Предки Mosquito. Часть 2 Проект скоростного невооруженного среднего бомбардировщика Handley Page P.13/36. Великобритания

1

Часть I

В мае 1937 года главный конструктор компании Handley Page Джордж Рудольф Волкерт (George Rudolph Volkert) завершил двадцатистраничный документ под названием «Меморандум о бомбардировочной политике и ее влияние на конструкцию самолета» (A Memorandum on Bombing Policy and Its Influence on Design). Данный меморандум был подготовлен, возможно, в ответ на позицию отдела исследований и разработок Министерства авиации (Air Ministry's Research & Development department), попытавшегося оценить преимущества бомбардировщика, который не должен нести оборонительного вооружения, — предмет, в котором Волкерт чувствовал себя наиболее уверенно. Он начал доклад, заявив, что

«резкий пересмотр существующих концепций является необходимостью, если могут быть получены предельные значения летных характеристик и разрушительной силы».

В части 1 меморандума была проведена оценка современных боевых действий в воздухе и конструкций бомбардировщиков. С точки зрения нанесения бомбовых ударов были отмечены несколько вопросов, а именно:

«необходимость обеспечения защиты от нападения со всех возможных направлений … привело [в Великобритании] к почти всеобщей установке носовой и хвостовой турелей и экипажу из четырех или пяти человек».

Волкерт отметил, что

«наиболее эффективным бомбардировщиком является тот, который может наносить максимальные разрушения с наименьшими экипажем и наиболее простым оборудованием»

и добавил, что

«все остальное должно быть принесено в жертву максимальной скорости, без которой теряются как максимальный элемент неожиданности, так и наибольшие гарантии безопасности экипажа. Именно когда успех бомбардировщика зависит от внезапности нападения и эффекта неожиданности, его оборона должна полагаться на высокую скорость, большую высоту и плохую видимость».

Он также считал, что скоростной невооруженный бомбардировщик мог

«вплотную приблизиться к аэродинамическому идеалу»,

в то время как истребитель

«в этом плане стоит существенно ниже из-за наличия вооружения, прицела и т.п., а также из-за необходимости обеспечения пилоту широкого поля обзора».

В части 2 меморандума Джордж Волкерт представил проект невооруженного бомбардировщика в качестве сравнения с существующей спецификацией P.13/36, требовавшей средний бомбардировщик. Одним из вопросов было то, что при применении вооруженных бомбардировщиков многим тщательно обученным членам экипажей придется рисковать своими жизнями, чтобы защитить своих летчиков и штурманов, когда самолет будет пролетать над целью со скоростью как минимум на 22 миль/ч (35 км/ч) медленнее, чем у невооруженных машин. Вследствие меньшей скорости вооруженным бомбардировщикам придется больше времени на нахождение в воздухе. Проект Волкерта обладал практически идеальной аэродинамикой фюзеляжа с «остроконечными» носовой и хвостовой частями, гладкой внешней поверхностью и убирающимся шасси.

Удаление оборонительного вооружения, стрелков и турелей значительно увеличило бомбовую нагрузку и сделало самолет гораздо более маневренным и безопасным для полетов. Проект имел гораздо более простую конструкцию, чем машины, создававшиеся по спецификации P.13/36. Вся бомбовая нагрузка располагалась в фюзеляже, оставляя крыло, относительная толщина которого была уменьшена с 21% до 18%, для размещения топлива и шасси. Самолет должен был стать дешевле, проще и легче в производстве, чем оснащенные оборонительным вооружением машины, создававшиеся по спецификации P.13/36.

Невооруженная машина могла нести 3000 фунтов (1361 кг) нормальной бомбовой нагрузки вместо требуемых спецификацией 1000 фунтов (454 кг), должна была иметь на 1165 фунтов (528 кг) меньший общий полетный вес (24608 фунтов [11162 кг] против 25773 фунтов [11691 кг]), более высокую крейсерскую скорость (300 миль/ч [483 км/ч] против 278 миль/ч [447 км/ч]), меньшие длины разбега и пробега и на 7,5% сокращенное время пролета расстояния в 1000 миль (1609 км). Данные с равной бомбовой нагрузкой были еще более впечатляющими.

Предки Mosquito. Часть 2 Проект скоростного невооруженного среднего бомбардировщика Handley Page P.13/36. Великобритания


схемы высокоскоростного невооруженного бомбардировщика Handley Page P.13/36, Handley Page Association

15 июля директор по авиационным исследованиям-3 (Research Director Aircraft 3 — RDA3) капитан Липтрот (Captain Liptrot) завершил оценки, и его расчеты показали, что максимальная скорость этого бомбардировщика, в конечном счете, может превысить соответствующий параметр Spitfire-а — самого скоростного на то время истребителя, что делало проект Handley Page защищенным от атак любого одноместного истребителя. Аргументы Липтрота и Волкерта дали серьезную поддержку мнению, что

«ликвидации оборонительного вооружения необходимо уделить самое серьезное внимание».

Липтрот признал контраргумент, что при разработке самолетов всегда будет стадия, когда будут истребители с более высокими характеристиками, чем у находящихся в эксплуатации бомбардировщиков. Однако, как указывал он, 

«в течение многих лет»

на любом этапе развития максимально возможная разница в характеристиках истребителя и бомбардировщика не может превышать 15% и поэтому когда на вооружении находится бомбардировщик с максимальной скоростью 350 миль/ч (563 км/ч) самый лучший истребитель из числа имеющихся не может иметь максимальную скорость свыше 400 миль/ч (644 км/ч). Однако, как продолжал Липтрот, существуют другие факторы как время патрулирования и продолжительность полета. Он сознательно применил провокационный подход, так как знал, что конструкции будущих истребителя и бомбардировщика Королевских ВВС будут иметь решающее значение для выживания страны.

Аргументы были признаны, и 26 июля 1937 года начальник управления технических разработок (Director of Technical Development — DTD) Р.Х. Верни (R. H. Verney) дал концепции свою поддержку. Командующий бомбардировочной авиацией (Бомбардировочное командование) Королевских ВВС главный маршал авиации (генерал-полковник авиации) Э.Р. Ладлоу-Хьюитт (CinC Bomber Command, Air Chief Marshal E R Ludlow-Hewitt) также поддержал идею и 23 апреля 1938 года дал свое согласие, но отметил, что 

«термин «невооруженный» я считаю неуместным. Мы нуждаемся не в невооруженном, а скоростном бомбардировщике».

В августе 1937 года помощник начальника штаба Королевских ВВС (Assistant Chief of the Air Staff — ACAS) У. Шолто Дуглас (W Sholto Douglas) писал заместителю начальника штаба Королевских ВВС (Deputy Chief of the Air Staff — DCAS), запрашивая поддержку для бомбардировщика меньшего типа, но заместитель начальника управления оперативных потребностей (Deputy Director of Operational Requirements — DDOR) был против этой концепции. 5 декабря 1938 года начальник штаба Королевских ВВС согласился с тем, что спецификация должна быть написана, а прототипы построены.

Однако по сравнению с 7 августа в управлении оперативных потребностей было заявлено, что

«предположение, что любое значительное увеличение скорости может быть получено частичной ликвидацией его оборонительного вооружения, является ненадежным … в военное время «скоростной» бомбардировщик при сравнении его со «стандартным» не покажет существенной экономии в производстве, обслуживании, боевом применении, количестве летного состава и потерях».

В управлении оперативных потребностей пришли к выводу, что по всем существенным показателям «скоростной» бомбардировщик не имеет достаточных преимуществ по сравнению со «стандартным», что делает его ускоспециализированным самолетом с ограниченным боевым применением.

Незадолго до начала Второй Мировой войны — 7 августа 1939 года —  Ладлоу-Хьюитт писал

«я убежден, что разработка бомбардировщика с максимально возможно скоростью — вне зависимости от его размеров — это проект, к которому нужно приступить, чтобы в случае необходимости иметь бомбардировщик такого типа».

Он считал, что проект

«не может быть отложен и должен получить максимальный приоритет».

Неделю спустя помощник начальника штаба Королевских ВВС Шолто Дуглас заявил, что ему не нравится идея невооруженного скоростного бомбардировщика, поскольку не верит, что этот самолет будет обладать достаточными летными характеристикам в течение длительного времени. Однако, по мнению Шолто Дугласа было мудрой предосторожностью поощрить управление технических разработок продолжить производство прототипа Blackburn B.28 — высокоскоростного бомбардировщика новой конструкции, разрабатывавшегося на собственные средства компании.

Вышеприведенный абзац хорошо показывает, что на ранней стадии идея высокоскоростного невооруженного бомбардировщика имела больше поддержки, чем это обычно признается. Тем не менее, проект компании Handley Page не был воплощен и металле. Хотя меморандум Волкерта в большей степени был сосредоточен на принципах и идеях, а не на техническом проектировании, компания Handley Page и ее конструкторы сыграли важную роль во введение типа скоростных бомбардировщиков в состав Королевских ВВС.

К середине 1939 года обсуждения перешли к некоторым предложениям компании de Havilland, которая в конечном итоге выполнила надежды по созданию скоростного бомбардировщика.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: скоростной бомбардировщик

Экипаж: 2 человека

Силовая установка:

тип двигателя 2×Vulture
мощность 2×1750 л.с.
общая мощность 3500 л.с.

Размеры:

размах крыла 88 фт 6 дйм (27,0 м)
длина 71 фт 6 дйм (21,8 м)
общая площадь крыла 988 фт² (91,9 м²)

Вес:

максимальный* 24608 фнт (11162кг)

Летные характеристики:

максимальная скорость на высоте 34000 футов (10363 м) 380 миль/ч (611 км/ч)
максимальная скороподъемность на высоте 15000 футов (4572 м) 3500 фт/мин (1067 м/мин)

Вооружение: 7000 фунт (3175 кг) бомб


* — с 3000 фунтами (1361 кг) бомб

источник: TONY BUTTLER «BRITISH SECRET PROJECTS. FIGHTERS & BOMBERS 1935-1950»

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account