Правда ли? Гитлер создал межконтинентальные ракеты
Данный материал выкладывается на сайт из блога коллеги youroker-а на сайте warhead.su.
Содержание:
В конце пятидесятых годов СССР и США создали первые межконтинентальные ракеты: Р-7, SM-65 «Атлас» и SM-62 «Снарк». Но любители Третьего рейха заявляют, что гениальные немецкие учёные разработали МБР ещё во время войны, и лишь счастливое стечение обстоятельство спасло Нью-Йорк от ракетного обстрела. Правда это или очередная выдумка — попробуем разобраться.
Ракета, которой не было
Говоря о МБР Третьего рейха, в первую очередь всегда вспоминают ракету А-9/А-10 (Aggregat 9/Aggregat 10). Иначе чем Amerika-Rakete этот проект не называют, ведь, согласно легенде, именно США были главной целью этой ракеты. Популярная история, тиражируемая в сотнях источников, вплоть до достаточно серьёзных, гласит, что проект двухступенчатой управляемой межконтинентальной ракеты А-9/А-10 разрабатывался командой Вернера фон Брауна с 1942 года для бомбардировки Восточного побережья США.
Первая ступень, ракета А-10 с двигателем с тягой в 200 тонн, разгоняла вторую ступень А-9 — ракетный сверхзвуковой планер на основе А-4 (более известной как «Фау-2»). Поскольку тогдашние системы наведения не могли обеспечить сколь-либо приемлемой точности на такой дальности, А-9 сделали пилотируемой. Пилот не был самоубийцей и на подлёте к США катапультировался — потом по радиомаяку его подбирали подлодки.
Ступень А-10 также предполагалась многоразовой: после приземления в Атлантический океан её должны были подобрать субмарины и доставить обратно в рейх. В 1944 и 1945 году было проведено два испытания А-9/А-10 — одно с пилотом, который погиб, но стал первым земным космонавтом. И лишь быстрое наступление союзников и СССР не позволило реализоваться нацистским планам.
Стоит ли говорить, что в этом рассказе правды даже меньше четверти?
Враки начались прямо с даты появления проекта. В реальности первая информация об А-9/А-10 появилась летом 1939 года, ещё до начала Второй мировой. Фон Браун прекрасно понимал, что дальность его главной ракеты А-4 серьёзно ограничена, и главным путём её увеличения выбрал планирующий полёт на последнем участке траектории.
Основной задачей первой ступени было поднять вторую ступень в виде крылатой ракеты повыше и придать ей побольше скорости, чтобы на планировании пролететь подальше. В качестве второй ступени взяли А-4, увеличив ей стабилизаторы почти до уровня крыльев. Ожидаемая дальность составляла 550 километров, что было почти втрое больше, чем 170 километров у тогдашней А-4. В конце 1941 года проект переработали — А-9 получила нормальные стреловидные крылья, что с учётом улучшения двигателя позволило надеяться на дальность уже в 1000 километров.
Всё это время работы над А-9/А-10 велись практически в частном порядке. Руководство рейха было больше заинтересовано в создании и серийном выпуске ракеты А-4, чем в сомнительном проекте А-9/А-10. В 1942 году все немногие официально идущие работы по ней свернули, и проект остался лишь в мечтах конструкторов.
Наследником стал проект А-4b — крылатая «Фау-2» увеличенной дальности, — в котором использовали наработки по ракете А-9. Работы над А-4b продолжались до конца войны, именно её пуски в конце 1944-го и в начале 1945 года выдали за испытания А-9/А-10. Разумеется, никаких пилотов не было, и обе ракеты испытания провалили, разрушившись в воздухе. На этом реальная история А-9/А-10 завершилась.
Инженер Ганс очень хотел работать в США
Куда интереснее проследить, как зародилась легенда о МБР рейха. Большую роль в этом сыграли сами её создатели. Инженеры команды фон Брауна, как и он сам, были людьми совсем не глупыми. Они прекрасно понимали, что лучшим выходом для них будет попасть «на работу» в США — ведь Германии после войны долго не будет дела до ракет (если Германия вообще сохранится), а отправляться к ужасным коммунистам в СССР совсем не хотелось. Власти США и так готовы были взять к себе ракетчиков, но те об этом не знали и на допросах не стеснялись всячески приукрашивать свои достижения. Вот и стала А-9/А-10 в рассказах почти законченной ракетой, которую можно построить уже в США и использовать против коммунистов.
Именно тогда у ракеты появляется пилот — вероятнее всего, как ответ на вопрос: «Как вы планировали попасть в Нью-Йорк, если ваши ракеты на меньшей дистанции еле в Лондон попадают?». Ни в каких документах рейха такая конфигурация А-9/А-10 не упоминается.
Обрадованные такой новостью, американцы не постеснялись начать проверку информации о ракете и исследовать возможность возобновления работы над ней. Правда, поручили это дело не немецким инженерам, которые только устраивались на американской земле, а своим ракетчикам. И тут выяснилось удивительное — А-9/А-10 в реальности существовать не могла.
Проект просто не работал.
Тяги А-10 не хватило бы для запланированного разгона второй ступени — не продумали систему разделения ступеней, и с большой вероятностью на этом моменте ракета бы просто взорвалась. Но даже в случае отделения А-9 ракета не просто была бы неуправляемой, а гарантированно разрушилась бы на запланированных для неё высоких скоростях. Ровно то же было верно и для А-4b.
Но на одной А-9/А-10 в своих рассказах немецкие инженеры не остановились. В американских документах появляются проекты А-11 и А-12. Ни один документ Третьего рейха не упоминает эти названия или хотя бы похожие на них концепции. Это неудивительно — руководители рейха запрещали работать над фантастическими проектами сверхракет, требуя уделять всё внимание реальным делам. Судя по всему, фон Браун придумал А-11 и А-12 уже после пленения — или даже в США.
Оба проекта представляют собой трёхступенчатые полноценные космические ракеты. А-11 описывали как восьмидвигательную третью ступень для А-9/А-10. По замыслу фон Брауна, А-9 можно было вывести на орбиту, и, по сути, ступень имела бы неограниченную дальность в пределах земного шара. Информации об А-12 ещё меньше. Фон Браун описал её как трёхступенчатую полностью многоразовую ракету с 64 двигателями. Больше всего это напоминает Ferry Rocket, которую фон Браун придумал в конце 40-х годов для продвижения идеи космических полётов в американской прессе.
Нацистский космос
Но зачем рейху потребовались ракеты? У немецких инженеров имелся ответ.
Оказывается, у рейха была целая военная космическая программа. Если верить ракетостроителям, они разрабатывали космическую разведывательную или бомбардировочную платформу, и даже орбитальное солнечное зеркало для уничтожения американских городов. Разумеется, учёные уверяли, что все проекты находились в активной стадии разработки — вот только снова ни один документ рейха ничего подобного не упоминает. Возможно, такие мечты и были у немецких инженеров, но считать их военной космической программой рейха так же разумно, как верить, что Циолковский создавал революционный красный космический флот.
Информация обо всех этих фантазиях быстро проникла в прессу, и люди поверили. «Секретная космическая программа» до сих пор считается одним из символов Третьего рейха. Почти каждый год всплывают истории о космонавтах, секретных космических заводах — и это даже без разговоров о тарелках, Антарктиде и Луне. Когда появились фанаты, история начала меняться уже с их помощью.
Ни фон Браун, ни его инженеры не скрывали реальных сроков программы А-9/А-10. Но в массовом мифе они не прижились — как же так, делали с 1939 года и не сделали? Вот если бы начали в 1942 году, то всё куда яснее — просто не успели, а если бы успели, то всем бы не поздоровилось. Точно так же придумали и радиологические боеприпасы для «Фау-2», и много других совсем фантастичных проектов. По сей день сложно выяснить, что реально проектировали, что просто придумали немецкие инженеры после войны, а что — уже их фанаты в будущем.
Были ли у немцев реальные проекты ракет с межконтинентальной дальностью? Нет, но план, как достать до побережья США, всё же имелся. В 1943–1944 годах разрабатывались проекты установки ракет «Фау-1» и «Фау-2» на подводные лодки. Предполагалось, что они смогут подобраться достаточно близко к Восточному побережью и атаковать американские города.
Для «Фау-2» разработали специальный герметичный плавающий контейнер, который буксировала лодка к месту пуска. Перед пуском контейнер всплывал и стабилизировался вертикально, а ракета внутри автоматически осуществляла старт. Проект так и не завершили, но, зная никакую надёжность «Фау-2», можно предположить, что ничего работоспособного и не вышло. Но этот проект хотя бы существовал в реальности…
Вот так, буквально из ничего, Третий рейх получил ложную славу создателя первых МБР. Да, на период Второй мировой немцы и правда вырвались вперёд в ракетостроении, но объяснялось это не гениальностью арийской расы или неким эффективным управлением наукой в рейхе, как многие думают. Ровно наоборот — Германия вырвалась вперёд только потому, что баллистические ракеты были ещё абсолютно бесполезной игрушкой, по крайней мере — бесполезной в войне.
Создание «Фау-2» съело огромное количество ресурсов, не принеся никакой пользы. Даже потери среди гражданского населения в результате применения ракеты были ниже, чем смертность среди рабов, что эти ракеты строили.
Ещё более бесполезными были мечты о ещё больших ракетах, и это понимало даже руководство рейха, концентрируя внимание своих ракетчиков на насущных задачах. Впоследствии и в СССР, и в США первые МБР были созданы полностью самостоятельно — и в них не осталось даже следа от проектов Третьего рейха.
Но, проиграв настоящую войну, рейх выиграл войну пиара, и ложный образ сверхтехнологичной бесчеловечной державы, что обогнала весь мир на десятки лет, уже никак не истребить полностью.
источник: https://warhead.su/2019/05/14/pravda-li-gitler-sozdal-mezhkontinentalnye-rakety