Преждевременный шаг в будущее. «Телеграфные истребители» Halberstadt D.II
Ровно 105 лет назад, 21 марта 1916 года впервые взлетел «Хальберштадт» D.II — первый серийный истребитель специальной постройки, спроектированный в Германской империи, первый в Германии истребитель бипланной схемы и первый немецкий истребитель с двигателем водяного охлаждения.
Вскоре этот самолет сменил на Западном фронте Первой мировой войны морально устаревшие «Айндеккеры», но еще через год он сам был заменен более совершенным «Альбатросом». В те времена авиатехника прогрессировала молниеносно, и истребители превращались в «древнюю рухлядь» и отправлялись на свалку буквально через год-два после их создания.
Сейчас такие темпы сложно себе представить, но вернемся к «Хальберштадту». Этот небольшой одноместный аэроплан длиной 7,3 метра с размахом верхнего крыла 8,8 метра весил 520 кг (взлетный вес — 730 кг) и был оснащен шестицилиндровым рядным мотором «Мерседес» D-II мощностью 120 л.с. Вооружение состояло из одного синхронного пулемета «Шпандау» с ленточным питанием.
На испытаниях он развивал скорость 150 км/ч, набирал высоту 4000 м, а дальность полета составляла 250 км. Летчики отмечали хорошую маневренность и достаточную прочность конструкции, позволявшие выполнять все фигуры высшего пилотажа и пикировать под крутым углом. Такие данные сочли вполне приемлемыми и «Хальберштадт» запустили в серийное производство.
Всего было построено 65 экземпляров «Хальберштадта» D-II, 50 «Хальберштадтов» D-III с моторами «Аргус», а также — 57 «Хальберштадтов D-V, отличавшихся незначительными конструктивными изменениями. 31 из них немцы поставили своему союзнику — Османской империи, где на них летали немецкие летчики, зачисленные в штат турецких ВВС.
«Хальберштадты» неплохо проявили себя на фронте, несколько немецких пилотов заслужили на них титул асов. Однако наиболее интересный, на мой взгляд, факт в биографии этой машины связан с тем, что «Хальберштадт» D-II стал первым в мире радиофицированным истребителем. Осенью 1916 года в Германии сформировали экспериментальный авиаотряд FT-Versuchsabteilung, состоящий из перехватчиков, оснащенных радиостанциями.
Однако это были не привычные нам радиотелефоны, а радиотелеграфные аппараты, в которых связь осуществлялась посредством азбуки Морзе. «FT» в названии отряда расшифровывалось как Funk-Тelegrafie — радиотелеграф. Компактных радиотелефонов с голосовой связью тогда еще не было.
На самолете командира отряда стоял приемопередатчик с генератором, работавшим от двигателя, весивший 30 кг и обладавший радиусом действия в несколько десятков километров. Он предназначался для приема сигналов с земли. А на машинах его подчиненных имелись только приемники, весившие по 12 кг, с помощью которых летчики принимали команды своего шефа. Разумеется, в этот отряд набрали пилотов, умевших на слух, через наушники, воспринимать и «на лету» расшифровывать «морзанку», а командир умел виртуозно работать в полете телеграфным ключом.
Подразделение предназначалось для перехвата вражеских разведчиков и бомбардировщиков по наводке с наземных наблюдательных пунктов, оснащенных радиостанциями, которые передавали командиру координаты цели и корректировали курс, а он, в свою очередь, транслировал команды ведомым и давал им собственные указания (например — возвращаться на аэродром).
К сожалению, о боевых успехах «телеграфных истребителей» ничего не известно. Возможно, их и не было, поскольку оборудование работало ненадежно, а летчики далеко не всегда правильно распознавали команды. В начале 1917 года FT-Versuchsabteilung был расформирован. Идея, опередившая свое время почти на четверть века и не имевшая адекватного оборудования для своего воплощения, оказалась невостребованной.
Но во времена Второй мировой войны, уже на новом техническом уровне, к этой идее вернулись и тогда она показала блестящие результаты. Однако это уже совсем другая история.