В среде альтернативных историков часто обсуждается вопрос – могло ли появление какого либо образца передовой военной техники – Вундерваффе, изменить итог войны? Все уже давно пришли к выводу, что нет. Так как Вторая Мировая была прежде всего войной ресурсов, и ни какие танки или самолёты их Германии добавить не могли. Но точно так же все едины во мнении что появление таких образцов, однозначно бы изменил ход боевых действий, и уж точно повлиял бы на развитие простой и военной техники в послевоенный период.
Представляю вам проект машины, о которой, уверен, мало кто знает, и которая, будь она принята на вооружение, могла очень серьёзно попить кровь нашим солдатам. И слава богу, что этот проект так и остался в нереализованных.
Под влиянием боёв с нашими танками Т-34 и КВ немецкое руководство распорядилось начать проектироване аналогичной боевой машины, с наклонными лобовыми листами и вооружением, состоящим из 75-мм длинноствольного орудия. Соответствующее техзадание было выдано в конце 1941 г. и уже в феврале 1942 г. на рассмотрение поступили первые проекты и масштабные модели танков. Одним из наиболее интересных был проект среднего танка Т-24, представленного чешской фирмой Škoda.
Танк имел классическую компоновку. Корпус танками Т-24 был достаточно высоким, что было необходимо для комфортабельной работы экипажа. Лобовые и бортовые листы брони располагались под значительными углами наклона и должны были иметь толщину до 60 мм. Бронирование кормовой части не должно было превышать 35 мм, крыша и днище — по 10 мм.
Экипаж танка должен был состоять из 4-х человек. На танке появились дополнительные смотровые приборы в скошенных бортовых бронелистах. В передней части корпуса также располагалась трансмиссия. КПП обеспечивала 6 скоростей вперед и 1 назад.
Боевое отделение находилось в средней части танка. Командир танка и заряжающий находились в башне.
В качестве основного вооружения предусматривалась 75-мм пушки Škoda A13. Она ьыла спарена с 7,92-мм пулеметом. Ещё один пулемёт монтировался в лобовом листе корпуса справа. Толщина брони у башни должно было составить 10-60 мм. Командирская башенка у танка отсутствовала. Вместо неё предполагалось использовать перескипический наблюдательный прибор в бронированном цилиндрическом колпаке. Боекомплект к пушке составлял 50 выстрелов, к пулеметам — 3000 патронов.
В кормовой части корпуса, отделенной, предполагалась установка В качестве силовой установки должен был быть использован бензиновый 12-цилиндровый двигатель Skoda мощностью 380 л.с. рабочим объёмом 16200 см.куб. В конструкции двигателя применялось два карбюратора Solex-50JFF. Двигатель должен был быть отделён от боевого отделения 8-мм бронированной перегородкой.
О ходовой части среднего танка Т-24 известно следующее:
— 6 опорных катков на каждый борт сборанных в блоки по два;
— передние ведущие колёса;
— задние направляющие колёса;
— мелкозвенчатая гусеница.
Когда проект Т-24 был уже готов, технические требования к будущим танкам поменялись. Что вызвало появление улучшенного варианта – среднего танка Т-25. Основные изменения коснулись вооружения машины и двигательной установки танка. 75-мм пушки Škoda A13 была заменена на длинноствольное орудие Škoda A18 (KwK 42/1), которое обладало лучшими характеристиками по бронепробиваемости. Правда, в это время серийно оно не выпускалось, а существовавшего только в виде прототипа. Боекомплект к орудию был увеличен до 60 выстрелов. Под новую пушку башня была полностью перепроектирована она лишилась кормовой ниши.
Интересной особенностью танка Т-25 было применение комбинированной силовой установки состоящей из V-образного бензинового двигателя воздушного охлаждения мощностью 450 л.с. и объёмом 19814 см.куб. и 4-цилиндрового 60-сильногро двигателя объёмом 2383 см.куб. Честно говоря, зачем были нужны эти ухищрения я не понял.
Летом 1942 года, когда проект был готов. Но в это время на испытания уже поступили прототипы будущей «Пантеры», это и решило судьбу проекта.
Вот тут, я убеждён, немецкое руководство допустило ошибку. Как минимум до действующего образца эту машину нужно было довести и провести сравнительные испытания с Пантерой. Зная, какие удачные были чешские машины Pz-35 и Pz-38(t) в плане надёжности и технологичности, вполне возможно что Пантера бы и не победила. Или, как в случае с Тигром, из двух прототипов сделали бы одну серийную машину. Как минимум, ходовая, у чешского танка была в плане ремонта явно лучше, чем геморройная пантеровская шахматка.
Кстати, чехи после неудачи в конкурсе не остановились. И на основе ходовой части начали разработку различных вариантов САУ. Наиболее известной из них был вариант самоходки вооруженной 105-мм гаубицей. Этот проект получил название leFH43 auf Selbstfahrlafette Škoda T-25. Под эту артсистему был доработан корпус танка и разработана новая башня, которая сохранила возможность кругового вращения, что было большой редкостью для САУ времён войны. Это было весьма важным преимуществом по сравнению с другими самоходками того же класса. Этот проект поступил на рассмотрение военного командования в 1942 году но также был отвергнут.