Проект многоцелевой летающей лодки Breguet 880. Франция
В июне 1945 года командование авиации ВМС Франции заявило о начале программы разработки гидросамолета (чистого или амфибии), призванного заменить находившиеся на вооружении американские летающие лодки Catalina. Программа требовала создания самолета общим весом 20 тонн, с
«средними летными характеристиками»,
но способного действовать с плохо оборудованных баз
«во Франции и во всем Французском союзе».
Основной задачей нового гидросамолета должна была стать разведка, вторичной
«спасение экипажей, терпящих бедствие в море» (SAMAR).
Основной приоритет в конструкции гидросамолета придавался морским качествам. Гидросамолет должен был быть оснащен поисковой радиолокационной станцией. Оборонительное вооружение должно было состоять из двух турелей с двумя 12,7-мм пулеметами в каждой; турели должны были размещаться в верхней части фюзеляжа и в хвосте. В носу должны были быть установлены два фиксированных пулемета того же калибра.
Компания SNCA du Nord (Nord Aviation) представила летающую лодку Nord 1400 Noroît, которая впоследствии была выбрана для серийного производства, а компания Breguet предложила в целом схожий проект Br 880, работы над которым начались еще до официального опубликования программы.
Первый вариант проекта имел крыло типа «прямая чайка», которая вскоре была заменена на «прямое» крыло с большим положительным углом поперечного V.
Структура двухлонжеронного крыла должна была быть классической.
Хвостовое оперение должно было остаться однокилевым, и во время смены типа крыла стабилизатор лишился поперечного V.
В качестве силовой установки планировалось использовать двигатели SNECMA 14R, Bristol Hercules, Junkers Jumo 211 (изготавливались во Франции компанией Arsenal); командование авиации ВМС оставляло за собой выбирать тип силовой установки при заказе серийного производства. В компании Breguet планировали построить прототип с двигателями SNECMA 14R-4 и R-5.
В амфибийном варианте шасси гидросамолета должно было быть обычным (основные и хвостовая стойки). Основные стойки должны были находиться под крылом, а хвостовая стойка размещалась в задней части фюзеляжа. Колеса основных стоек должны были убираться в фюзеляж поворотом на 180°.
Однако работа в конструкторском бюро компании Breguet была сосредоточена на чистом гидросамолете. Подкрыльевые поплавки должны были быть фиксированными и обтекаемыми, как на летающих лодках Br 730/731.
Нос корпуса лодки, который первоначально должен был быть полностью застекленным, в позднем варианте проекта получил обтекатель, под которым размещался британский радар Mk III. В бортах корпуса лодки ближе к его задней части были предусмотрены большие окна. Пулеметная башня, которая должна была размещаться в верхней части фюзеляжа, несколько раз меняла свое местоположение, пока наконец не было определено, что ее наиболее рациональное размещение у передней кромки крыла.
Когда проект был официального представлен (декабрь 1945 года), вооружение гидросамолета было усилено: 12,7-мм крупнокалиберные пулеметы были заменены соответствующим количеством трофейных немецких 20-мм пушек MG 151/20, большой запас которых был у французского флота. Оборонительные башни должны были изготавливаться компанией SAMM и иметь гидравлический привод. Ударное вооружение должно было состоять из шести глубинных бомб, размещенных группами по три в задней части гондолы двигателя.
Проект летающей лодки Br 880 достиг стадии разработки внутренней планировки. Была разработана внутренняя планировка прототипа, но в конце декабря 1945 года командование авиации ВМС сообщило руководству компании Breguet, что победителем конкурса стал ее конкурент – Nord 1400 Noroît и что в Br 880 не нуждаются.
Скорее всего в основе этого выбора лежали следующие причины: исключительные качества четырехмоторной летающей лодки CAMS 141 привели к благоприятному предубеждению в отношении конструкторского бюро компании Nord Aviation (бывш. CAMS). Помимо этого предпочтение гидросамолетам-амфибиям, которое было в командовании авиации ВМС, привело к выбору схемы уборки основных стоек как у Nord 1400 Noroît. При взлетах и посадках в конфигурации «гидросамолет» уборка основных стоек в крыло лучше защищала шасси от брызг, нежели уборка стоек в корпус, как у Br 880.
В заключение следует сказать, что Nord 1401, к сожалению, не оправдал возложенных на него надежд, но это уже другая история.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Breguet 880
Назначение: многоцелевая летающая лодка
Статус: проект
Силовая установка: два 14-цилиндровых радиальных двигателя воздушного охлаждения Gnôme Rhône 14R-4/5, развивавших у земли по 1210 л.с. и на высоте 2100 метров по 1320 л.с.
Размеры:
размах крыла 30,428 м,
удлинение крыла 9,25
общая длина 21,077 м
площадь мидель шпангоута 9 м²
ширина редана 3 м
Вес:
с полной нагрузкой
• гидросамолет 17 135 кг
• амфибия 17 665 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость
• у земли 325 км/ч
• на высоте 2700 метров 392 км/ч
крейсерская скорость 278 км/ч
продолжительность полета 10,8 ч (3000 км)
время разбега 34 с
источник: Jean CUNY et Pierre LEYVASTRE «LES AVIONS BREGUET (1940/1971)», стр.88-92