Проект перехватчика Mizuno Shinryu II (水野 神龍). Япония
В июне 1944 года над Японией появились первые Boeing B-29 Superfortress. Их появление стало началом массированных бомбовых ударов с комбинированным применением фугасных и зажигательных бомб, которые обратили в пепел ключевые японские города, инфраструктуру и промышленность. Поскольку в числе ключевых целей был японский авиапром, то штаб ВВС IJN (海軍航空本部 — Kaigun Koku Hombu) рассмотрел способы борьбы с угрозой в виде B-29. Из концепции перехватчика объектовой ПВО, который мог бы быстро взлететь для атаки бомбардировщиков, появился Mizuno Shinryu II. Тем не менее, разработка Shinryu II (神龍 — божественный дракон) началась с гораздо более обычной конструкции.
В ноябре 1944 года штаб ВВС IJN использовал возможности самолета для выполнения миссий специальной атаки. Хотя эти миссии не были уникальными, особенностью данного проекта было использование планеров в качестве летательных аппаратов для выполнения специальных атак. В штабе ВВС IJN предположили, что планеры будут запускаться с помощью ракетных ускорителей из пещер или береговых позиций, и пилоты будут направлять свои летательные аппараты со 100 кг взрывчатого вещества на корабли флота вторжения союзников или на высадившиеся с них танки.
Штаб ВВС IJN поставил 1-му авиатехническому арсеналу флота (Dai-Ichi Kaigun Kōkū Gijutsu-shō (第一海軍航空技術廠)) задачу воплотить этот планер в реальность. Проектом руководил Сигеки Сакакибара (Shigeki Sakakibara), организовавший ряд групп, каждая из которых отвечала за свою часть планера: крыло, фюзеляж, управляющие поверхности. Исследования аэродинамики и летные испытания должны были проводиться сразу после изготовления прототипа. Это ограничение было наложено по двум причинам. Во-первых, с использованием древесины и сведением применения металла до абсолютного минимума планер мог быть изготовлен в любой небольшой мастерской, оснащенной деревообрабатывающим инструментом, а во-вторых, металл мог быть сохранен для других военных целей.
Большая часть конструкции планера была разработана Йосио Акита (Yoshio Akita). Во время долгих исследований Акитой и его сотрудниками был рассмотрен и эскизно прорисован ряд концепций. Проектирование было завершено в мае 1945 года, и компания Mizuno — небольшая фирма по производству авиатехники — почти закончила постройку прототипа. Планер имел очень простые формы моноплана с высокорасположенным крылом. Прямое и геометрически плоское крыло, имевшее широкую хорду и небольшой размах, было спроектировано для обеспечения хороших характеристик устойчивости и управляемости — это было сделано с учетом неопытности летчиков, которые будут пилотировать данные планеры. Кроме того, под крылом могли размещаться ракетные ускорители, использовавшиеся для разгона планеров и их подъема в воздух. Пилот сидел в открытой кабине.
Проект был направлен в штаб ВВС IJN на рассмотрение. Сакакибара изучал планы и проекции, и после анализа им было высказано мнение, что конструкция планера ошибочна, и необходимы изменения. После того как они были сделаны, проект был утвержден. Работы над переработанным Jinryu (так теперь назывался планер) начались в середине июня 1945 года. Для ускорения постройки первого прототипа Jinryu были завершены синьки чертежей и календарные планы и даже был изготовлен ряд его компонентов. Постройка Jinryu была передана компании Mizuno. Работы велись круглосуточно и с такой скоростью, что компания завершила постройку двух прототипов до окончания испытаний в аэродинамической трубе. Фактически первый полет Jinryu произошел до того, как результаты исследований были предоставлены Сакакибаре.
Первый полет планера состоялся под управлением пилота Тасиичи Нарабаяси (Tashiichi Narabayashi) в середине июля 1945 года. Полет был выполнен с аэродрома Исиока (Ishioka) — города, расположенного в префектуре Ибараки (Ibaraki) примерно в 90 км к северо-востоку от Токио. Jinryu был поднят в небо самолетом-буксировщиком Tachikawa Ki-9 (кодовое обозначение союзников — Spruce), пилотировал который Сабуро Фуджикура (Saburo Fujikura) — человек, который еще до войны был известен своим мастерством пилотирования планеров.
Во время первых испытаний Нарабаяси оценивал управляемость Jinryu. По мнению пилота, во время посадки планер был устойчивым и обладал хорошими характеристиками управляемости. Во время второго полета Нарабаяси планировал исследовать возможности пикирования Jinryu, и после нескольких отскоков Ki-9 и Jinryu взлетели. На высоте 2300 метров Нарабаяси отсоединился от Ki-9, но обнаружил, что размыкатель буксирного троса застрял. Тем не менее, он смог перерезать трос и приступить к испытательному полету. Когда Нарабаяси отправил Jinryu в пикирование и скорость достигла 300 км/ч, планер начал вибрировать до такой степени, что пилот был не в состоянии считать показания приборов. Чтобы сбавить скорость, Нарабаяси задрал нос планера и обнаружил, что вибрации прекратились. Во время планирования Нарабаяси исследовал колебания, и после приземления эта проблема была рассмотрена. Был сделан вывод, что хвостовое оперение недостаточно жесткое, а площадь вертикального оперения слишком мала. Jinryu был модифицирован путем некоторого укрепления хвоста и добавлением второго киля. Позднее эти изменения были подтверждены как в воздухе, так и во время испытаний в аэродинамической трубе модифицированной модели Jinryu. Интересно отметить, что перед полетом на Jinryu Нарабаяси подозревал, что планер будет иметь проблемы с устойчивостью, которые, таким образом, были подтверждены исследованиями.
После проверки управляемости и летных характеристик Jinryu испытания перешли к следующей фазе — полетам с работающей силовой установкой. Планер был перевезен на аэродром Касумигаура (Kasumigaura), примерно в 19 км к северу от Исиока. Здесь Jinryu был модифицирован для установки трех ракетных двигателей Toku-Ro 1 Type 1, которые во время 10-секундной работы вырабатывали 300 кг тяги. Испытания группы ракетных двигателей показали два серьезных недостатка: во-первых, количество ракет, которое привело к ряду неудач, а во-вторых, недостаточное время их работы. Нарабаяси отметил свою озабоченность и доложил о них майору Суганума (Major Suganuma), который был поставлен во главе проекта Jinryu. Помимо выражения своих сомнений в ракетных двигателях, он также заявил, что Jinryu будет непригоден для выполнения специальных атак, поскольку несмотря на внесенные в планер изменения, направленные на улучшение летных характеристик, это был сложный в управлении аппарат. Нарабаяси предположил, что вместо использования в специальных атаках планеров, необходим летательный аппарат, оснащенный шестью двигателями с 30-секундным режимом работы каждый. По его оценкам, при максимальной тяге Jinryu сможет достичь скорости 750 км/ч; в качестве вооружения он предлагал установку десяти зарядов взрывчатого вещества, извлеченных из артиллерийских снарядов, используемых в 100-мм пушках IJA (вероятно тип 92). Нарабаяси, соглашаясь с применением планера против танков и кораблей, добавил, что Jinryu может быть использован для атак американских бомбардировщиков B-29. Несмотря на проблемы с ракетами, работы по подготовке Jinryu к полетам с работающей силовой установкой продолжались.
В свою очередь майор Суганума стал катализатором для дальнейшей разработки Shinryu II. Принимая озабоченность Нарабаяси, Суганума сформировал проектную группу для разработки не планера, а перехватчика. Суганума был особенно заинтересован в этой идее, поскольку получил доступ к ракетным двигателям, способным работать в течение 32 секунд. Из проектной группы Jinryu остались лишь два человека: главный конструктор Сакакибара и Йосио Тонсо (Yoshio Tonsho), который должен был контролировать постройку прототипа. Аэродинамические испытания Shinryu II были поручены Юджиро Мураками (Yujiro Murakami). Согласно приказу Суганума все лица, которым была поручена разработка Shinryu II, должны были держать всю информацию в секрете.
В отличие от Jinryu, Shinryu II с самого начала должен был быть построен в качестве перехватчика. Сакакибара использовал схему «утка», спроектировав, тем самым, второй японский самолет, который во время войны использовал эту компоновку (первый был Kyushu J7W Shinden). Кроме того, в плане основное крыло было похоже на дельтавидное с отрезанными законцовками. Эти конструктивные особенности были включены в качестве одного из средств обеспечения устойчивости в полете и хороших характеристик управляемости. Поскольку основная масса японских пилотов была мало знакома с самолетами компоновки «утка», то Shinryu II был оснащен интерцепторами, установленными на верхней части каждой консоли основного крыла. Каждый интерцептор мог отклоняться в пределах от 60° до 90°, и если механизм управления был поврежден, то они автоматически возвращались в закрытое положение. Пилот Shinryu II находился в остекленной кабине.
В качестве силовой установки в Shinryu II были применены четыре ракетных двигателя Toku-Ro 1 Type 2, размещенные в задней части фюзеляжа и развивавшие все вместе тягу 600 кг. Каждый двигатель работал в течение 30 секунд. Два двигателя использовались для взлета и набора высоты Shinryu II, в то время как два других должны были применяться во время атаки. Было выражено беспокойство в отношении рабочих температур ракетных двигателей Toku Ro, вследствие чего были рассмотрены способы их охлаждения. Первым вариантом было воздушное охлаждение камеры сгорания, что требовало воздухозаборника. оснащенного байонетным механизмом для прохождения поддержания потока воздуха через камеру. Это также потребовало бы определенного расположения топливных форсунок так, чтобы воздушный поток не смог нарушить процесс впрыска. Второй способ состоял в использовании инжекторов, которые распыляли на сопла ракетных двигателей охлаждающую смесь воды и спирта. При рассмотрении этих двух решений было установлено, что реализация водо-спиртовой системы охлаждения была бы наиболее простой.
Колесное шасси на Shinryu II не было предусмотрено, поскольку в конструкции были предусмотрены посадочные лыжи. Носовой полоз был представлен однопружинной рессорной подвеской, поглощавшей усилия при посадке. Под каждой консолью крыла находились поддерживаемые двумя стойками неподрессоренные лыжи. Для взлета Shinryu II должна была использоваться двухколесная тележка, подобная той, что применялась для Mitsubishi J8M Syusui. Оказавшись в воздухе, пилот мог сбросить тележку. В дополнение к обычным взлетным процедурам с ВВП для Shinryu II были рассмотрены другие методы запуска, но о них мало что известно. Можно предположить, что одним из предложений была буксировка Shinryu II в воздухе. Другим вариантом мог быть сброс Shinryu II с самолета-носителя по примеру Kugisho MXY7 Ohka. В обоих случаях это, возможно, сохранило бы два ракетных двигателя, использовавшихся для взлета Shinryu II.
В целях борьбы с B-29, который мог действовать на высотах до 10 241 м (33 600 футов), Shinryu II должен был быть оснащен герметичной кабиной; если установка такой кабины оказывалась проблематичной, то пилот должен был носить скафандр. Вооружение Shinryu II должно было состоять из восьми ракет. К внутренним сторонам задних посадочных лыж под углом вниз были прикреплены четыре трубки, в которых находились ракеты.
Были некоторые догадки относительно вариантов боевого применения Shinryu II. Некоторые источники указывают, что Shinryu II должен был использоваться так же, как и Ohka, хотя ряд других приходят к выводу, что Shinryu II должен был атаковать бронированные цели, такие как танки. В обоих случаях эти источники утверждают, что нос Shinryu II содержал уплотненную расплавленную фугасную боевую часть и что после израсходования ракет пилот должен был направить самолет к своей последней цели, используя боеголовку для нанесения решающего удара (coup de grace). Однако, анализ Shinryu II показывает, что скорее всего самолет должен был выполнять не эти миссии. В производстве самолет был гораздо более сложным, чем Showa Toka или Ohka, и Shinryu II был создан для маневренности, полетов на большой высоте и посадок на землю. Кроме того, использование Shinryu II для выполнения специальных атак против танков не имело смысла, поскольку в эксплуатации находились другие более простые и эффективные средства пробития брони. Возможно, в этом случае роль планера Jinryu была применена к Shinryu II или это предположение было основано на том, что Shinryu II, как и другие специальные штурмовики IJN (такие как Nakajima Kitsuka, Kawanishi Baika и Showa Toka) не имели буквенно-цифрового обозначения. Следовательно, Shinryu II должен был быть специальным ударным вооружением. Это, конечно, не означает, что пилот не мог использовать Shinryu II в качестве самолета для выполнения специальных атак.
В качестве перехватчика Shinryu II имел назначение, аналогичное Mitsubishi J8M Syusu и немецкому Bachem Ba 349 Natter, о котором японцы были в курсе, получив о них информацию. Так же как J8M и Ba 349, из-за ограниченной дальности, связанной с применением ракетных двигателей, Shinryu II должны были быть расположены близко к целям, которые, вероятно, будут подвергнуты бомбардировкам. И, так же как J8M, Shinryu II использовал бы отделяемую колесную тележку для взлета пару ракетных двигателей. В отличие от J8M, который сжигал все топливо сразу, Shinryu II обладал второй парой ракетных двигателей, которые могут быть использованы для увеличения продолжительности полета или для увеличения скорости во время атаки. Таким же образом, как и Ba 349, Shinryu II оснащался реактивными снарядами, которые, вероятно, выпускались залпом, чтобы расстроить порядки бомбардировщиков и сбить их. Наконец, так же как и J8M, после того как топливо и боеприпасы будут израсходованы, Shinryu II возвратится на свою базу для дозаправки и перевооружения.
Shinryu II никогда не был построен, поскольку конец боевых действий в августе 1945 года прекратил все дальнейшие работы по проекту. Аналогичным образом, планер Jinryu никогда не летал с силовой установкой. После неудач с ракетными двигателями, произошедших во время наземных испытаний, война подошла к концу, и более подходящие и надежные двигатели не были ни получены, ни, соответственно, испытаны.
В общей сложности компания Mizuno изготовила пять планеров Jinryu. В качестве примечания можно сказать, что Jinryu — известное имя для планера Mizuno. В контексте этой статьи автор использовал обозначение Shinryu II для того, чтобы отличить перехватчик от планера. Иероглифы кандзи одинаковы для обоих написаний, но произносятся по-разному. Оба перевода Jinryu и Shinryu (神龍) означают — божественный дракон. В современных текстах также используется обозначение Shinryu II, и, таким образом, он здесь используется для разделения назначений. Неизвестно, носил ли перехватчик то же обозначение, что и планер.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Современники: Blohm und Voss BV 40 (Германия), Zeppelin Fliegende Panzerfaust (Германия), Heinkel P.1077 Julia (Германия), Junkers EF127 Walli (Германия), Messerschmitl Me 163B (Германия), Березняк-Исаев БИ (СССР)
Тип: специальный ударный планер (перехватчик)*
Экипаж: 1 человек
Силовая установка: три ракетных двигателя Toku-Ro Type 1 с общей комбинированной тягой 400 кг и временем работы 10 секунд (четыре ракетных двигателя Toku-Ro Type 2 с общей комбинированной тягой 600 кг и временем работы 30 секунд)
Размеры:
размах крыла 7,00 м
длина 7,60 м
высота 1,80 м
площадь крыла 11 м²
удельная нагрузка на крыло — нет данных
удельная нагрузка на мощность — нет данных
Вес:
пустого — нет данных
с полной нагрузкой — нет данных
максимальный — нет данных
Летные характеристики:
максимальная скорость 300 км/ч
крейсерская скорость 110 км/ч
дальность полета 4 км
продолжительность полета (Shinryu II) 1,3 мин
потолок 400 м
Вооружение: 100 кг взрывчатого вещества (8 неуправляемых ракет)
Развертывание: нет. Всего было изготовлено пять прототипов планера Jinryu. Перехватчик Shinryu II не вышел из стадии проектирования
* — здесь и далее данные в скобках относятся к Shinryu II и являются ориентировочными