Проект палубного СВВП Grumman G-698. США
Объявленная флотом США программа Type A по созданию универсального дозвукового самолёт поддержки укороченного взлёта и посадки была очень привлекательной для любой американской авиастроительной фирмы. Все её участники прекрасно понимали, что конкуренция будет высока и стремились упрочить свои позиции, придя не с пустыми руками, а адаптировав какой-либо существующий проект, по которому уже есть серьёзные наработки. Так фирма Grumman в 1976 году работала над программой SEMA-X (Special Electronic Mission Aircraft) для ВВС США, предполагающей универсального создание самолёта вертикального взлёта и посадки, для использования в спасательных миссиях, электронной борьбе и наведении/корректировке. По требованиям проект был во многом аналогичен Type A и потому его без особых ухищрений решили чуть переделать под флотскую программу.
Grumman G-698 в первом варианте это высокоплан по схеме утка с двумя поворотными гондолами. В горизонтальном полёте управление самолётом происходит при помощи обычных рулей, стабилизаторов и интерцепторов. В режиме зависания самолёт управляется при помощи специальных рулей в выхлопном потоке турбовентиляторных двигателей. Поворот массивных двигателей осуществляется с помощью отдельного от крыла поперечного вала, что позволяет упростить конструкцию и сделать крыло более аэродинамически чистым. Использование турбовинтовых двигателей позволяет сделать самолёт более экономичным и решить проблему постоянного воздействия потока горячего воздуха на рули управления и отражённого потока на фюзеляж. Расположение оси поворота двигателей перед крылом позволяет создать небольшую дополнительную подъёмную силу за счёт повышения давления под крылом. Крыло имеет излом вверх, из-за массивных гондол, расположенных достаточно высоко. Самолёт оснащён ЭДСУ, переход из одного режима полёта полностью автоматизирован.
В ходе дальнейшего развития G-698 претерпел небольшие изменения, самое примечательное из которых это отказ от схемы утка, изначально выбранной для достижения большей устойчивости в полёте. Как показали многочисленные продувки в аэродинамических трубах, большие гондолы, выдвинутые вперёд, сами выполняют роль переднего оперения. Потому для управления в полёте самолёт получил обычный Т-образный киль.
Проект от Grumman считался одним из лидирующих в программе Type A, в том числе из-за большого объёма испытаний, вплоть до отработки на макете в реальном размере. К исследованиям активно привлекались инженеры NASA. Моряков G-698 привлекал простотой конструкции, а также большим опытом Grumman в создании палубных самолётов. Проект активно рекламировался фирмой, его постоянно показывали прессе и возили по выставкам. Наверное, G-698 можно назвать самым известным из всех проектов, представленных на программу Type A. Прорабатывали проекты использования самолёта или самолётов схожей конструкции в гражданской авиации для местных авиалиний.
Но была у самолёта и одна проблема, по сути и сгубившая его. Программа Type A предусматривала создание многозадачного самолёта. И для всех предстоящих задач G-698 не хватало тяги двигателей. На самолёте предполагалось использовать двигатели General Electric TF34 с тягой 42 килоньютона. Этого хватало для вертикального взлёта в варианте самолёта противолодочной борьбы и самолёта радиоэлектронной борьбы. Для варианта самолёта ДРЛО с конформной антенной был доступен только укороченный взлёт, а в варианте танкера и самолёта снабжения с грузом взлёт без катапульты или трамплина был невозможен. В Grumman считали, что возможно создание модификации двигателя с тягой 60 килоньютон. Но, корпорация RAND, которой было поручено исследование программы Type A, высказал мнение, что такая модификация может быть создана только к началу 90-х годов (в чём оказалась совершенно права). Потому G-698 не мог быть выбран для дальнейшего развития. Сотрудники Grumman конечно же уверены, что стали жертвой интриг, когда их «великолепный» проект был загублен в пользу схожей программы JVX (будущий Osprey).
После прекращения финансирования в 1981 году все работы были свёрнуты, так как в фирме понимали, что сторонних заказчиков не заинтересует подобный проект. Полноразмерный макет для стендовых испытаний был вскоре разобран.
источник: https://www.facebook.com/yukuzhelev/posts/3727362607383370