Проект гидросамолета-разведчика PWS.60. Польша
Хочу выразить большую благодарность уважаемому коллеге redstar72 за помощь в редактировании данной статьи.
В связи с ожидаемым расширением и модернизацией дивизиона морской авиации (Morski Dywizjon Lotniczy) летом 1930 года командование ВМФ (Kierownictwo Marynarki Wojennej – KMW) обратилось к польской авиапромышленности с просьбой представить предложения общего характера относительно морских самолетов различных типов. В ответ на это 3 сентября компания Podlaska Wytwórnia Samolotów (PWS) предложила ряд тендеров на поставку различных типов военно-морских самолетов конструкции шведской компании SAAB, которые PWS планировала изготавливать по лицензии (компания обещала ежемесячно строить 5-6 самолетов в месяц, начав их выпуск через шесть месяцев после подписания контракта), а также собственную разработку – двухпоплавковый вариант легкого самолета PWS.52. На следующий день руководство компании получило от KMW ответ, в котором говорилось, что ВМФ Польши (Polska Marynarka Wojenna) интересуют только оригинальные проекты, разрабатывающиеся под двигатели, выпускаемые на отечественных заводах. Также в письме содержались общие спецификации для двух основных типов боевых поплавковых гидросамолетов, которые привели к разработке двух проектов: PWS.60 и PWS.61.
Первая спецификация предусматривала создание небольшого самолета (вес пустого порядка 1000 кг) с максимальной скоростью 200 км/ч, практическим потолком 4000 метров и дальностью полета 800 км. В ответ на эти требования компания PWS представила 13 октября 1930 года тендер №327 (Tender No.327), предлагавший поставку десяти оснащенных двигателями Wright/Skoda гидросамолетов PWS.60 по цене 145 000 злотых за каждый (примерно £6000), не включавшей стоимость вооружения, оборудования и выкатной тележки. Поставки должны были начаться в течение девяти месяцев после заключения контракта и завершиться в течение следующих пяти месяцев.
Ведущим конструктором по проекту стал инженер Збыслав Циолкош (Zbysław Ciołkosz). За образец, по всей вероятности, был взят немецкий морской разведчик Heinkel HD 30 (1928 г.) Однако PWS.60 был существенно меньше и легче немецкого самолёта (поскольку должен был оснащаться двигателем более чем вдвое меньшей мощности) и отличался от него в деталях.
Схема морского разведчика Heinkel HD 30
Морской разведчик Heinkel HD 30 на катапульте
Проект PWS.60 вступил в жестокую конкурентную борьбу с другими проектами двухпоплавковых гидросамолетов: PZL.9 (поплавковый вариант PZL Ł.2), PZL.15, Lublin R-XV и R-XIII. В итоге командование польского ВМФ выбрало последний самолет, который и пошел в серийное производство. В свою очередь PWS.60 не вышел из стадии чертежей.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
PWS.60 представлял собой проект двухместного гидросамолета-разведчика смешанной конструкции.
PWS.60 должен был стать одностоечным бипланом с равным размахом крыльев, установленных с выносом верхнего крыла и положительным поперечным V. Крылья гидросамолета должны были иметь деревянный силовой набор, основу которого составляли бы два лонжерона, и полотняную обшивку. Длина хорд крыльев должна была быть одинаковой за исключением округлых законцовок. Верхнее крыло соединялось бы с фюзеляжем перевернутыми V-образными кабанными стойками, а с нижним – двумя N-образными межплоскостными стойками. Нижнее крыло должно было соединяться с поплавками N-образными стойками. Элероны предполагались только на нижнем крыле и должны были занимать весь размах его консолей; при посадке они должны были отклоняться в одну сторону, выполняя функции закрылков. Общая площадь крыльев составила бы 36,7 м².
Фюзеляж гидросамолета должен был иметь округлое поперечное сечение и сварной каркас из стальных или дюралюминиевых труб; обшивка фюзеляжа должна была по большей части состоять из полотна.
Две открытые кабины должны были размещаться тандемом. В задней кабине планировались размещение съемного второго комплекта органов управления и монтаж кольцевой установки Скарффа с пулеметом.
Самолет должен был оснащаться полным комплектом электрооборудования, радиостанцией, фотокамерой и различным морским оборудованием, в том числе и якорем.
Поплавковое шасси должно было состоять из двух однореданных тупоносых деревянных поплавков, разделенных на несколько водонепроницаемых отсеков каждый и соединённых с бипланной коробкой посредством сложной системы стоек и подкосов, выполненных из стальных труб.
Силовая установка должна была состоять из девятицилиндровой «звезды» воздушного охлаждения Wright J.5 Whirlwind (220 л.с.), выпускавшейся по лицензии на польском заводе компании Skoda в Варшаве. Этот двигатель должен был вращать двухлопастный 2,6-метровый деревянный винт Шоманьского (Szomański).
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ [1]
Тип: PWS.60
Назначение: гидросамолет-разведчик
Экипаж: 2 человека
Силовая установка: один девятицилиндровый радиальный двигатель воздушного охлаждения Polskie Zakłady Skody (Wright) J.5 Whirlwind, развивавший мощность 220 л.с. и вращавший двухлопастный деревянный винт Шоманьского диаметром 2,6 метра
Размеры:
размах крыла 11,7 м
длина 8,5 м
высота 3,66 м
площадь крыльев 36,7 м²
Вес:
пустого 950 кг
с нормальной нагрузкой 1350 кг
удельная нагрузка на крыло 36,8 кг/м²
удельная нагрузка на мощность 6,1 кг/л.с.
Летные характеристики:
максимальная скорость на уровне моря 180 км/ч
минимальная скорость 72 км/ч
практический потолок 4000 м
- [1] расчетные заводские данные
источники:
- JERZY B. CYNK «POLISH AIRCRAFT 1893-1939», с. 459-461
- ANDRZEJ MORGAŁA «SAMOLOTY W POLSKIM LOTNICTWIE MORSKIM», с. 40
- http://www.samolotypolskie.pl/samoloty/2258/84/PWS-60
- http://www.secretprojects.co.uk/forum/index.php/topic,1471.msg158759.html#msg158759 (схема)