1

История маневренного биплана И-15 (ЦКБ-3) началась в период работы Н.Н. Поликапова на должности начальника бригады № 3 объединенной проектной организации — конструкторского бюро Всесоюзного авиационного объединения (ОКБ ВАО). В мае 1932 г. бригада № 3 укрупняется, ее руководителем назначают П.О. Сухого, а Поликарпова определяют к нему одним из заместителей. В этот период возобновляется проектирование биплана И-13 и активизируется работа по истребителю монопланной схемы И-14. По плану эти самолеты предполагалось выпустить к середине 1933 г. И-13 планировался под двигатель жидкостного охлаждения М-32 ( мощность 600/750 л.с.) конструкции В.М. Яковлева, И-14 — под звездообразный мотор воздушного охлаждения М-38, разрабатываемый Ф.В. Концевичем.

Основные усилия бригады № 3 были направлены на создание истребителя-моноплана Сухого И-14, в котором реализовались основные идеи и технологии, используемые в ЦАГИ: цельнометаллическая конструкция с использованием трубчатых ферменных конструкций и гофрированной обшивкой. Что касается предложений Поликарпова, настаивающего на использовании смешанной конструкции, то они не находят понимания у руководства. Мотор М-32 долго доводился и в итоге так и не пошел в серию.

Несмотря на это, конструктор продолжает реализацию своих замыслов и перерабатывает И-13 под двигатель воздушного охлаждения.

При выборе силовой установки ориентировались на английские двигатели «Бристоль» «Меркур» или американские «Райт» «Циклон». Поликарпов наиболее приемлемыми считал американские двигатели.

Взяв за основу схему истребителя И-13, Николай Николаевич существенно ее переработал. Двигатель жидкостного охлаждения М-32 заменил двигателем воздушного охлаждения «Циклон» фирмы «Райт» с кольцом Тауненда, в связи с чем серьезному изменению подверглась носовая часть фюзеляжа. Первоначально спроектированный нормальный центроплан крыла был затем выполнен по типу «чайка». Это уменьшало лобовое сопротивление и улучшало обзор. Вводя схему «чайки», Поликарпов хотел, наряду с улучшением аэродинамики, обеспечить истребителю наилучшую маневренность, особенно на глубоком вираже.

Самолет имел смешанную конструкцию, выклеенный из шпона фюзеляж и одностоечное шасси. Новшеством является закрытый фонарь кабины (так и не реализованный на практике) и убираемое шасси в одном из возможных вариантов. Кабина закрытая, со сдвигаемой назад крышкой фонаря.

Проект истребителя И-14а, Поликарпов. 1932г.

Разрабатывались и другие модификации машины И-14а, с мотором «Меркур» (И- 146), с убирающимся рычажным механизмом в борт фюзеляжа шасси (И- 14в). Ожидаемые летные характеристики последнего были вполне созвучны с характеристиками моноплана Сухого И-14:

двигатель.. М-38

высота применения.. 5000

скорость горизонтальная, км/ч

              Н=5000 м.. 330

              Н=4000 м.. 335

              Н=2000 м.. 300

скороподъемность, мин.

              Н=2000 м.. 3

              Н=4000 м.. 5,8

              Н=5000 м.. 7,8

              Н=7000м.. 11,0

потолок, м.. 9500-10000

скорость посадочная, км/ч.. 95

дальность практическая при V=260 км/ч, км.. 500

полезная нагрузка, кг.. 410

боевая нагрузка, кг.. 210

вес горючего и масла, кг.. 200

вооружение.. 2хПВ-1 (стрельба через винт)

В этих проектах Николай Николаевич придерживался идеи «модульной конструкции», которая при минимуме затрат позволяла создать машины разного назначения.

При рассмотрении вариантов перспективных самолетов новый проект истребителя Н. Поликарпова, обещавший высокую маневренность и скороподъемность, заинтересовал руководство армии и промышленности, поэтому его разработку решили продолжить 8 декабря 1932 г. на специальном совещании деревянный макет поликарповского биплана И-14а рассматривался одновременно с макетом моноплана И-14 конструкции П. О. Сухого.

Руководил совещанием заместитель начальника ВВС Яков Алкснис, который предложил строить обе машины.

Проект истребителя И-14а, Поликарпов. 1932г.

Одновременно на И-14а отказались от убираемого шасси и закрытого фонаря по причине вероятных технических затруднений. Самолет предлагалось именовать в дальнейшем И-15 и строить как тип высокоманевренного истребителя, у которого все подчинялось основному летно-тактическому требованию — высокой маневренности и скороподъемности.

С уважением, Сергей Сыч

Рисунки: Сергей Сыч

Проекты самолетов СССР.

https://alternathistory.ru/blogs/serg

Serg
Подписаться
Уведомить о
guest

12 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account