Проект боевого модуля Teledyne Low-Profile Turret (США)
Во второй половине двухтысячных годов США приняли на вооружение боевую машину M1128 MGS (Mobile Gun System). Характерной чертой этой машины, построенной на базе бронетранспортера Stryker, является оригинальный боевой модуль с орудием калибра 105 мм. Основное вооружение машины установлено на особой турели, вынесенной за пределы корпуса. Это позволило облегчить боевой модуль, а также повысить уровень защиты экипажа. Следует отметить, такой боевой модуль появился не сразу и разрабатывался не для машины M1128. Оригинальная башня для MGS является логическим продолжением проекта LPT, разрабатывавшимся несколькими структурными подразделениями конгломерата Teledyne Technologies в восьмидесятых годах.
Идея создания танка или самоходной артиллерийской установки с вынесенным вооружением давно привлекает внимание военных и конструкторов. Подобная компоновка боевого модуля сулит массу преимуществ, хотя и связана с рядом сложностей технического и технологического характера. Использование турели с орудием вместо «классической» башни позволяет облегчить бронемашину, уменьшить ее лобовую проекцию, понизив вероятность поражения, а также обеспечить более высокий уровень защиты экипажа и боекомплекта. Одновременно с этим требуется создать автоматическую систему заряжания орудия, а также комплекс средств для наблюдения за обстановкой и прицеливания.
Видя преимущества боевых машин без башни, специалисты компании Teledyne в середине восьмидесятых годов начали разработку проекта LPT (Low-Profile Turret – «Низкопрофильная турель»). Целью проекта была разработка боевого модуля с использованием новых автоматизированных систем, пригодного для установки на существующие и перспективные бронемашины. В частности, рассматривался вариант комплектации модулем LPT танков M60, Centurion и т.д. Предполагалось, что замена родных башен на блок LPT позволит как сохранить огневую мощь на прежнем уровне, так и повысить прочие характеристики за счет экономии веса.
Проект LPT предлагал демонтировать с модернизируемого танка родную башню и ставить новый боевой модуль на имеющийся погон. Архитектура модуля позволяла разрабатывать различные варианты, пригодные для использования с танками разных типов. При этом общая компоновка боевого модуля LPT оставалась одинаковой.
Для установки на стандартный погон модуль имел круглую опорную платформу (заодно являвшуюся крышей обитаемого объема), к которой предлагалось крепить все агрегаты. На верхней ее поверхности должна была располагаться пушка в специальной установке, а на нижней предлагалось крепить подбашенную корзину со всеми необходимыми агрегатами. Таким образом, командир, наводчик и боекомплект переносились внутрь корпуса машины, а за его пределами оставались только орудие и механизмы наведения, защищенные броневым кожухом.
В подбашенном пространстве боевого модуля должны были размещаться рабочие места экипажа и боекомплект. Командира и наводчика предлагалось поместить справа и слева от оси корпуса соответственно. По центру подбашенной корзины, со сдвигом к корме, разместили механизмы автоматики заряжания. Командир и наводчик должны были получить собственные люки в крыше обитаемого отделения, а также набор приборов для наблюдения и управления огнем.
Боевой модуль LPT предполагалось оснастить самым современным прицельным оборудованием. Так, наводчик должен был использовать двухканальный (дневной и ночной) прицел с передачей видеосигнала на монитор, установленный на его пульте. При необходимости сигнал с прицела мог передаваться и командиру. Развитие технологий и военной электроники позволяло использовать в составе системы управления огнем (СУО) современные цифровые блоки. Для наблюдения за обстановкой командиру полагался перископический прибор, установленный на его люке. Несмотря на использование вынесенной турели с орудием, командирский перископ, по расчетам, обеспечивал обзор сектора шириной 330°. Перекрывалась лишь небольшая зона слева сзади, где находились крепления орудия.
Проект Low-Profile Turret разрабатывался с целью переоснащения устаревающих танков, что сказалось на составе вооружения боевого модуля. В качестве «главного калибра» была выбрана нарезная пушка M68A1 калибра 105 мм. Орудие предлагалось оснастить дульным тормозом и противооткатными устройствами. Такая артиллерийская установка должна была устанавливаться в качающейся турели, смонтированной на крыше боевого модуля. Из-за выбранной компоновки на турели предусматривались агрегаты системы автоматического заряжания и выброса стреляных гильз.
Большой интерес представляет автоматика заряжания, предложенная специалистами компании Teledyne. Весь боекомплект танка предлагалось помещать внутри бронекорпуса. Снаряды должны были покидать его пределы только при подготовке к выстрелу. Из нескольких вариантов автомата заряжания были выбраны механизмы револьверного типа. Внутри обитаемого объема расположили барабан с 9 ячейками для унитарных снарядов. За барабаном имелось подающее устройство, вынимавшее снаряд из барабана и поднимавшее в турель, на линию досылания. Далее снаряд автоматически помещался в камору, и орудие было готово к выстрелу. После выстрела гильза должна была выбрасываться через люк в кормовой части турели.
Система управления автоматом заряжания должна была обеспечивать поиск и заряжание снаряда нужного типа по команде наводчика или командира. Механизмы позволяли не только заряжать оружие и выбрасывать гильзы, но и при необходимости извлекать снаряд из каморы и возвращать его в барабан. Использованная автоматика могла обеспечивать скорострельность на уровне 10 выстрелов в минуту.
Размеры боекомплекта пушки M68A1 зависели от свободных объемов, которые можно было отдать под размещение снарядов. Предполагалось, что после освобождения ячеек в барабане экипаж должен будет вручную укладывать в них боеприпасы необходимого типа.
Помимо пушки на турели предлагалось монтировать спаренный пулемет M240 калибра 7,62 мм с боекомплектом 1000 патронов. По желанию заказчика командирская башенка могла комплектоваться турелью с пулеметом M240 или M60 винтовочного калибра, крупнокалиберным M2HB или автоматическим гранатометом калибра 40 мм.
Известно о разработке двух вариантов боевого модуля LPT, предназначенных для установки на бронетехнику различных типов. Они известны под условными названиями Light («Легкий») и Heavy («Тяжелый»). Основные отличия этих модификаций заключались в габаритах, массе и некоторых других параметрах. Состав вооружения, оборудования и экипажа были одинаковыми.
Легкий вариант Low-Profile Turret предназначался для установки на танки с диаметром погона 1,85 м и весил 4354 кг. Максимальный диаметр крыши этого модуля достигал 2,08 м, диаметр подбашенной корзины – 1,59 м. Электрический привод мог вращать такой боевой модуль со скоростью до 40 град/с.
LPT Heavy предлагалось устанавливать на танках с диаметром погона 1,93 м. Такой боевой модуль имел массу 5806 кг. Максимальный диаметр крыши составлял 2,28 м. Крупнее была и подбашенная корзина диаметром 1,69 м. Ввиду увеличения массы в сравнении с вариантом Light тяжелый модуль мог вращаться со скоростью до 35 град/с.
Несмотря на достаточно большой вес, оба варианта боевого модуля LPT были заметно легче танковых башен классической конструкции. Эту особенность разработки планировалось использовать в продвижении нового продукта. Так, танк Т-54/55 с LPT должен был весить на 2,2 т меньше, чем с родной башней, а для британской машины Centurion выигрыш в массе достигал 5 т.
Кроме того, предлагаемый боевой модуль и оснащенные им танки должны были иметь следующие положительные черты, способные стать преимуществами перед существующей техникой:
— меньшая лобовая проекция, сокращающая вероятность поражения;
— уменьшение веса, которое можно использовать для повышения уровня защиты за счет навесного бронирования;
— сокращение экипажа за счет отсутствия необходимости в заряжающем;
— перенесение экипажа и боекомплекта внутрь защищенного корпуса.
Тезис о повышении живучести за счет меньшей вероятности попадания в лобовую поверхность иллюстрировался любопытной схемой. На ней сравнивались габариты двух танков M60, один из которых оснащался модернизированной башней с дополнительным бронированием, а второй – боевым модулем LPT. По подсчетам специалистов, 70% попаданий в танк происходит из передней полусферы, из сектора шириной 60° по азимуту. По 12% попаданий приходится на борта корпуса и 6% на корму. При прицеливании по крыше корпуса 65% попаданий приходится на башню и 33% на корпус, а ниже условной линии на высоте 1 метр над землей попадают лишь 2% снарядов. На представленной схеме прекрасно видно, как отличается лобовая поверхность двух танков в зоне наибольшего риска.
Еще одно любопытное сравнение от компании Teledyne касалось стоимости модернизации танков с помощью боевого модуля LPT и путем доработки в соответствии с другими проектами. В таблице указывалось, что «традиционные» проекты модернизации подразумевают замену или обновление СУО, вооружения, ходовой части, силовой установки и ряда других систем. В случае с танком M60 такая модернизация обходится в 1,465 млн долларов. Установка дополнительного бронирования и необходимая доработка ходовой части стали поводом для появления забавной шутки. На рисунке, приложенном к таблице, передние опорные катки модернизированного танка «думают», что бронемашине нужно сесть на диету, а силовая установка совсем не рада появившейся на пути горке.
Установка боевого модуля LPT, в свою очередь, не требует устанавливать новое вооружение или СУО (поскольку они идут в комплекте с остальными агрегатами), однако позволяет усилить бронирование корпуса. Кроме того, ввиду экономии веса не требуются доработки силовой установки и ходовой части. В результате модернизация с использованием боевого модуля LPT обойдется заказчику гораздо дешевле иных проектов.
Известно, что было построено несколько макетов и прототипов боевого модуля Low-Profile Turret. Эти модули использовались в различных испытаниях на базе шасси нескольких типов. Отрабатывалось использование LPT на танках M60, Centurion и некоторых бронемашинах иных типов. Несмотря на все усилия, предлагаемый боевой модуль не заинтересовал потенциальных заказчиков. Эксплуатанты танков, способных нести модуль LPT, предпочитали модернизировать свою технику при помощи менее смелых и революционных разработок.
Уже после завершения работ по проекту LPT, закрытому ввиду отсутствия интереса со стороны заказчиков, одно из подразделений компании Teledyne, занятое в проекте, было продано концерну General Motors. В начале двухтысячных годов там вспомнили про оригинальный проект и решили использовать его при создании комплекса вооружения для перспективной самоходной артиллерийской установки Stryker MGS.
В основных чертах боевой модуль машины MGS повторяет конструкцию LPT, однако имеет некоторые отличия. Так, в новой версии боевого модуля используется 105-мм орудие M68A2. Кроме того, изменена компоновка агрегатов, расположенных внутри корпуса. Барабан автомата заряжания был перенесен из средней части подбашенной корзины в корму корпуса, на место десантного отделения базового БТР. Доработан комплекс радиоэлектронного оборудования и внесены изменения в состав прицельных устройств.
В настоящее время боевая машина M1128 Mobile Gun System активно эксплуатируется вооруженными силами США для огневой поддержки подразделений. На данный момент она является единственным носителем боевого модуля, разработанного с использованием идей и решений проекта Teledyne Low-Profile Turret. По ряду причин в изначальном виде этот проект не смог никого заинтересовать. Однако после некоторых доработок оригинальная башня с вынесенной установкой оружия все же смогла найти свое место на современной военной технике.
По материалам сайтов:
- http://tanksandafv.blogspot.ru/
- http://jedsite.info/
- http://tank-net.com/forums/
- http://andrei-bt.livejournal.com/
Источник: http://topwar.ru/67579-proekt-boevogo-modulya-teledyne-low-profile-turret-ssha.html