Проект истребителя ВВП “136”. СССР
Презентую цветной профиль малоизвестного проекта советского боевого СВВП ОКБ Туполева.
В 1963–1964 годах в КБ производилась предварительная проработка проекта фронтового дозвукового истребителя вертикального взлета и посадки (ВВП). Работа проводилась в инициативном порядке по распоряжению А.Н. Туполева. В короткий срок в КБ было подготовлено предварительное техническое предложение по машине, получившей по КБ обозначение самолет "136" или Ту-136.
Для самолета "136" была выбрана компоновочная схема, аналогичная британскому проекту Hawker Siddeley P.1127 (предшественнике Harrier) и проекту КБ А.С. Яковлева "Як-В" (Як-36): высокоплан с небольшим треугольным крылом малого удлинения.
Полумонококовый фюзеляж и лонжеронное крыло с закрылками. Двигатель с поворотными соплами размещался в центральной части фюзеляжа. Подобная компоновка силовой установки обусловила применение велосипедного шасси с одноколесной носовой и двухколесной задней опорой. Крыльевые опоры убирались против направления полета в обтекатели. Конструкция планера была типичной для самолета тех лет. Крыло с переменной стреловидностью по передней кромке: в корневых частях 60°, в консольных – 45°. Полукруглый нерегулируемый воздухозаборник располагался в носовой части фюзеляжа под большим обтекателем РЛС. Экипаж – один человек.
Основные проектные геометрические данные самолета "136":
- – длина самолета – 11,8 м;
- – размах крыла – 5,12 м;
- – высота самолета – 2,5 м.
По проекту были подготовлены предварительные материалы и тактическая модель, которые были представлены ВВС. Дальнейшего развития проект не имел, хотя самолет мог стать конкурентом самолетам вертикального взлета и посадки (СВВП) Як-36М для ПКР серии 1143 «Киев» ВМФ СССР.
- С уважением, Сергей Сыч
- Рисунки: Сергей Сыч
- Проекты самолетов СССР.
- https://alternathistory.ru/blogs/serg
Источники информации: Владимир Ригмант. Под знаками”АНТ”и "ТУ” // Авиация и космонавтика 1999-11