Проект палубного штурмовика Short PD.13. Великобритания
Данный материал взят из жж Алекса Райгородецкого
Командование королевских ВМС Великобритании в июне 1952 года составило требования "Naval Staff Requirements" Number 39 (NA.39), позже получившие обозначение M148T, в которых сформулировало требования к новому специальному реактивному боевому самолёту, способному эффективно решать боевые задачи, выполняя полёты на малых и предельно малых высотах. Эта машина, оснащенная радаром, должна была летать со скоростью 0,85М на высотах около 200 футов (60 метров), чтобы контрмеры противника после её обнаружения оказывались запоздалыми. Радиус действия самолета, способного брать на борт 4000 фунтов (1,8 тонн) боевой нагрузки, в том числе и ядерное оружие, должен был составлять не менее 460 миль (740 километров). Мало того, новый бомбардировщик должен был иметь максимальный вес не более 45 000 фунтов (20,4 тонны) и длину не более 51 фута (15,5 метров), чтобы иметь возможность действовать с палуб английских авианосцев и проходить в их ангары сквозь лифты самолетоподъемников. На конкурс английские авиационные фирмы представили двенадцать проектов. Победителем в итоге стал Blackburn B.103 "Buccaneer". Проект фирмы "Short Brothers" PD.13 был одним из его конкурентов …
Самолёт был разработан по схеме "бесхвостка" и предназначался в первую очередь для нанесения низковысотных ядерных ударов с использованием тактической ядерной бомбы мощностью 1–5 килотонн. Бомбометание должно было выполняться с крутого кабрирования, после чего самолёт уходил от цели с помощью "иммельмана" и последующего снижения для полёта на сверхнизкой высоте. Данный проект продвигал в том числе главный лётчик-испытатель фирмы Том Брук-Смит.
Самолёт был оснащён так называемым аэроизоклиническим крылом, исследования которого начал ещё профессор Хилл в конце 1930-х годов. Экипаж состоял из двух человек: пилот размещался в сдвинутой влево кабине, а штурман сидел под люком справа от него. В качестве силовой установки использовались два турбореактивных двигателя Rolls-Royce RA.19, которые для достижения приемлемых взлетно-посадочных характеристик планировалось оборудовать поворотными соплами для отклонения вниз вектора тяги.
Носовая стойка шасси имела два колеса и убиралась назад в фюзеляж. Основные одноколёсные стойки убирались в специальные приливы на задней кромке крыла. Кроме того, была вспомогательная одноколёсная стойка, которая убиралась в хвостовую часть фюзеляжа чуть впереди посадочного гака. Для управления вместо обычных элеронов имелись полностью отклоняемые законцовки крыльев. Самолёт мог нести тактические ядерные и обычные авиабомбы в отсеке и на наружной подвеске. Также могли использоваться управляемые и неуправляемые ракеты, подвесные топливные баки. В бомбоотсеке вместо нагрузки могли размещаться как дополнительный бак для топлива, так и специальная артиллерийская установка с восемью 30-мм пушками "Aden". Но победил в конкурсе, как было сказано выше, гораздо менее инновационный "Баккенир".