX. В фазе работ ARTI по программе LHX компания MDD Helicopter Co была в команде с Hughes Aircraft Co и Honeywell Inc, затем в марте 1984 года к группе разработчиков LHX присоединилась MDD Aircraft Co. В ноябре того же года были внесены изменения в прототипе вертолета MDD AH-64 Apache для использования его в качестве демонстратора ARTI, а его первый полет состоялся в октябре 1985 года. В марте 1985 года Армия США оговорила в качестве особого условия, что LHX должен быть обычным вертолетом и заменить вертолеты четырех существующих типов: Bell UH-1, AH-1, OH-58 и Hughes OH-6.
LHX – легкий, высоконадежный и легкообслуживаемый боевой комплекс, позволяющий достичь высокой степени стандартизации (Bell)
Год спустя в апреле 1986 года в Вашингтоне была объявлена «суперкоманда» LHX (LHX «SuperTeam») под руководством McDD Helicopter Company, Bell Helicopter Textron и MACAIR. Уильям Рэнди МакДоннел (William Randy McDonnell) из MDD Helicopter Co был назначен директором «SuperTeam» с Уолтером Соннборном (Walter Sonneborn) из Bell Helicopter Textron в качестве заместителя директора. Началось техническое проектирование, и в апреле 1987 года «SuperTeam» объявила о выборе Bell Model 680 с роторной системой и MDD NOTAR с системой противовращения для включения их в проект LHX. В мае 1987 года Министерство обороны заказало два независимых исследования потенциальной аэродинамической компоновки для внесения в требования к LHX (многоцелевой [LHX-UTIL] и разведывательный [LHX-SCAT] варианты), включая:
- • вертолет минимального веса с двигателем 1200 л.с.;
- • обычный вертолет без ограничения мощности силовой установки;
- • конвертоплан;
- • модернизированный вариант AH-64 Apache.
Предложение Bell/McDonnell Douglas для программы LHX. Этот летательный аппарат нес вооружение внутри крыла/спонсонов (Bell)
Две конкурирующие команды (Bell-MDD и Boeing-Sikorsky) работали над данными вариантами в течение 23 месяцев фазы апробирования и оценки, чтобы создать проект-победитель.
По мере продвижения разработки Армия США в январе 1988 года «переориентировала» программу LHX в качестве неотъемлемой части плана комплексной модернизации армейской авиации, согласно которому требовалось изготовить 2096 вооруженных разведывательных/легких ударных боевых летательных аппаратов с весом и стоимостью 7500 фунтов (3402 кг) и $7,5 млн соответственно. К октябрю 1988 года в качестве силовой установки для LHX Армия выбрала двигатель Allison-Garrett LHTEC T-800. В остальном ожидалось, что LHX будет иметь рассчитанный на 1,8g планер из композиционных материалов, защищенную систему противовращения, несущий винт передовой технологии, систему ночного видения пилота с нашлемным широкоугольным дисплеем, цифровую электродистанционную бортовую систему управления, бортовую инфракрасную систему переднего обзора (FLIR) второго поколения, оптико-электронную подсистему обнаружения целей и целеуказания (EOTADS), подсистему обработки данных о полете (MPS), пилотажную подсистему ночного видения (NVPS) и интегрированное оборудование стабилизации летательного аппарата.
Bell/MDD LHX использовал бы лишенную хвостового винта канальную выхлопную систему контроля рыскания (Bell)
В соответствии со спецификациям Армии США LHX должен быть рассчитан на подвеску десяти ракет с лазерным наведением Hellfire, четырех ракет с тепловым наведением Stinger, 2,75-дюймовых (70-мм) ракет со складывающимися стабилизаторами Hydra 70 и иметь расположенную в нижней носовой части фюзеляжа установку 20-мм пушки с боезапасом в 500 снарядов. Это вооружение должно было поддерживаться разработанной «SuperTeam» и компаниями Hughes и Honeywell нашлемной модульной интегрированной прицельно-индикаторной подсистемой (HIDSS). Эта подсистема представляет собой нашлемный широкоугольный дисплей, использующий специально разработанный козырек, обеспечивающий быструю реакцию прицельных комплексов членов экипажа для управления пушкой, реактивными снарядами и ракетами.
После более чем двух лет оценки двух предложений 5 апреля 1991 года было, наконец, объявлено, что в борьбе Boeing-Sikorsky и Bell-MDD предпочтение было отдано предложению первой команды.
Первый полет прототипа LHX ожидается [1] в августе 1993 года, а оснащение первой армейской части должно состояться в декабре 1995 года. В общей сложности ожидается закупка Армией США 2096 летательных аппаратов, которые будут производиться с максимальным темпом 216 машин в год.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ [2]
Тип: Bell Helicopter Textron/McDonnell Douglas LHX
Назначение: ударный вертолет
Размеры:
диаметр несущего винта 41 фт (12,5 м)
площадь ометания винта 1320 фт² (122,7 м²)
Вес:
пустого 7500 фунт (3402 кг)
максимальный расчётный 11 000 фунт (4990 кг)
Летные характеристики:
крейсерская скорость 170 узлов (195 миль/ч, 315 км/ч)
перегоночная дальность полета 1260 морских миль (1450 статутных миль, 2334 км)
продолжительность полета 2,5 часа
- книга издана в начале 1990-х
- предварительные данные
источник: A. J. Pelletier «Bell Aircraft since 1935»