Проект легкого одномоторного истребителя PZL-39/LWS-4. Польша
Как это ни странно, но даже в наши дни трудно найти какую-либо информацию о польских предвоенных истребителях. Большинство источников с упорством продолжает публиковать статьи о “пулавчиках” (истребителях PZL P.7\P.11\P.24), которые составляли основу истребительной авиации Польши и Греции.
Иногда можно встретить упоминание о самолёте Р.50 “Jastrzab”. А ведь были и другие, не менее интересные разработки. одной из которых был легкий одномоторный истребитель PZL-39.
С принятием на вооружение истребительных эскадрилий польских ВВС PZL P.11c в 1934-1935 гг. начались предварительные проектные работы по поискам его преемника. Планировалось что такой заменой станет двухмоторный истребитель PZL-38 Wilk, предназначавшийся для выполнения функций перехватчика (борьба с вражескими самолетами на больших высотах), пикирующего бомбардировщика и дальнего разведчика. Но это был не единственный истребитель, разрабатывавшийся в это время.
У Wilk'а была слишком маленькая маневренность, чтобы выполнять роль классического истребителя и поэтому он не мог рассматриваться в качестве единственного преемника P.11c. Более того, согласно концепции командующего польскими ВВС Людомила Райского истребительные эскадрильи должны были разделены на так называемые "верхние" — оснащенные самолетами, способными работать на большой высоте и "нижние" — самолетами, предназначенными для работы на малых высотах. PZL-38 "Wilk" должен был стать стандартным истребителем «верхних» эскадрилий. Скорее в всего во второй половине 1935 года на государственном авиационном заводе (Państwowe Zakłady Lotnicze) начались предварительные проектные работы по легкому истребителю PZL-39, который должен был дополнять PZL-38 и поступать в "нижние" эскадрильи для борьбы с вражескими самолетами на малых высотах.
Рисунок предполагаемого внешнего вида истребителя PZL-39 с базовой версией двигателя PZL "Foka" (автор Анджей Гласс (Andrzej Glass))
Автором проекта легкого истребителя PZL-39 был инженер Збыслав Цёлкош (Zbysław Ciolkosz). Предварительные проектные работы начались, вероятно, во второй половине 1935 года (по информации А. Моргала (А. Morgał "Samoloty wojskowe w Polsce 1924-1939", Dom Wydawniczy Bellona, Warszawa, 2003) работы начались в первом полугодии 1934) используя опыт, накопленный в ходе создания предыдущего проекта тренировочного истребителя PZL-33. Этот самолет должен был быть одноместным монопланом деревянной конструкции с закрытой кабиной и убирающимся шасси (заявка патент Цёлкоша — см. рисунок ниже). Вооружение самолета должно было составлять 2 пулемета. Истребитель должен был быть оснащен приемопередающей радиостанцией, но по не очень понятным причинам, не мог действовать в ночных или зимних условиях (с заснеженных аэродромов). Крыло с тонким профилем (10% относительной толщины) как в пректе PZL-33 должно было быть усилено нитями стальной проволоки. В качестве силовой установки планировалось применение британского 12-цилиндрового рядного двигателя De Havilland "Gipsy Twelve" мощностью 420 л.с. и с двухлопастным металлическим винтом с переходом на находящийся в разрабатке 8-цилиндровый рядный двигатель типа PZL "Foka".
Фрагмент технического чертежа патента № 24994, показывающий систему складывания шасси, разработанную и запатентованную Збыславом Цёлкошем. Такое шасси было разработано для применения на учебном истребителе PZL-33 и затем на PZL-39. Основой для создания патентного чертежа был проект PZL-33 с двигателем G-1620bis "Wydra" ("Mors" B). На рисунке показан самолет PZL-33 с убранным шасси на виде спереди (рис. 4) и уборка деталей механизма шасси (рис.5). Шасси изображены непропорционально, чтобы показать детали.
В начале 1936 года инженер Цёлкош перешел на только что построенный люблинский авиазавод (Lubelskа Wytwórnа Samolotów), где продолжил работу над проектом PZL-39, получившим обозначение PZL-39/LWS-1 или кратко LWS-1. Обозначение LWS-1 вскоре перешло двухмоторному гидросамолету-торпедоносцу Lublin R-XXA, производство которых началась после приобретения LWS компаний "Механические заводы Плаге и Ласькевича" (Zakłady Mechaniczny Plage i Laśkiewicz). Поэтому проект истребителя получил новое обозначение LWS-4 (PZL-39). Конструкция проекта самолета была немного изменена — из цельнодеревянной она должна была стать смешанной: крыло должно остаться деревянным, тогда как фюзеляж должен был быть изготовлен в виде фермы из сварных стальных труб. Скорость самолета должна была уменьшиться с 400 км/ч (PZL-39/LWS-1) до 380 км/ч (LWS-4). По некоторым данным конструкция крыла сменилась с подкосной на свободнонесущую. Значение максимальной скорости могло стать некоторым сюрпризом, но для самолета LWS-4 рабочий потолок был установлен в 1500 м и скорость была указана для него. На этой высоте истребитель P.11c развивал скорость 300 км/ч, поэтому рост скорости на 70-80 км/ч был не таким уж и маленьким.
Рисунок предполагаемого внешнего вида истребителя PZL-39 (LWS-1, LWS-4) с базовой версией двигателя PZL "Foka" (автор Ежи Б. Цинк (Jerzy B. Cynk)/ рисунок: Вацлав Клапацкий (Wacław Klepacki))
Хотя самолет LWS-4 (PZL-39) по-прежнему не подходил для применения ночью и в зимних условиях (с заснеженных аэродромов), тем не менее он вызвал некоторый интерес в Департаменте авиации. 26 июня 1936 года полковник Януш Борайн (Janusz Beaurain) сделал запрос начальнику генерального штаба с просьбой дать согласие на создание прототипа LWS-4 (PZL-39). Из его письма следовало, что департамент авиации намеревался использовать его для защиты своих самолетов поддержки и борьбы с вражескими самолетами на малых высотах, а также в качестве учебного самолета для обучения пилотов высокоскоростных истребителей. Машина должна была оснащаться двигателем "Foka", но поскольку его не было, планировалась установка американского мотора Ranger V-770 мощностью 350 л.с. Стоимость планера оценивалась в 135000 злотых, а покупка двигателя — в сумму около 50000 злотых. Другие документы показывают, что в июле 1938 года планировалось выпустить на LWS 130 истребителей. Скорее всего это был LWS-4, т.к. никакой другой истребитель в то время еще не был разработан. Планировалось, что массовое производство начнется в январе 1937 года, и первые четыре машины должны были быть готовы в апреле того же года. В свою очередь, в сентябре 1938 года планировалось дать заказ государственному авиазаводу WP2 PZL в Мельце (Mielec) на производство 80 машин со сроком поставки к концу января 1939 года.
Проект LWS-4 (PZL-39) не был реализован и, вероятно, по нескольким причинам. Начальник Генерального штаба не принял решение без консультации с Комитетом по делам вооружений и оборудования (KSUS). Между тем, 13 октября 1936 года на совещании KSUS было принято решение о необходимости легкого истребителя с максимальной скоростью 450 км/ч и вооружением из четырех пулеметов. Истребитель LWS-4 не соответствовал указанным требованиям. Кроме того, после катастрофы прототипа бомбардировщика PZL-30/IIB Żubr LWS покинул инженер Цёлкош, ответственный за программы бомбардировщика "Зубр" и истребителя LWS-4. Наконец, третьей причиной неудачи проекта истребителя стало отсутствие подходящих двигателей. Двигатели "Foka" на были готовы и в 1937 году, что ставит под сомнение возможность их применения на истребителях LWS-4.
Из-за проблем с двигателем истребитель LWS-4 уже в первой половине 1937 года планировалось переделать под новый звездообразный двигатель PZL G-1620cis, являвшийся развитием двигателя G-1620bis "Wydra" ("Mors" B). Работы над этим двигателем начались в 1937 году, и весной этого года работы над новой версией истребителя находились в стадии предварительного проектирования. Самолет получил обозначение LWS-5 и, согласно Анджею Глассу, в середине 1937 года в докладе генерального штаба применялось именно такое обозначение легкого истребителя.
Не известна дата окончательного отказа от проекта LWS-4 (PZL-39), но, вероятнее всего, это должно было случиться сразу после ухода Збыслава Цёлкоша из LWS. Во второй половине 1937 года обозначение LWS-5 используется для поплавковой версии бомбардировщика "Żubr", строившийся для авиационного дивизиона ВМФ, поэтому данную дату следует считать временем окончательного отказа от продолжения работ по легкому истребителю LWS-5. Выбор этой даты тем более оправдан, что моторостроительный завод PZL снял на неопределенный срок программу создания двигателя G-1620cis, следовательно, лишив легкий истребитель выбора какого-либо двигателя.
Концепция легкого истребителя в середине 30-х годов появилась благодаря развитию проекта PZL-39 и из-за проблем с двигателем "Foka" привелок задержкам в реализации проекта "самолета преследования" PZL-38 и провалу проекта PZL-39. В конечном итоге это привело к ситуации, когда прольские ВВС оказались к 1939 году без современных истребителей как классических, так и "преследования". Предложенные последовательно PZL-45 Sokół, PZL-50 Jastrząb, PZL-53 Jastrząb II, PZL-56 Kania или PZL-62, двухмоторные PZL-48 Lampart i PZL-54 Ryś не вышли за рамки проектных работ или стадии прототипов. Также как и построенный на авиазаводе в Подлясье (Podlaska Wytwórnia Samolotów) PWS-42 или его конкурента из экспериментальных авиационных мастерских (Doświadczalne Warsztaty Lotnicze) RWD-25.
Первая информация об истребителе появилась в польской литературе лишь в конце 80-х годов благодаря исследованиям доктора Эдварда Малака (Edward Malak). Хотя до сих пор не известны все конструктивные детали этого проекта (или, скорее, проектов), и даже окончательный внешний вид всех вариантов (в некоторых публикациях (Анджей Гласс) можно встретить только чертежи воспроизводящие предполагаемый внешний вид первого проекта PZL-39. Также в книге у Анджея Гласса можно найти фото испытаний модели самолета в аэродинамической трубе.
Летно-технические характеристики PZL.39
Модификация | PZL-39/LWS-4 | ||
Габаритные размеры | н/д | ||
Масса, кг | |||
пустого | 760 | ||
взлетный | 1110 | ||
Максимальная скорость, км/ч | 400 | ||
Практический потолок, м | 1500 | ||
Боевой радиус, км | 420 | ||
Силовая установка | |||
тип двигателя | De Havilland "Gipsy Twelve" | Ranger V-770SS | PZL "Foka" |
мощность. л.с. | 1×420 | 1×350 | 1×450 |
общая мощность. л.с. | 420 | 350 | 450 |
Вооружение | 2×7,92-мм PWU wz. 33 | ||
Экипаж, чел. | 1 |
Список источников:
- источник: http://www.samoloty.ow.pl/str164.htm,
- http://menstream.pl/lotnictwo/pzl/pzl-39%253Blws-1%253Blws-4%253Blws-5,1367.html,
- http://pl.wikipedia.org/wiki/PZL.39.