Проект реактивного самолета ХАИ-2. СССР
В 1937 г. преподаватель кафедры аэрогидродинамики Харьковского авиационного института им. Н.Е.Жуковского (ХАИ) А.П. Еременко (впоследствии профессор и ректор ХАИ) в инициативном порядке разработал проект одноместного самолета ХАИ-2 под турбореактивный двигатель РТД-1 тягой 500 кгс. Двигатель был спроектирован инженером кафедры тепловых машин ХАИ А.М. Люлькой, впоследствии академиком. Этот проект стал первым в мире проектом самолета с ТРД.
Двигатель с центробежным компрессором размещался за кабиной летчика с выходом сопла под хвостовую часть фюзеляжа, воздухозаборник находился под фюзеляжем.
Эта схема впоследствии получила название реданной, и в то время, когда первые ТРД еще обладали невысокой тягой, была достаточно популярна. Проект не реализовывался.
Работы над проектированием и созданием ТРД, не имевших винта и способных обеспечить в несколько раз большие, чем ТВД, скорости полета, начал в 1937 г. А.М. Люлька. Сотрудник Харьковского авиационного института Люлька специалист по паротурбинной технике. Он в инициативном порядке разработал проекты ТРД как с центробежным одно- и двухступенчатым компрессором (РТД-1, 1937 г.), так и с осевым компрессором (РД-1,1938 г.). Вероятно после этого, для летных испытаний ТРД и началась разработка самолета ХАИ-2.
Технический Совет института встретил новый проект довольно холодно. Однако не все члены Техсовета отнеслись отрицательно к проекту, разработанному группой Люльки. Его поддержал академик Г.Ф. Проскура, который порекомендовал направить материалы проекта в Москву, в Комитет по изобретениям и открытиям. Но надо учитывать, что в то время не существовало ни газотурбинных двигателей, ни тем более терминологии по ним. Поскольку этот проект не нашел поддержки со стороны членов совета института, Архип Михайлович направился в Москву. Экспертная комиссия, в состав которой входил профессор В. В. Уваров (а он был одним из энтузиастов создания газовых турбин для авиации), одобрила выдвинутые в проекте предложения по созданию силовой установки подобного типа.
Тем не менее разработки этого проекта в ХАИ не были поддержаны, в Архип Михайлович с большим трудом добился своего перевода в СКБ-1 (специальное конструкторское бюро) в 1939 году.
Рабочие чертежи выбранного ТРД РД-1 с осевым компрессором и с тягой 500 кгс были сданы в производство на Кировский завод в Ленинграде в 1940 г.
Схемы ТРД РТД-1 и РД-1 конструкции А.М. Люльки
Таким образом, у СССР были все предпосылки для создания первого в мире реактивного самолета, но …..
Между тем, Хейнкель закончил постройку своего реактивного Не-178. И в августе 1939-го он совершил первый в мире реактивный полет, опередив английский "Глостер" Е 28/39 почти на 21 месяц (15 мая 1941 г.).
ЛТХ: |
|
Модификация | He.178v-1 | ХАИ-2 |
Страна | Германия | СССР |
Размах крыла, м | 7.20 | 7,00 |
Длина, м | 7.48 | 7,15 |
Высота, м | 2.10 |
|
Площадь крыла, м2 | 9.10 |
|
Масса, кг |
|
|
пустого самолета | 1616 |
|
нормальная взлетная | 1995 | 1500 |
Тип двигателя | 1 ТРД Heinkel-Hirth HeS 3b | 1 ТРД Люлька РТД-1 |
Тяга, кгс | 1 х 500 | 1х 500 |
Максимальная скорость, км/ч | 700 |
|
Крейсерская скорость , км/ч | 580 |
|
Практическая дальность, км | 200 |
|
Практический потолок, м |
|
|
Экипаж, чел | 1 | 1 |
С уважением, Сергей Сыч
Рисунки: Сергей Сыч
Проекты самолетов СССР.
https://alternathistory.ru/blogs/serg
Источники:
Ивнамин Султанов "История создания первых отечественных турбореактивных самолётов" (М., Вузовская книга, 1998);
Александр Николаев. О СОЗДАНИИ ПЕРВОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ;
Архип Михайлович Люлька. Биография.