Проект перспективного среднего бомбардировщика JH-X (H-18). Китай

15

Интересная статья из жж Алекса Райгородецкого, написанная им в 2013 году.

В течение последних лет Китай постоянно публиковал информацию о своих новых разработках в области самолетов-истребителей, но дальняя бомбардировочная авиация не удостаивалась такого же внимания. Лишь относительно недавно китайские военные сообщили о текущей модернизации бомбардировщиков Xian H-6 (копия советского Ту-16). Некоторое количество этих самолетов получило новую аппаратуру, обновленную силовую установку и т.д. Имеющаяся информация не позволяет точно оценивать потенциал обновленных бомбардировщиков H-6K, но в глаза бросается возраст самолета. Базовый Ту-16 создавался еще в пятидесятые годы прошлого века, что соответствующим образом сказывается на возможностях всех машин на его базе. H-6 требуют замены и пока у Китая нет техники, пригодной для этого.

До недавнего времени вся информация о китайских проектах дальних бомбардировщиков ограничивалась лишь несколькими небольшими новостями и одной достаточно крупной публикацией о создании сразу двух перспективных самолетов: H-8 и H-10. На днях китайские, а вслед за ними и западные средства массовой информации опубликовали фотографию модели некоего нового китайского самолета. Запечатленный на ней макет, предположительно, был изготовлен в соответствии с новым проектом. Название перспективной машины остается неизвестным. То же самое касается технической части проекта и предполагаемых характеристик нового самолета …

Проект перспективного среднего бомбардировщика JH-X (H-18). Китай

Проект перспективного среднего бомбардировщика JH-X (H-18). Китай

Сейчас в распоряжении экспертов и интересующихся авиацией людей есть лишь одно фото некой модели, причем в не совсем удобном ракурсе. Тем не менее, и такое изображение оказалось достаточным для появления нескольких вариантов внешнего вида нового самолета. Причем некоторые характерные его детали заметны и в имеющемся ракурсе. Прежде всего необходимо отметить, что предполагаемый дальний бомбардировщик китайского производства внешне сильно напоминает современные истребители, созданные с использованием стелс-технологий. Внешняя поверхность бомбардировщика состоит из плавно сопряженных прямолинейных и изогнутых поверхностей.

Проект перспективного среднего бомбардировщика JH-X (H-18). Китай

Еще пара черт внешнего вида модели заставляет вспомнить американские проекты истребителей пятого поколения. Воздухозаборники на верхней поверхности фюзеляжа и характерное хвостовое оперение, состоящее из двух наклонных поверхностей, два десятилетия назад использовались на экспериментальном самолете Northrop/McDonnell Douglas YF-23 Black Widow II. Однако, несмотря на такие сходства, перспективный китайский самолет нельзя назвать копией американского. Китайский бомбардировщик будет иметь значительно бóльшие размеры и оснащаться стреловидным крылом.

Проект перспективного среднего бомбардировщика JH-X (H-18). Китай

Никакие характеристики самолета пока не оглашались, но уже существуют некоторые оценки. Так, на форуме «Стелс-машины» была высказана версия о следующих геометрических данных бомбардировщика: длина порядка 30 метров и размах крыла около 21 м. При таких размерах он должен иметь взлетную массу на уровне 50 тонн и нуждается в двух двигателях с форсажной тягой не менее 15–17 тыс. кгс. Полезная нагрузка самолета, которую можно оценить в 8–10 тонн, предположительно, будет размещаться в грузоотсеке фюзеляжа. Габариты бомбардировщика позволяют вписать внутрь фюзеляжа достаточно длинный отсек для вооружений. Из некоторых схем следует, что его размеры могут доходить до 10×2,5×1,5 метра. Однако при таких габаритах грузоотсек способен занять большую часть имеющегося объема и не оставить места для других элементов конструкции, например, для фюзеляжных топливных баков.

Проект перспективного среднего бомбардировщика JH-X (H-18). Китай

Достаточно быстро на китайских интернет-форумах появились предположения и спекуляции, касающиеся вооружения. Согласно различным версиям, на внутренней и внешней подвески могут размещаться ракеты и бомбы разных типов, неуправляемые и «умные». Кроме того, высказываются соображения по поводу возможности оснащения бомбардировщика ракетами класса «воздух-воздух» для самообороны. К примеру, в одном из предложенных вариантов самолет несет три противокорабельные ракеты на базе российской П-270 «Москит», четыре ракеты «воздух-земля» и шесть «воздух-воздух» средней и малой дальности. Естественно, это лишь предположение и реальная боевая нагрузка перспективного бомбардировщика может значительно отличаться от описанной.

Стоит отметить, размещение оружия на внешней подвеске значительно увеличит вероятность обнаружения самолета радиолокационными станциями. Кроме того, информация о подобном способе подвески бомб и ракет на новом самолете появилась еще несколько лет назад и к настоящему времени вполне могла устареть по причине совершенствования проекта. Передовые концепции боевых самолетов в настоящее время подразумевают внутреннее размещение оружия для уменьшения заметности. Судя по общему виду перспективного китайского бомбардировщика, при нормальной загрузке он тоже будет нести все вооружение внутри фюзеляжа, а внешняя подвеска, если таковая будет, станет средством увеличения нагрузки сверх нормальной.

Проект перспективного среднего бомбардировщика JH-X (H-18). Китай

Большие вопросы вызывает силовая установка самолета. Обводы фюзеляжа и конфигурация крыла могут говорить о возможности полета со сверхзвуковой скоростью. В сочетании с предполагаемым взлетным весом около 50 тонн это позволяет сделать соответствующие выводы о необходимых двигателях. Нужны моторы с тягой выше 15 000 кгс. Такая силовая установка позволит перспек­тивному бомбардировщику разгоняться до сверхзвуковых скоростей, однако современное состо­яние китайского моторостроения не позволяет уверенно говорить о расходе топлива и, как следствие, дальности полета. Скорее всего, последний параметр не будет превышать 3,5–4 тысячи километров, хотя при наличии достаточно экономичных двигателей он может быть и выше.

Проект перспективного среднего бомбардировщика JH-X (H-18). Китай

Одновременно с возможным техническим обликом нового китайского самолета обсуждаются политические последствия воплощения такого проекта. Даже при боевом радиусе не более двух тысяч километров в радиус действия нового бомбардировщика попадет достаточно крупный регион вокруг территории Китая. Естественно, такой дальности недостаточно для доставки боеприпасов через океан, но в нынешней ситуации малозаметному самолету с современным оборудованием и вооружением хватит и этого. Таким образом, перспективный самолет станет инструментом давления и сдерживания, направленного, прежде всего, на небольшие соседние страны.

Проект перспективного среднего бомбардировщика JH-X (H-18). Китай

Ранее китайские СМИ публиковали сведения, согласно которым вооружение новых дальних бомбардировщиков позволит уничтожать цели на дальностях до 2,5–3 тыс. километров от точки пуска. Подобные заявления выглядели смелыми, но проекты таких ракет уже давно нигде не упоминаются. Из этого можно сделать вывод о проблемах с воплощением соответствующих проектов или об отказе от них. Так или иначе, пока ничего не известно о наличии у Китая авиационных ракет с дальностью в несколько тысяч километров. Если же Китай сможет создать боеприпасы с такими характеристиками, то под ударом могут оказаться и американские военные базы на острове Гуам.

Проект перспективного среднего бомбардировщика JH-X (H-18). Китай

В настоящее время перспективный китайский дальний бомбардировщик – при условии, что такой проект действительно существует – представляет собой одну большую загадку. Все имеющиеся данные можно перечислить по пальцам, а общее количество обоснованных предположений по этой теме не позволяет с уверенностью установить хотя бы примерный облик самолета. В такой ситуации остается только строить новые теории, продумывать возможные варианты конструкции и ждать официальную информацию. И только предпосылки к созданию нового бомбардировщика будут простыми и понятными: Китай нуждается в скорейшем обновлении дальней авиации.

Расчётные (предполагаемые) ТТХ:

площадь крыла 144 м²
вид сбоку 62.27 м²
вид сверху 253 м²
вид спереди 20 м²

объём планера 136 м³
максимальный взлётный вес 68 тонн

максимальная скорость М=1.6
двигатели с форсажной тягой 15–20 тонн

объем 130 м³
омываемая площадь 651 м²
аэродинамическое качество 14
объем отсеков нагрузки 19.3 м³ / 15%

вес топлива 35 300 кг

максимальна тяга 9500 кг
форсажная тяга 15 400 кг
вес силовой установки 5976 кг

вес нормальной нагрузки 6000 кг
вес максимальной нагрузки 12 000 кг

вес фюзеляжа 9122 кг
вес крыла 3030 кг × 2 = 6060 кг
вес килей 600 кг × 2 = 1200 кг
вес шасси 916 кг

вес пустого 26 190 кг
вес снаряженного 26 340 кг

предельный взлетный вес 74 000 кг
максимальный взлетный вес 67 800 кг
перегоночный вес 62 000 кг
посадочный вес 28 300 кг

тяговооруженность 0.417–0.65
нагрузка на крыло 326–511 кг/кв.м

скорость на форсаже 1500 км/ч
дальность полёта 7000 км (надо уточнять)
радиус действия 2400 км

посадочная скорость 213 км/ч

Источники: http://www.topwar.ru, http://paralay.iboards.ru/, http://chinese-military-aviation.blogspot.com/


источник: https://raigap.livejournal.com/243494.html

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account