Проект тяжелого истребителя танков MBT-85 Vindicator. Великобритания

11

Данная статья является десятой в цикле статей Эда Фрэнсиса о проектах британской бронетехники времен холодной войны и посвящена проекту среднего танка Charlemagne.

Предисловие Юрия Пашолока: Английские танковые архивы толком не копаные, о чем наглядно говорит очередная находка Эда Френсиса. Откровенно говоря, когда слышишь ТТХ тяжелого истребителя танков Vindicator, создается полное впечатление, что это броненаркомания. Дело в том, что во лбу находился эквивалент МЕТРА брони. Реально поменьше, но не намного. Впрочем, борта ничего так – 225 мм брони. Благодаря 1500-сильному моторчику максимальная скорость Vindicator должна была составить 70 км/ч. В общем, посмотрели в 1973 году английские военные на эту страхолюдину, перекрестились, и в архив.

Проект тяжелого истребителя танков MBT-85 Vindicator стал результатом работы 23-х длительных учебных курсов повышения подготовки офицеров мотопехоты (Long Armour Infantry Course – LAIC), проводившихся в школе танковой техники (School of Tank Technology – STT) в 1973 году. В проекте принимали участие офицеры, разработавшие танк с частично подвижной пушкой, предназначенный для замены основного танка Chieftan. Спецификация требовала от новой боевой машины защищенности и больших боевой эффективности по сравнению с «чифтеном». Спецификацией предусматривалось, что критериями повышения защиты будут меньшая высота, значительно более высокая скорость и уменьшенный вес, что сильно ограничивало возможности проектировщиков. В качестве основного вооружения предлагалась пушка, а не противотанковые ракеты.

Группа разработчиков выбрала рубочную компоновку. Данная концепция была использована при разработке проекта FMBT-70 и в ряде немецких проектов. В качестве основного вооружения была выбрана 110-мм нарезная пушка Royal Ordnance 110 mm (это не опечатка; Королевское научно-производственное объединение вооружения разработало ряд орудий различных калибров, которые не были запущены в производство ноттингемской Королевской оружейной фабрикой [Royal Ordnance Factory] – Ed Fransis), которая должна была вести огонь бронебойными подкалиберными снарядами с отделяющимся поддоном (Armour-Piercing Discarding Sabot – APDS) с начальной скоростью 1500 м/с. Это была пушка нового поколения, которая была предложена для установки на нескольких боевых машинах. В качестве вспомогательного вооружения предусматривался установленный на шкворне скорострельный 12,7-мм пулемет Hughes.

В те годы доктрина НАТО предусматривала в случае советского вторжения в Западную Европу ведение оборонительных боев и контратак против бронетанковых соединений. Британцы и американцы должны были сформировать своего рода бронированную наковальню в то время как наносившие фланговый удар более скоростные французские и немецкие были бы молотом, который должен был разгромить советские силы после того как их наступление было бы остановлено.

Таким образом, наибольший приоритет получало тяжелое бронирование, за которым следовала большая огневая мощь, в то время как подвижность имела второстепенное значение. Данная военная доктрина начала меняться, когда стало очевидно, что советские бронетанковые силы становятся все более мобильными, отличаясь усовершенствованными доктринами прорыва обороны противника. Изменение отношения к советским военным концепциями вновь вернуло к рассмотрению сценарии предотвращения попадания в окружение и выхода из него. В соответствии с изменениями концепции боевого применения разработчики выбрали компоновку, которая должна была обеспечивать относительный иммунитет к советским противотанковым средствам во фронтальной плоскости и которая была бы способна выдержать ожидаемый шквал ракет и снарядов, который будет предшествовать любому советскому наступлению.

Установленная в передней плоскости частично подвижная пушка должна была быть стабилизированной и иметь угол возвышения 20° и угол склонения минус 10°. Наведение по горизонтали должно было обеспечиваться поворотом истребителя танков MBT-85; скорость разворота составляла 360° за десять секунд. Наведение по вертикали пушки должно было осуществляться с помощью электрического привода. Расчетная скорострельность пушки была 10-12 выстрелов в минуту с интервалом в 14 секунд от остановки боевой машины до начала стрельбы; за этот интервал времени истребитель танков Vindicator должен был остановиться, идентифицировать первую вражескую цель, навести пушку и сделать первый выстрел. Необычным в вооружении истребителя танков было то, что пушка управлялась механиком-водителем, который во время остановки боевой машины действовал в качестве наводчика; не сходя со своего места механик-водитель должен был осуществлять горизонтальное и вертикальное наведение орудия.

Проект тяжелого истребителя танков MBT-85 Vindicator. Великобритания


Проект тяжелого истребителя танков MBT-85 Vindicator. Великобритания

Проект тяжелого истребителя танков MBT-85 Vindicator. Великобритания
схемы проекта тяжелого истребителя танков MBT-85 Vindicator

Бронирование истребителя танков MBT-85 Vindicator должно было быть исключительно мощным и превосходящим даже некоторые из современных основных боевых танков. Верхняя лобовая плита должна была иметь бронирование типа «чобхэм» толщиной 835 мм (32,8 дюймов), что было равноценно 1000 мм (39,4 дюймов) катанной гомогенной брони. Стальная бронемаска пушки размещалась между плитами брони «чобхэм» и имела толщину 540 мм; нос имел эффективную защиту из толстой плиты брони типа «чобхэм», имевшей эквивалент 1000 мм катанной гомогенной брони. Бронирование крыши и задней поверхности истребителя танков должно было быть из стали и иметь толщину 110 мм. Защита бортов была комбинированной: верхняя часть имела толщину 225 мм, а нижняя – 30 мм. В дальнейшем защита бортов истребителя танков вместо броневых фальшбортов, предназначенных для защиты от противотанковых гранатометов, должны были быть установлены плиты брони «чобхэм» толщиной 200 мм. Общий вес брони составлял бы всего 25 тонн.

Возможно самыми труднореализуемыми были требованиями к подвижности: боевая машина должна была развивать на шоссе максимальную скорость 70 км/ч и на пересеченной местности – 30 км/ч. Для достижения таких скоростей потребовался двигатель мощностью не менее 1500 л.с., а в идеале 2000 л.с.. Разработчиками были рассмотрены несколько двигатель и в качестве силовой установки был схемы Rolls Royce CV, поскольку по заявлениями производителей его мощность могла быть увеличена, чтобы позволить MBT-85 развивать на шоссе скорость 70 км/ч, а на коротких участках разгоняться до 110 км/ч. Ходовая часть каждого борта должна была состоять из алюминиевых траков, шести опорных катков, отлитых из алюминиевого сплава, снабженных резиновой ошиновкой и соединенных с рычагами гидравлической подвески.

Кратковременно развиваемая высокая скорость должна была обеспечить истребителю танков Vindicator быстро отступить или преодолеть любые открытые участки между укрытиями. Если должен был отступить на промежуточные оборонительные позиции, то его задняя скорость была равна 30 км/ч.

Заключение

В случае своей реализации истребитель танков MBT-85 Vindicator должен был иметь исключительно мощное бронирование, но у автора есть оговорки в отношении точности или обоснованности требований (со своей стороны те офицеры, кто проходил учебные курсы повышения подготовки, не критиковали перечисленные выше требования спецификации). Самым большим недостатком данной конструкции является отсутствие башни; если лоб боевой машины был почти непробиваем противотанковыми средствами противника тех лет, то траки оставались уязвимыми, делая Vindicator по существу неподвижной целью. Совмещение в одном человеке функций наводчика и механика-водителя делало нагрузку на него чрезмерной и оставляло истребитель танков практически беспомощным в случае ранения одного из членов экипажа. В отличие от более традиционных боевых машин замена раненого механика-водителя не позволит истребителю танков MBT-85эффективно стрелять и перемещаться.

Несмотря на то, что данный проект не дошел даже до стадии прототипа и оставался всего лишь проектным упражнением, в то же самое время в Чертси (Chertsey) на базе основного танка Chieftain разрабатывался на удивление схожий проект испытательного стенда по проверке концепции (Chieftain Concept Test Rig).

Приведенные в данной статье схемы являются непосредственными копиями чертежей проекта MBT-85, начерченных офицерами 23-х LAIC, и будет справедливым сказать, что курс 1973 года вероятно был не самым способным в художественном плане.

источники:

https://www.facebook.com/TheFriendsofTheTankMuseum/posts/2231629483723723
https://yuripasholok.livejournal.com/10989495.html

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account