В 1942 году фирма Daimler-Benz в инициативном порядке разработала тяжелый разведывательный танк VK 2801. Этот проект основывался на основных решениях предыдущего VK 1602 и предназначался для решения тех же задач. К началу 1943 года военные ознакомились с предложением предприятия и не одобрили его. Из-за специфических характеристик предложенный танк не устроил потенциального заказчика, что привело к закрытию проекта. Вскоре, однако, немецкая армия вновь инициировала разработку проекта с обозначением VK 2801, однако на этот раз речь шла о совершенно другой машине.
По имеющимся данным, в июне 1943 года армия выдала новые требования к очередному проекту перспективного танка. На этот раз предлагалось разработать проект «универсального среднего танка», который мог бы поступить в войска и заменить собой технику ряда модификаций семейств Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV. За счет ряда нововведений перспективный танк должен был отличаться от предшественников повышенными характеристиками. Кроме того, положительным следствием нового проекта должна была стать большая степень унификации техники в войсках. Наконец, в перспективе шасси нового танка планировалось использовать при разработке бронетехники иных классов.
Разработку перспективного танка поручили фирме Krupp, имевшей большой опыт в деле создания бронетехники различных классов. Проект получил обозначение VK 2801. Также иногда используется название VK 2801(K), позволяющее определить фирму-разработчика и отличить проект от VK 2801(DB), созданного компанией Daimler-Benz. Причины использования уже применявшегося названия неизвестны, но впоследствии это привело к некоторой путанице. Дефицит сведений о двух проектов нередко приводит к смешению данных об этих танках с формированием, мягко говоря, недостоверной картины. Тем не менее, даже имеющийся объем данных позволяет представить облик танка, предложенный инженерами фирмы «Крупп».
По имеющимся данным, в проекте VK 2801 планировалось использовать некоторые имевшиеся у создателей наработки, а также применить опыт предыдущих проектов, в том числе и VK 2801 от Daimler-Benz. В частности, это сказалось на конструкции корпуса и расположении его броневого листа. Кроме того, танк должен был получить классическую для немецкой бронетехники компоновку. Вооружение с сопутствующим оборудованием планировалось заимствовать у одного из имевшихся на вооружении танков.
Имеются сведения о широком применении рациональных углов бронирования с установкой бронелистов под разными углами к вертикали. В таком случае танк должен был иметь наклонный лобовой лист толщиной 50 мм. 30-мм борта так же предлагалось монтировать с наклоном внутрь. Защита кормы должна была обеспечиваться листом толщиной 30 мм. В некоторых материалах указывается, что корпус VK 2801(K) должен был получить кормовой лист, заваленный назад и увеличивающий доступные объемы внутри корпуса.
По компоновке перспективный танк не должен был отличаться от другой немецкой техники того времени. В передней части корпуса помещались отсек трансмиссии и отделение управления. Средний отсек корпуса должен был вмещать боевое отделение с башней и вооружением, а корма выделялась под агрегаты силовой установки.
В качестве основы силовой установки было предложено использовать карбюраторный двигатель Argus 12LD 330H мощностью 550 л.с. Через карданный вал, проходящий под полом боевого отделения, он должен был соединяться с трансмиссией Olvar 55 11 17, передающей крутящий момент на передние колеса.
Сведения о предложенной конструкции ходовой части отличаются в разных источниках. В одних упоминается применение шести опорных катков с индивидуальной подвеской на каждом борту. Ввиду использования сравнительно небольших катков диаметром 700 мм ходовая часть должна была комплектоваться тремя поддерживающими роликами. В передней части корпуса помещались ведущие колеса, в корме – направляющие. Ведущие и направляющие колеса при этом должны были заимствоваться у одной из поздних модификаций танка Pz.Kpfw.IV. Гусеница должна была собираться из траков шириной 600 мм.
Также имеются сведения об использовании шести крупных опорных катков, расположенных в шахматном порядке. Тем не менее, такой вариант ходовой части танка, по-видимому, не соответствует реально существовавшему проекту. Ввиду дефицита сведений о проекте VK 2801 в свое время появилось большое количество предположений и откровенных спекуляций. Есть основания полагать, что вариант такого танка с шахматной подвеской является более поздней неверной реконструкцией или попросту выдумкой.
Известно о планах фирмы-разработчика использовать в новом проекте существующую башню с вооружением. Танк VK 2801(K) должен был получить башню от Pz.Kpfw.IV с соответствующим набором вооружения и дополнительного оборудования. При использовании агрегатов поздних модификаций такого танка защита башни должна была состоять из листов толщиной 50 (лоб), 30 (борта) и 18 (крыша) мм. Таким образом, уровень защиты существующей башни, с некоторыми оговорками, должен был соответствовать параметрам нового корпуса.
Основным оружием перспективного танка должна была стать 75-мм нарезная пушка одного из существующих типов. По некоторым данным, при заимствовании готовой башни VK 2801 должен был стать носителем орудия 7,5 cm KwK 40. При калибре 75 мм и длине ствола 48 калибров такая пушка могла разгонять бронебойный снаряд до 990 м/с и с дистанции 100 м пробивать до 143 мм гомогенной брони. На 1 км бронепробиваемость составляла 77 мм. Также в боекомплект орудия KwK 40 могли входить осколочно-фугасные и кумулятивные снаряды.
В качестве дополнительного вооружения рассматривался, как минимум, один пулемет винтовочного калибра, размещенный в одной установке с орудием. Также, подобно некоторым другим немецким танкам, VK 2801 мог получить пулеметную установку в лобовом листе корпуса, управляемую стрелком-радистом.
Экипаж, по-видимому, должен был состоять из четырех или пяти человек. В таком случае водитель или водитель и радист должны были размещаться в отделении управления. Места командира, наводчика и заряжающего должны были помещаться в башне. Для доступа на свои места экипаж мог бы использовать набор люков.По своим габаритам танк VK 2801(K) должен был соответствовать технике иных типов. При длине не более 6,5 м, ширине до 3 м и высоте порядка 2,5-2,8 м новая машина должна была весить около 30 т. При удельной мощности на уровне 18,3 л.с. на тонну имелась возможность обеспечить подвижность машины не хуже, чем у существующих и разрабатываемых танков аналогичного класса.
По совокупности характеристик перспективный «универсальный средний танк» Krupp VK 2801 мог стать весьма удачной заменой для существующих машин Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV всех модификаций. За счет использования готовых комплектующих и новых агрегатов имелась возможность сохранить некоторые характеристики на прежнем уровне, а также обеспечить определенное преимущество в других параметрах. Таким образом, во время проектирования новый танк представлял большой интерес для заказчика и мог дойти до серийного производства.
Тем не менее, как нередко случалось с перспективными проектами того времени, разработка танка VK 2801 была остановлена. Работы по этому проекту продолжались в течение некоторого времени, но в итоге прекратились из-за изменения требований заказчика. По результатам эксплуатации техники на фронте и изучения перспективных проектов было принято решение о новом пути развития бронетехники. Итогом всех этих изучений стало формирование концепции «Entwicklung». Вскоре в рамках новой программы началось проектирование танков и другой техники т.н. E-серии.
По причине начала новой программы разработки бронетехники проект VK 2801(K), равно как и множество других проектов того времени, был закрыт. При всех своих преимуществах танк, созданный фирмой «Крупп», не в полной мере отвечал требованиям к перспективной технике. Новые проекты E-серии, в свою очередь, должны были стать полноценным качественным прорывом. В связи с появлением новых планов завершение разработки уже начатых проектов не считалось необходимым.
Разработка танка VK 2801 фирмы Krupp остановилась на одной из стадий проектирования и не была завершена. По этой причине, в частности, до сих пор не был установлен точный облик предложенного танка, а некоторые особенности его конструкции могут быть причиной споров. Кроме того, такая ситуация поспособствовала появлению нескольких версий облика бронемашины, которые порой противоречат друг другу, а также могут быть заподозрены в несоответствии действительности.Дополнительным поводом для споров относительно истинного облика VK 2801(K) стало появление этого танка в одной из популярных компьютерных игр. Авторы последней соединили в одной виртуальной бронемашине черты всех известных версий «универсального среднего танка», а кроме того, добавили некоторые элементы, заимствованные из проекта VK 2801 от фирмы Daimler-Benz. Наконец, одним из важнейших элементов игры является возможность улучшения техники за счет использования различных комплектующих нескольких типов, что не предусматривалось ни одним из проектов VK 2801 от двух разработчиков.
В перспективе шасси среднего танка VK 2801(K) могло стать основой для нескольких новых боевых машин. Планировалось устанавливать на имеющемся шасси новое вооружение, что могло привести к появлению артиллерийских самоходок, зенитных самоходных установок и т.д. Остановка основного проекта не позволила начать полноценную разработку остальной техники. В случае с планировавшимися ЗСУ, САУ и т.д. не были определены даже основные черты их облика.
Разработка «универсального» танка Krupp VK 2801 была заказана в середине 1943 года и продолжалась до начала 44-го. К этому времени немецкое командование изменило взгляды на дальнейшее развитие бронетехники, что привело к отказу от ряда перспективных проектов. Среди прочих под сокращение попал и VK 2801(K). Из-за сравнительно раннего закрытия этого проекта бронемашина нового типа не успела выйти на испытания и продемонстрировать свои качества. Естественно, о каком-либо влиянии на ход войны говорить не приходится. В результате этот проект представляет интерес только в контексте истории развития танков немецкой разработки.
А теперь представляю вашему вниманию картинки VK 28.01