Проект тяжелого дальнего бомбардировщика Kawanishi TB (KX-9). Япония
Авторское предисловие сайта militaryfactory: стремление командования Императорской армии к обладанию боеспособными тяжелыми дальними бомбардировщиками привело к окончательному отказу от героя данной статьи – проекта четырехмоторного бомбардировщика Kawanishi TB.
В годы Второй Мировой войны Япония подобно другим крупным странам-участницам стремилась иметь на вооружении флот тяжелых дальних бомбардировщиков. Если Соединенным Штатам – их основному противнику в боях на тихоокеанском ТВД – удалось создать и запустить в массовое производство тяжелые бомбардировщики Boeing B-17 Flying Fortress и Consolidated B-24 Liberator, то в Японии несмотря на многочисленные попытки успехи на этом поприще были крайне скромными. Так в 1945 году на момент окончания боевых действий Императорский флот мог похвастаться лишь малосерийными Nakajima G5N, переведенными из бомбардировщиков и транспортные, и опытными Nakajima G8N. У Императорской армии не было и этого и её тяжелый бомбардировщик Kawasaki Ki-91 не пошел дальше чертежной доски.
Разработка Kawanishi TB велась в рамках программы «Project Z» – программы создания четырехмоторного тяжелого дальнего бомбардировщика, способного предоставить Императорским армии и флота стратегический ударный потенциал для достижения победы над США. Крупные силы таких бомбардировщиков должны были нанести сокрушающий удар по Соединённым Штатам или, по крайней мере, нарушить американскую логистику на азиатском и тихоокеанском ТВД. Это означало регулярное достижение Западного побережья США, а это, в свою очередь, требовало наличия четырехмоторной силовой установки для обеспечения необходимой дальности полета. Хотя японские авиабазы находились во многих районах Тихого океана, дальность полета была серьезной проблемой для любого самолета, который должен был нанести удар по целям на континентальной части США и вернуться домой, чтобы пополнить запасы и вновь вступить в бой.
В рамках программы «Project Z» был разработан проект шестимоторного дальнего бомбардировщика Nakajima G10N Fugaku, а его основным конкурентом был проект четырехмоторного бомбардировщика TB (TB – Toyo Bakugeki; бомбардировщик для атак заморских территорий; другое обозначение KX-9), предложенного компанией Kawanishi. В центре внимания был проект G10N, который отстаивало командование Императорского флота; основная причина заключалась в том, что Fugaku должен был летать на больших высотах и иметь мощное оборонительное вооружение, повышавшие шансы машины на выживание. С другой стороны, проект TB больше соответствовал требования Императорской армии к самолету-бомбардировщику, способному летать на больших высотах и в целях уменьшения эксплуатационной массы имевшем сокращенную боевую нагрузку.
В отличие от G10N проект Kawanishi TB включал в свою конструкцию упрощенную компоновку силовой установки с четырьмя двигателями, которые устанавливались в четырех гондолах по две на передней кромке каждой консоли крыла. Само крыло должно было иметь значительный размах и небольшой положительный угол поперечного V. В целях сохранения оптимального распределения масс двигатели размещались в более прочной внутренней секции крыла. Тонкий, хорошо обтекаемый фюзеляж имел сигарообразную форму с полузастекленной передней частью и сужающейся хвостовой частью. По бортам и в задней оконечности фюзеляжа была запланирована установка оборонительного стрелкового вооружения для защиты от перехватчиков противника. Бомбоотсек должен был находиться в центральной части фюзеляжа, а крыло размещаться непосредственно над отсеком, делая машину среднепланом. Хвостовое оперение должно было быть однокилевым со стандартным для японских самолетов низкорасположенным стабилизатором. Стоянка и движение по земле должны были осуществляться с помощью традиционной ходовой части с хвостовой стойкой шасси и основными стойками, убиравшимися во внутренние моторные гондолы. Запланированный экипаж самолета состоял из шести человек и включал двух пилотов, радиста, штурмана-бомбардира и двух стрелков.
Окончательные размеры бомбардировщика включали в себя общую длину 28 метров, размах крыла 32,5 метра и высоту 7 метров. Собственная масса машины оценивалась в 26125 кг, а взлетная с полной нагрузкой – 70750 кг. Вследствие сочетания чрезвычайно большой взлетной массы и тонкого поперечного сечения моторных гондол и крыла инженеры компании Kawanishi предусмотрели в конструкции основных стоек шасси сброс двух колес – по одному с каждой стойки – сразу после взлета. Более легкий самолет (с учетом сброшенных бомб и израсходованного в боевом вылете горючего) совершал бы посадку с использованием оставшихся двух колес основных стоек шасси.
Силовая установка должна была состоять из четырех 18-цилиндровых радиальных двигателей с наддувом (трехступенчатый нагнетатель) Nakajima Ha-45 Homare, развивавших мощность по 2100 л.с. и вращавших четырехлопастные винты постоянной скорости. Расчетные технические характеристики включали максимальную скорость 600 км/ч, дальность полета до 25560 километров (для этого требовались запасы продовольствия и воды, а также спальные помещения для экипажа) и практический потолок 12700 метров (потребуется герметизация фюзеляжа). В качестве альтернативы рассматривались радиальные двигатели Nakajima Ha-43 мощностью 2000 лошадиных сил. Топливо должно было храниться в консолях крыла в фюзеляже перед крылом и за ним.
Планируемое вооружение состояло из флотских 13-мм пулеметов Тип 2, размещенных по одному в дистанционно-управляемых турелях, расположенных по левому и правому бортам (непосредственно за крылом); еще один пулемет такого же калибра размещался в задней оконечности фюзеляжа (оборонительная установка для защиты в задней полусфере). Это скромное оборонительное вооружение было признано приемлемым, поскольку ожидалось, что бомбардировщик будет отражать любую потенциальную возникающую угрозу, а не защищаться от нее. Самолет был рассчитан на перевозку во внутрифюзеляжном отсеке 5500 кг бомб, что в значительной степени было ограничено малым поперечным сечением фюзеляжа и другими требованиями, предъявляемыми к самолету и обеспечением жизнедеятельности экипажа. Для увеличения массы бомбовой нагрузки планировалось использовать внешние узлы подвески.
В январе 1944 года представители Императорских армии и флота сделали выбор в пользу конкурента сделали выбор в пользу конкурента TB – тяжелого дальнего бомбардировщика Nakajima G10N Fugaku, что привело к немедленному закрытию программы TB. В середине января 1944 года в компании Kawanishi Проектные работы по тяжелому бомбардировщику TB были прекращены. Официальной причиной было указано, что самолет создавался не как бомбардировщик, а как военно-транспортный самолет.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Kawanishi TB (KX-9)
Назначение: тяжелый дальний бомбардировщик
Статус: проект
Экипаж: 6 человек
Силовая установка: четыре 18-цилиндровых радиальных двигателей воздушного охлаждения Nakajima Ha-45 Homare, развивавших мощность по 2100 л.с. и вращавших четырехлопастные винты постоянной скорости
Размеры:
размах крыла 32,50 м
длина 28,00 м
высота 7,00 м
Масса:
пустого 26125 кг
полезной нагрузки 44625 кг
максимальная взлетная 70750 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость 600 км/ч
практический потолок 12700 м
дальность полета 25560 км
источник: https://www.militaryfactory.com/aircraft/detail.php?aircraft_id=2296
перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-proekt-tyazhelogo-dalnego-bombardirovschika-kawanishi-tb-kx