Проект истребителя Airspeed AS.31. Великобритания
Данный материал, показывающий немецкий взгляд на проект британского истребителя Airspeed AS.31, был переведен уважаемым коллегой NF и немного доработан мной. Перевод был выполнен в сентябре 2015 года.
В середине 30-х годов большое внимание привлекли к себе два проекта самолетов-истребителей: французский тандемный двухместный Delanne-Tandem и одноместный британский Airspeed AS.31. Оба типа были тщательно разрекламированы, и если принимать на веру все появившиеся в то время газетные сообщения об этих самолетах, то они на территории Европы и за ее пределами просто не имели соперников – настолько заметно превосходили всех конкурентов.
Опытный истребитель Delanne-Tandem был построен после того, как был изготовлен и испытан легкий экспериментальный самолет, созданный для отработки и проверки концепции машины нового типа. Всего были построены два прототипа этого самолета-истребителя, один из которых попал в аварию. Второй самолет после разгрома Франции попал в руки к немецким специалистам, которые его тщательно исследовали. Вскоре выяснилось, что в отличие от более ранних сведений этот самолет был оснащен неубирающимися основными стойками шасси, представлявшими собой рамную конструкцию, а его заявленные летные характеристики были очень сильно завышены. Delanne-Tandem выглядел слишком необычно, и в этом он был намного впереди проекта одноместного британского истребителя Airspeed AS.31.
Проект истребителя Airspeed AS.31
В проекте этого одномоторного самолета сам фюзеляж должен был отсутствовать, а пилот должен был размещаться в экстремально широком киле. Крыло и стабилизатор должны были быть связаны между собой двухбалочной конструкцией. Разработчики надеялись, что на этой необычной машине удастся значительно снизить завихрения потока воздуха, создаваемого воздушным винтом, и таким образом снизить общее аэродинамическое сопротивление и сопротивление трения. Помимо этого конструкторы надеялись резко улучшить обзор пилоту. Летчик должен был размещаться в хвостовой гондоле достаточно высоко, и его сиденье можно было бы регулировать по высоте.
Необычным на этом британском боевом самолете должно было стать шасси с очень широкой колеей. Основные стойки шасси должны были убираться в крыло в сторону осевой линии машины, а хвостовое колесо убиралось бы назад в гондолу, в которой располагался пилот.
Топливо, масло, баллоны с кислородом, радиатор и вооружение должны были размещаться в толстом свободнонесущем крыле. Вооружение должно было быть стандартным и состоять из 8 пулеметов Browning, размещённых в консолях крыла вне зоны ометания воздушного винта. На консолях крыла снаружи от хвостовых балок должны были размещаться большие по длине элероны; закрылки должны были находиться между хвостовыми балками.
Данный проект был разработан в рамках задания, выданного Министерством авиации, и содержал в себе много идей, которые можно найти в британском патенте 470.650 от 1937 года. Заявку на данный патент подали компания Airspeed (1934) Limited и работавший на компанию и разработавший множество проектов инженер-конструктор Альфред Херзель Тилтман (Alfred Hersel Tiltman).
Компания Airspeed Ltd. была основана в феврале 1931 года и переименована после слияния в августе 1934 года с известной кораблестроительной компанией Swan, Hunter & Wigham Richardson Ltd. В результате компания получила новое название Airspeed (1934). Компания просуществовала примерно двадцать лет и построила около дюжины типов самолетов. Машины компании имели передовые конструкторские решения и обладали очень высокими летными характеристиками. Однако часто проекты компании Airspeed были довольно необычными, что особенно касается данного проекта. Из машин компании Airspeed стоит упомянуть AS.5 Courier (убирающееся шасси и протектированный топливный бак), AS.6 Envoy, построенные в большом количестве двухмоторные учебные самолеты Oxford и грузовые планеры Horsa.
Таким образом, до появления в 1935-36 годах проекта необычного истребителя AS.31 компанией Airspeed был разработан и создан целый ряд удачных самолетов. Насколько пригоден был проект истребителя AS.31?
Рис. 1 Проект одноместного самолета-истребителя Airspeed AS.31 в камуфляжной окраске «shadow shading» (противотень), которая использовалась в Британии незадолго перед началом Второй Мировой войны
Условия обзора
Для самолета-истребителя обзор имеет решающее значение. Когда разрабатывали проект Airspeed AS.31, было решено, что пилот одноместного истребителя может иметь хороший обзор в пределах 10-15° относительно продольной оси вперед и вниз и 70-80° в каждую сторону и вперед-вверх без изменения положения сиденья пилота. У самолетов, построенных по обычной схеме, пилот находится примерно в той же точке, где располагается центр тяжести самолета, сразу за двигателем. На AS.31 пилот должен был располагаться в киле, и перед ним находилось бы крыло самолета. Это очень усложняло бы взлет и посадку, поскольку обзор во время выполнения этих сложных операций был бы очень плохим. Вследствие этого возникла необходимость установить сиденье пилота немного повыше. Сиденье было сделано подобным лифту, что улучшило обзор, но вероятно не настолько хорошо, как у самолета, построенного по нормальной схеме, и уж тем более не лучше, в чем убеждали в компании Airspeed.
Рис. 2 Представление обзора пилота AS.31 во время полета, при взлете и посадке. Мертвые углы от элементов конструкции самолета перед пилотом были бы весьма значительными
Рис. 3 Хвостовая гондола самолета AS.31 с регулируемым по высоте сиденьем и убирающимся хвостовым колесом. Вопрос: где находится руль направления?
Сиденье пилота в хвостовом оперении
Размещение пилота в хвостовом оперении ранее предлагалось неоднократно. В статье «Самолёты с валообразными крыльями» («Flugzeuge mit Walzenflügeln», Luftfahrt International № 22) упомянут изобретатель Тебрие (Thebrie; предположительно его можно называть Thebis), который предложил подобное расположение пилота. Как уже было известно, подобное размещение пилота имело серьезный недостаток, поскольку на летчика значительное воздействие оказывали резкие нагрузки, возникающие из-за ускорений при изменении направления полета, так как пилот находился далеко от центра тяжести самолета.
Отсутствие руля направления
Еще одной особенностью вертикального оперения AS.31 – если за него принимать гондолу, в которой должен был размещаться пилот, – было отсутствие руля направления. Каким образом можно было осуществлять управление самолетом по курсу (Seitensteuerung), можно разглядеть на чертеже, приложенном к патенту.
Сравнение AS.31 с истребителями Spitfire и Hurricane показывает, что проект, предложенный компанией Airspeed, имеет значительно меньшие размеры, хотя на всех этих самолетах устанавливали один и тот же мотор: двенадцатицилиндровый авиационный двигатель Rolls-Royce Merlin E, который в то время развивал мощность 880 л.с.. По своим размерам и площади крыла AS.31 более всего соответствовал ранним вариантам Bf-109, но мог ли этот самолет иметь такие же летные характеристики, как у немецкого истребителя – остается неизвестным.
Источники:
- UK Patent 470.650 Improvement in or relating to aircraft, angemeldet am 25. 2. 1936
- Taylor, H. A. «Airspeed Aircraft since 1931» Verlag Putnam, London, 1970.
Чертежи:
- Изображение в изометрии: Werner Granzeier, Jork.
- Изображения в трех проекциях и боковые изображения: Dipl.-Ing. H. J. Lindstädt.
Краткое описание проекта истребителя AS.31
Проект истребителя AS.31 был разработан компанией Airspeed (1934) Ltd. в 1935-36 годах.
Рис. 4 Схемы общего вида разработанного в 1935-36 гг. проекта истребителя Airspeed AS.31
Истребитель Airspeed AS.31 должен был представлять собой одноместный среднеплан со свободнонесущим крылом, убирающимся шасси и V-образным двенадцатицилиндровым двигателем Rolls-Royce Merlin E мощностью 880 л.с.
Несущие плоскости
Крыло самолета должно было быть неразъемным и свободнонесущим. Крыло имело трапециевидную форму, прямую заднюю кромку, незначительное поперечное V и толстый профиль. В крыле должны были располагаться топливные и масляные баки, баллоны с кислородом, радиатор двигателя и вооружение. Закрылки должны были находиться на нижней поверхности крыла между хвостовыми балками.
Фюзеляж
Фюзеляж как таковой отсутствует. Кабина пилота должна была находиться по оси симметрии самолета в гондоле, представлявшей собой вертикальное оперение.
Балки кабины и хвостового оперения
Две несущие балки должны были изготавливаться из металла и плавно переходить в верхние части крыла.
Шасси
Хвостовая стойка шасси должна была убираться в хвостовую гондолу. Обе основные стойки шасси убирались бы внутрь крыла и обладали бы очень широкой колеей.
Элементы системы управления
Элероны должны были находиться на консолях крыла. Рули высоты должны были оснащаться триммерами и размещаться по обеим сторонам от гондолы.
Вертикальное оперение отсутствовало.
Силовая установка
Силовая установка должна была состоять из двенадцатицилиндрового V-образного двигателя с водяным охлаждением Rolls-Royce Merlin E, развивавшего мощность 880 л.с. и вращавшего трехлопастный воздушный винт. Радиатор двигателя должен был быть расположен снизу. Воздухозаборники карбюратора должны были размещаться по обе стороны в корневых частях крыла.
Оборудование
В хвостовой гондоле должно было располагаться регулируемое по высоте сиденье пилота, которое для улучшения обзора в бою, при взлетах и посадках приподнималось бы подобно лифту.
Вооружение
Вооружение истребителя должно было состоять из восьми пулеметов Browning, расположенных в крыле вне зоны ометания воздушного винта.
Сравнение проекта AS.31 с другими самолетами-истребителями
| Spitfire | Hurricane | AS.31 | He 112 | Bf 109 |
Размах крыла, мм | 11 250 | 12 192 | 10 060 | 9100 | 9900 |
Длина, мм | 9150 | 9575 | 8990 | 9300 | 8700 |
Площадь крыла, м² | 22,5 | 23,88 | 18,1 | 17 | 16,4 |
Максимальная скорость, км/ч | 590 | 540 | ?? | 500 | 495/690 |
источник: «Ein unkonventioneller Jagdeinsitzer Airspeed AS.31» // Luftfahrt International № 26