9

В отличии от немецких проектов первых реактивных самолётов, об их советских аналогах, достаточно мало известно. Я имею ввиду, реально, первые проекты советских реактивные самолётов. А не те, которые считаются первыми, типа МиГ-9 или Як-15. Я попробую в этой статье устранить этот пробел.

Проект реактивного истребителя-перехватчика Гу-ВРД. CCCР

Одним из первых советских конструкторов который работал над реактивными самолётами в СССР был М.И.Гудков. Что характерно, у нас на сайте есть очень хорошая статья об этом выдающимся человеке. Которую я всем рекомендую обязательно прочесть (адрес статьи — https://alternathistory.ru/cherez-ternii-k-zvezdam-o-samoletakh-i-ikh-konstruktore-migudkove). В этой статье, естественно упоминается и данная машина.

Проект реактивного истребителя-перехватчика Гу-ВРД. CCCР

Работы над ней начались в начале 1943 года. Напомню, что перед этим НКАП зарубило два довольно удачных проекта Гу-82 и Гу-1.

Новый проект самолёта получил название Гу-ВРД и был представлен 10 марта 1943 года. Спустя месяц – 9 апреля Гудков направил в НИИ ВВС пояснительную записку, в которой убедительно изложил преимущества применения ТКВРД по сравнению с обычными ПВРД и ЖРД, которые тогда большей частью использовались как ускорители. В частности, упор делался на гораздо большую продолжительность полета, доходившую до 1 часа, в то время как ЖРД мог работать только 100 секунд, а ПРВД – не более 15 минут.

Проект реактивного истребителя-перехватчика Гу-ВРД. CCCР

Разработанный М.И. Гудковым самолет представлял собой моноплан с ТКВРД конструкции А.М. Люлька, размещенным по так называемой «реданной» схеме в носовой части машины. Нос самолета был заострен и имел четыре входных канала для забора воздуха. Крыло площадью 11 м.кв. спроектировали трапециевидным в плане с закруглениями на концах, шасси – убирающимся, с хвостовым колесом. Взлетная масса самолета по расчетам должна была составить всего 2250 кг при запасе топлива 400 кг и масла 12 кг. Вооружение самолета размещалось в носовой части фюзеляжа над двигателем и включало одну пушку ШВАК с запасом 200 снарядов и один крупнокалиберный пулемет БС с запасом 200 патронов.

Двигатель массой 700 кг по проекту имел диаметр 0,9 м, длину 2,1 м и статическую тягу 1500 кг. По расчетам М.И. Гудкова максимальная скорость полета Гу-ВРД у земли должна была составить 870 км/ч, на высоте 6000 м – 900…1000 км/ч, а время набора высоты 5000 м – 1,39 мин. Дальность полета на скорости 0,8 от максимальной оценивалась равной 700 км, а продолжительность полета – около 1 часа. Длина разбега по расчету – 222 м. Опыт постройки самолетов с ТКВРД впоследствии показал, что этот показатель оценили чересчур оптимистично. В заключительной части записки М.И. Гудков сообщал, что он заканчивает разработку проекта скоростного бомбардировщика с двумя ТКВРД, а Люлька – двигателя со статической тягой 1500 кг. Полетная масса этого самолета должна была составить 6500 кг. При экипаже, состоявшем из 3 человек, максимальная скорость полета машины на высоте 600 м оценивалась равной 780…800 км/ч, дальность полета – 1200…1500 км. Масса бомбовой нагрузки должна была составить 1200…1500 кг, а стрелково-пушечное вооружение включало одну пушку и один пулемет БС.

Руководство НИИ ВВС срочно запросило у начальника самолётного управления И.Сафронова резолюцию о возможности постройки опытного экземпляра Гу-ВРД, на что 17 апреля был получен ответ: “… самолет летать, по-видимому, будет с указанной скоростью, но беда в том, что двигателя, кроме фамилии автора, на сегодня нет. Следовательно, упор на двигатель». То есть, проект истребителя отклонялся по причине отсутствия ТКВРД.

Гудков в корне не согласился с мнением Сафронова и в объяснительной записке упомянул что Люлька уже построил на 70% двигатель с тягой 750 кгс, а в конце марта 1943 года прошел испытания двуступенчатый осевой компрессор – стало быть, появление полноценного ТКВРД можно было ожидать уже в 1944 году. Со своей стороны Сафронов не придал этому факту никакого значения, фактически проигнорировав мнение конструкторов. И все жё, Гудкову удалось сдвинуть дело с мертвой точки. За неделю до этого было послано ещё несколько писем на имя Маленкова и Шухарина. 27 апреля проект рассмотрели на заседании экспертной комиссии 7-го Главного Управления НКАП. Было отмечено, что самолётная часть недостатков практически не имеет, но двигателя к нему нет, а стало быть дать окончательное заключение по вопросу строительства Гу-ВРД не представляется возможным. Далее началась целая “бумажная” эпопея с созывом очередных и внеочередных комиссий, продлившаяся до октября 1943 года. В конечном итоге Гудкова обвинили в низкой квалификации, из-за чего проект вышел слишком “сырым”, а следовательно реализовать его нельзя. Окончательно работы по Гу-ВРД закрыли в ноябре того же года. (по материалам — http://www.aviarmor.net/aww2/projects/ussr/gudkov_gu_vrd.htm)

PS. Не могу пройти мимо альтернативы на эту тему. У нас на сайте выложено много материалов в которых Вторая Мировая Несколько затягивается и германия начинает активно использовать реактивную авиацию не только в Германии но и на Восточном фронте. Например, Переиграем Курскую дугу или активно обсуждаемый сейчас Мир Французского государства, в котором Франция активно воюет на стороне Оси.

Так вот, на мой взгляд, в таком мире, в ответ на массовое появление на фронте Ме-262 или Не-280. Советский Союз мог ответить как раз именно этими самолётами. Хотя, были и другие проекты.

Проект реактивного истребителя-перехватчика Гу-ВРД. CCCР

Подписаться
Уведомить о
guest

10 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account