Юрий Пашолок, довольно подробно описал американское танкостроение межвоенного периода, но почему-то эту машину он пропустил. Не сомневаюсь, что рассказ о ней в исполнении этого уважаемого автора будет, а пока его нет, выкладываю текст из книги «Первые колёсно-гусеничные военные машины Джона Уолтера Кристи», посвящённый этой малоизвестной и очень интересной машине, которая, хоть и косвенно, имеет прямое отношение к советскому танкопрому. Ведь именно этот танк стал переходной ступенькой к знаменитому танку Кристи, из которого выросла ещё более знаменитая «Тридцатьчетвёрка».
В июне 1919 года Департамент вооружений приступил к реализации программы среднего танка (известного впоследствии как Medium M 1921), конструкция которого разрабатывалась по образцу британского среднего Mk D. Кроме того, в то же время Департамент вооружений сотрудничал с Кристи в деле создания самоходных орудий.
Нужно вспомнить, что в минувшей войне проблема выхода танков из строя в ходе перебросок своим ходом стояла очень остро. Так, генерал Самеролл (Summerall), командовавший на войне дивизией и корпусом, даже направил в адрес генерала Рокенбаха служебное письмо, в котором обращал внимание последнего на недопустимо высокий процент выхода из строя танков вследствие поломок ходовой части в ходе маршей. Тогда же Паттон (Patton), в будущем известный полководец (в Первой мировой войне он командовал танковой бригадой), высказал мысль о возможности создания колесно-гусеничного танка, способного к самостоятельным переходам на достаточно значительные расстояния на колёсах. Поэтому вполне естественно, что специалисты Департамента вооружений в июле 1919 года начали проработку возможности заказа Кристи, разработки среднего колесно-гусеничного танка, по принципу самоходных установок его же конструкции
В августе 1919 года майор Карлсон встретился с генералом Рокенбахом с целью координации программы разработки средних танков между Департаментом вооружений и руководством танковых войск. Итогом этой встречи стали совместно разработанные технические требования к среднему танку, которые предусматривали создание машины массой не более 18 тонн, с удельной мощностью 10 л.с./т, скоростью 12 миль час (19.3 км час) и дальностью действия не менее 60 миль (96.6 км). Вооружение предусматривалось в составе одного легкого орудия и двух пулеметов, бронирование должно было защищать танк от бронебойных пуль винтовочного калибра. В ноябре эти технические требования были дополнены в части требования обеспечения зашиты спереди от обстрела 12,7-мм бронебойными пулями с близкого расстояния. В таком виде данные требования стали основой для проектирования среднего танка конструкции Департамента вооружений и среднего танка Кристи.
Осенью 1919 года происходит демонстрация 155-мм самоходной установки Кристи М1919 в Кэмп-Мид (Camp Meade), ставшим после войны местом расквартирования американских танковых войск, с целью ознакомления танкистов с машиной колёсно-гусеничного типа. Демонстрация прошла успешно, и 22 ноября 1919 года компания Кристи «The Front Drive Motor Со.» получает заказ стоимостью 67 000 долларов на один колёсно-гусеничный танк в соответствии с техническими требованиями, указанными выше. Вооружение для танка, вместе с его установками, предоставлялось Департаментом вооружений.
Однако уже в то время над программой американского среднего танка начали сгущаться тучи. 26 ноября 1919 года, начальник отдела военного оборудования Генерального штаба Армии США полковник Уэллн (Wyllie) подает докладную записку на имя начальника генштаба генерала Марча (March) с изложением своей позиции по данному вопросу Уэллн указывал, что программа разработки средних танков начата сепаратно усилиями Департамента вооружений и командования танковых войск (в лице, прежде всего, генерала Рокенбаха) без согласования с Генеральным штабом и в частности, с его отделом. Далее говорилось, что на тот момент не ясна ни будущая организация танковых войск Армии США, ни вопросы их оперативного и тактического применения. Таким образом, Уэллну представлялась неэффективной подобная разработка машин, не привязанных к конкретной организации войск и способам их использования. Вплоть до выработки Управлением военного планирования Генерального штаба целесообразной организации танковых частей и руководящих документов по их боевому применению, считалось нецелесообразным вести новое проектирование, тем более сепаратными методами. Предлагалось сосредоточить усилия на завершении программ производства американских легких танков типа «Рено» и тяжелых Mk VIII.
Хотя данный документ не привел к закрытию программы, сам факт его появления показал отсутствие координации в столь важном вопросе и наличие в высоких инстанциях сильной оппозиции ее реализации.
Тем временем Кристи начинает проектные работы над заказанной машиной. За основу при конструировании принимается устройство предыдущих колесно-гусеничных самоходов. Впрочем, Кристи, был вынужден считаться и с танковой спецификой.
Принятая им до того схема ходовой части, при которой направляющее колесо гусеничного хода располагалось «на земле» (так как оно было еще и управляемым колесом колёсного хода), приводила к тому, что высота зацепа гусениц была мала. Следовательно, машина не могла преодолевать достаточно высокие вертикальные препятствия (типа стенки). С этим можно было еще мириться на самоходной установке, но для танка этот показатель был значительно важнее. Для увеличения высоты зацепа необходимо было предусмотреть механизм, при необходимости поднимающий переднюю часть танка, что уравнивало его способность преодолевать вертикальные препятствия с таковой у танка обычной схемы.
И шасси такого устройства было Кристи сконструировано. Патентная заявка на него была подана уже 25 февраля 1920 года.
Схемы устройства среднего колесно-гусеничного танка Кристи (первый проектный вариант) приведены ниже, нумерация позиций — сквозная.
Двигатель поз. 11 и трансмиссия — аналогичны 155-мм самоходной установке М1920 (за исключением того, что в трансмиссии имеется механизм отбора мощности для подъёма передней части корпуса машины).
Ходовая часть колесно-гусеничная, включает (на каждый борт) направляющее колесо переднего расположения, оно же управляемое колесо колесного хода, один опорный каток гусеничного хода и ведущее колесо заднего расположения. Конструкция ведущих и направляющих колес — аналогична 155-мм САУ M1920, за исключением того, что направляющие колеса (поз. 14) не имеют упругой подвески — их шкворни (поз. 16) закреплены неподвижно относительно корпуса машины (поз. 10) на кронштейнах. Механизм натяжения гусениц для гусеничного хода и устройство его блокировки при движении на колесах (поз. 15, 15а, 16) — также устроены аналогично 155-мм САУ M 1920.
Опорные катки (поз. 20) двухскатные, снабженные резиновыми бандажами, имеют диаметр несколько больший, чем ведущие и направляющие колеса. Опорные катки связаны с механизмом, обеспечивавшим их опускание, посредством чего происходит подъем передней части корпуса танка. Данный механизм имеет привод от двигателя танка, смонтирован у левого борта танка и устроен следующим образом.
На левом носке коленчатого вала двигателя неподвижно смонтирована шестерня (поз. 12), находящаяся в постоянном зацеплении с шестерней (поз. 33) — посредством этой передачи осуществляется отбор мощности для привода механизма опускания опорных катков.
Шестерня (поз. 33) на шариковых подшипниках вращается в стакане, неподвижном относительно корпуса танка. Также в стакане на роликовых подшипниках смонтирован вал (поз. 30), несущий ведущую звездочку цепной передачи (поз. 29).
Таким образом, все устройство таково, что шестерня (поз. 33) может вращаться вхолостую относительно вала (поз. 30). Для передачи вращения служит сцепление (поз. 31, 32, 34-36). В свободном состоянии сцепление разомкнуто, при этом шестерня (поз. 33) вращается вхолостую. Механизм привода сцепления включает зубчатую пару (поз. 41-42). При этом шестерня (поз. 42) жестко связана с рычагом, другой конец которого посредством тяг (поз. 44, 47) и качалки (поз. 46) соединен с педалью управления механизмом (поз. 48), размешенной на рабочем месте механика-водителя.
При нажатии на педаль, посредством тяг рычаг отклоняется вперед, вызывая вращение шестерни (поз. 42). Та, в свою очередь вращает шестерню (поз. 41). Шестерня (поз. 41) несет на своей ступице (поз. 40) резьбу и ввинчена в гайку (поз. 39), приклепанную к корпусу. При вращении этой шестерни она своей ступицей идет по резьбе, включая сцепление. Таким образом, шестерня (поз. 33) оказывается сцеплена с валом (поз. 30) и вращение от двигателя начинает передаваться на звездочку (поз. 29). Звездочка (поз. 29) цепью (поз. 28) связана с ведомой звездочкой (поз. 26). Посредством двухступенчатого зубчатого редуктора (поз. 27) вращение передается на зубчатку (поз. 25), находящуюся в зацеплении с зубчатым венцом, установленным в корпусе (поз. 22). Данный корпус смонтирован в борту танка и способен вращаться вокруг своей оси (поз. 23) в подшипниках, расположенных в стаканах (поз. 24). На периферии корпуса на оси (поз. 21) на подшипниках смонтирован опорный каток левого борта (поз. 20). На противоположном конце оси (поз. 23) расположен аналогично устроенный каток правого борта, его корпус (поз. 22) не несет зубчатого венца, так как механизм опускания катков расположен лишь с левой стороны.
При повороте корпусов (поз. 22) вокруг оси (поз. 23) катки, посаженные эксцентрично, опускаются. Угол поворота корпусов ограничен. т.к. при подходе катков в нижнее положение имеющийся на корпусе палец (поз. 49) воздействует на качалку (поз. 46) посредством педали (поз. 46). Причем качалка вращает зубчатое колесо (поз. 42) в обратном направлении, вызывая выключение сцепления механизма опускания опорных катков. Под действием веса танка катки возвращаются в начальное (верхнее) положение, а его передняя часть опускается.
Если, по условиям движения, необходимо сохранять приподнятое положение носа машины, механик-водитель, одновременно с включением механизма опускания опорных катков педалью (поз. 48), рычагом управления (поз. 63) опускает стопор (поз. 61) в переднее положение. Качающийся стопор (поз. 61) одним концом закреплен неподвижно относительно корпуса танка. Когда стопор находится в нижнем положении, он ограничивает ход катков вверх, так как блокирует полный поворот рычага (поз. 60), сидящего на оси (поз. 23) — нос машины остается приподнятым. Для выключения стопорения необходимо вновь включить механизм опускания опорных катков. одновременно рычагом (поз. 63) отводя стопор в заднее положение. После этого катки беспрепятственно вернутся в верхнее положение под действием веса танка. Механизм стопорения катков в нижнем положении (рычаг управления поз. 63, стопор поз. 61 и рычаг поз.60) смонтирован у правого борта танка.
Для укладки гусениц при движении на колесах предусмотрены стеллажи (поз. 51), аналогичные таковым на 155-мм САУ M1920.
Ознакомившись с проектом танка, специалисты Департамента вооружений потребовали внесения ряда изменений. Главные претензии касались конструкции ходовой части — ведь единственными упругими элементами в подвеске танка были резиновые бандажи колес, что было сочтено неприемлемым для скоростной машины, каковой и замышлялся новый средний танк. Эти замечания (надо признать, абсолютно справедливые) вызвали резко негативную реакцию конструктора и послужили началом первого его серьезного конфликта с военными. Департамент вооружений настаивал на выдаче им Кристи подробных технических условий на танк с обязательным их исполнением; конструктор в ответ заявил что он лучше военных представляет себе процесс проектирования и производства подобных машин и должен получить лишь краткое задание на проектирование с основополагающими тактико-техническими требованиями, технические и технологические детали проекта он требовал предоставить на его усмотрение.
Спор этот достаточно затянулся, но победил, конечно же. заказчик — и лишь 8 нюня 1920 года стороны согласовали полное задание на проектирование.
Между тем произошли события, которые по большей мере и поставили крест на программе создания американского среднего танка в начале 20-х годов XX века.
После окончания Первой мировой войны американцы занялись обобщением её опыта. Действовал ряд комиссий, по итогам работы которых после достаточно острых парламентских слушаний 2 июня 1920 года был принят Закон о национальной обороне (National Defense Act). Кроме прочих положений, данный акт декларировал расформирование танковых войск Армии США — отныне танковые подразделения и части входили в состав пехоты. На руководителей этого рода войск возлагалась задача развития техники и тактики танков. Командующим пехоты был назначен генерал-майор Фарнсуорт (Farasworth). Данный военачальник придерживался мнения, что танки должны служить средством поддержки пехоты, вследствие чего необходимо было имеющиеся средства направлять на модернизацию существующих легких и тяжелых танков и на развитие их конструкции.
Таким образом, программа создания среднего танка лишилась одного из заказчиков — танковые войска Армии США прекратили свое существование — и одного из своих активных сторонников. Хотя генерал Рокенбах (назначенный начальником Танковой школы пехоты) тогда и впоследствии продолжал защищать концепцию быстроходного среднего танка, влиять на принятие решений по этому вопросу он уже не мог. Впрочем, разработка средних танков сразу не прекратилась, ибо контракты были уже заключены и деньги выделены, но стало ясно, что программа на том этапе закончится вхолостую — так оно впоследствии и случилось.
Переработка первоначального проекта с учётом требований Департамента вооружений и постройка машины отняли у Кристи полгода, и первая демонстрация нового танка военным специалистам состоялась на заводе в Хобокене в январе 1921 года. Машина эта известна как Christie Tank М1919.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СРЕДНЕГО КОЛЕСНО-ГУСЕНИЧНОГО ТАНКА М1919 (CHRISTIE TANK MODEL OF 1919)
Средний танк Кристи М1919 представляет собой колесно-гусеничную боевую бронированную машину.
Корпус танка коробчатой формы, несущий (безрамный). Листы корпуса соединены заклёпками и болтами. Наклонный лобовой лист корпуса имеет толщину 1 дюйм (25.4 мм), прочие листы корпуса имеют толщину 0.5 дюйма (12,7 мм) — вертикальные, нижний гнутый лобовой лист, кормовые наклонные и гнутые листы: и 0.25 дюйма (6.35 мм) — горизонтальные листы.
Корпус танка разделен на три отделения — управления, боевое и моторно-трансмиссионное.
Отделение управления расположено в передней части корпуса. В этом отделении расположены органы управления танком и размещено рабочее место механика-водителя (по продольной оси машины). Органы управления танком — аналогичны таковым у 155-мм САУ М1920; кроме того, имеются органы управления механизмом подъема носовой части корпуса (см. выше). В наклонном лобовом листе корпуса имеется люк. Над люком расположена рубка, защищающая голову механика-водителя. Рубка выполнена сдвижной вперед по направляющим — таким образом, она выполняет также функцию крышки люка. В рубке выполнены три смотровые щели для ведения наблюдения механиком-водителем.
Боевое отделение расположено в средней части корпуса. Над боевым отделением установлены в два яруса главная башня и малая башня. В боевом отделении расположены рабочие места наводчика и командира танка.
Главная башня полноповоротная, цилиндрической формы. Корпус башни выполнен в виде цилиндрической обечайки из листа толщиной 0,5 дюйма (12,7 мм), свальцованной и склёпанной. Внутренний диаметр башни составляет 5 футов (1524 мм), высота ее — 2 фута б дюймов (762 мм). Крыша башни крепится к ее корпусу также клёпкой. В передней части башни размешается установка вооружения, в задней — распашной люк для вентиляции, выброса стреляных гильз и эвакуации экипажа из башни.
Малая башня расположена на крыше главной, полноповоротная независимо от главной башни. В стенке малой башни расположена установка пулемета, в полусферической крыше — распашной люк, предназначенный для посадки-высадки экипажа и для ведения наблюдения командиром танка (в открытом виде в походном положении). Конструкция малой башни — клёпаная, толщина брони — 0,5 дюйма (12,7 мм). Поворот главной и малой башен осуществляется вручную.
Моторно-трансмиссионное отделение расположено в кормовой части корпуса. В этом отделении размешены двигатель с обслуживающими системами, трансмиссия, топливный (возимый запас топлива — 59 галлонов (223.3 л)) и масляный баки.
Моторно-трансмиссионное отделение отделено от боевого перегородкой. Радиатор охлаждения двигателя размещен поперечно у перегородки между боевым и моторно-трансмиссионным отделениями, вентилятор располагается между радиатором и двигателем.
Кормовой наклонный лист корпуса служит крышкой для доступа в моторно-трансмиссионное отделение: этот лист соединяется с корпусом болтами и имеет две ручки.
По бортам корпуса с обеих сторон смонтированы стеллажи, предназначенные для перевозки гусеничных лент при движении машины на колесном ходу (аналогично 155-мм самоходной артиллерийской установке М1920).
Устройство тележки подвески опорных катков. Разрез 2–2 (рисунок из патента Дж. У. Кристи). Танк вооружен одной 6-фунтовой (57-мм) танковой пушкой Ordnance QF б pounder 6 cwt и двумя 0,30-дюймовыми (7.62-мм) танковыми пулеметами Browning М1919.
Вооружение машины смонтировано в главной башне (орудие и спаренный пулемет) и в малой башне (пулемет). Обе установки — конструкции Департамента вооружений Армии США. одинаковые с установками вооружения среднего танка М1921 конструкции Департамента вооружений.
Установка вооружения в главной башне включает рамку, качающуюся на вертикальных цапфах относительно башни, и люльку пушки, установленную на горизонтальных цапфах в рамке (таким образом, вооружение может наводиться по горизонтали в определённом секторе без поворота башни).
В люльке установлена пушка, на люльке закреплены спаренный пулемет, прицел н полусферический шит для зашиты установки спереди. Снаружи место сопряжения выступающих частей установки с корпусом башни защищено броневым кольцом, приклёпанным к корпусу башни.
Орудие Ordnance QF б pounder б cwt калибра 57 мм, конструкции французской фирмы Hotchkiss — британского образца, принятого также для вооружения тяжелого танка Mark VIII американо-британского производства.
Длина ствола орудия — 23 калибра (1311 мм). Орудие имеет вертикальный клиновой затвор. Тормоз отката — гидравлический. расположен над стволом, накатник — пружинный, размещен под стволом.
Для ведения огня используются унитарные выстрелы с двумя типами снарядов — гранатой и картечью. Масса снарядов — б фунтов (2,72 кг), начальная скорость гранаты — 1350 футов/сек (411,5 м/сек).
Спаренный пулемет Browning М1919 калибра 0,30 дюйма (7,62 мм), воздушного охлаждения, смонтирован справа от орудия, ниже его. Длина ствола пулемета — 24 дюйма (609,6 мм), темп стрельбы — 400-600 выстр./мин.
Для ведения огня используются патроны, 30-06 Spiingfield, снаряженные в звеньевые ленты по 250 патронов. Начальная скорость пули — 2800 футов/сек (853,4 м/сек).
Прицел спаренной установки оптический монокулярный телескопический, смонтирован слева от орудия.
Огонь из пушки н спаренного пулемета ведет наводчик, он же заряжает оружие.
Для наводки установки в цель используются плечевой упор и правило пушки и пистолетная рукоятка пулемета.
Второй пулемет смонтирован в шаровой установке в малой башне. Ствол этого пулемета защищает массивный бронекожух с восемью вентиляционными отверстиями — по четыре сверху и снизу.
Прицел — открытый, отверстие для прицеливания выполнено в шаровом яблоке установки. Огонь из пулемета ведет командир танка. Для наводки в цель используются две рукоятки, имеющиеся на пулемете. Боекомплект размещен в боевом отделении, включает 100 снарядов для пушки и 5000 патронов для пулеметов (снаряженных в 20 лент).
Двигатель танка типа Кристи, карбюраторный рядный четырёхтактный шестицилиндровый водяного охлаждения мощностью 120 л.с., поперечного расположения. аналогичный примененному на предыдущих колесно-гусеничных самоходах — описан выше.
Трансмиссия «специальная типа Кристи», обеспечивает четыре передачи переднего хода н четыре — заднего, описана выше. Дополнительно в трансмиссии имеется механизм отбора мощности для подъёма передней части корпуса.
Ходовая часть машины колесно-гусеничная. Она включает (на каждый борт) — направляющее колесо переднего расположения (оно же управляемое колесо колесного хода): два опорных катка, сблокированные в тележку, поддерживающий каток и ведущее колесо заднего расположения.
Гусеницы металлические, звеньевые, с открытым металлическим шарниром, зубового зацепления. Траки сборные, каждый трак — с зубом. Устройство траков аналогично таковому у САУ М1918 и М1920. Ширина трака — 15 дюймов (381 мм), шаг — 9,75 дюйма (248 мм).
Конструкция направляющих и ведущих колес — аналогична самоходу М1920.
Направляющие колеса имеют жесткую подвеску — их шкворни закреплены на кронштейнах, приклёпанных к корпусу. При движении на колесах направляющие колеса играют роль управляемых колес, поворот их осуществляется рулевым колесом, приводящим рулевые тяги при помощи цепной и реечно-зубчатой передач. При движении на гусеничном ходу направляющие колеса стопорятся от поворота.
Оба опорных катка по каждому борту сблокированы в тележку. Тележки имеют механизм опускания и механизм стопорения в нижнем положении, устройство которых соответствует первоначальному проекту и описано выше. За счет включения механизма отекания тележек подвески высота преодолеваемой стенки возрастает с 450 мм до 650 мм.
Тележка подвески имеет следующее устройство (см. схему).
На оси f3 механизма опускания тележки смонтированы шарнирно два балансира i и h и кронштейн k2, несущий поддерживающий каток 1. Кронштейн k2 связан с балансирами посредством спиральных пружин г и q. Опорные катки i’ и к’ подвешены на балансирах. Опорные и поддерживающие катки двухскатные, имеют резиновые бандажи.
Отдельного механизма натяжения гусеничных лент в ходовой части не имеется — натяжение обеспечивается силой упругости пружин подвески опорных катков.
При переходе на колесный ход гусеничные ленты разъединяются и укладываются на стеллажи, расстопориваются управляемые колеса. Смена хода силами экипажа занимает 15 мни.
Тактико-технические характеристики колесно-гусеничного среднего танка М1919 приведены в таблице.
По итогам первого ознакомления с танком военные высказали ряд замечаний. Впрочем, когда 5 февраля 1921 года машина была доставлена на Абердинский полигон (кстати, конструктор сам участвовал в испытаниях танка вместе с водителем — сотрудником своей фирмы Андерсоном (Harry Anderson)), заказчик убедился, что Кристи не спешит устранять недостатки. Так, танк был поставлен без люка-рубки механика-водителя и без буксирных приспособлений. Эти и некоторые другие недоработки пришлось устранять уже в ходе испытаний. Кроме названных работ, были усилены стеллажи для размещения гусениц при движении на колесах и сделаны отверстия для наблюдения и стрельбы из личного оружия экипажа в стенках башни.
Испытания танка продолжались до 21 апреля 1921 года, когда они были приостановлены по просьбе самого Кристи, для проведения модернизации машины. На тот момент танк прошёл 374 мили (602 км), из которых 37.5 миль (60.4 км) на гусеницах. Хотя в ходе тестов машина показала отдельные положительные качества (скажем, было преодолено препятствие в виде насыпного холма с уклоном въезда 35° и углом съезда 45°), выявится ряд принципиальных недостатков, вследствие которых стало ясно, что в существующем виде испытаний танк не пройдет.
В первую очередь нарекания вызвала конструкция ходовой части — неподрессоренность катков (колес) приводила к повышенной вибрации и жестким ударам при движении по местности, что негативно сказывалось на прочности корпуса и агрегатов и не позволяла использовать максимальные скорости движения по причине ограничения выносливости экипажа и прочности танка; неравномерное распределение нагрузки по длине опорной поверхности гусениц отрицательно сказалось на проходимости; также отмечалось плохое сцепление колес с дорогой при движении на колесном ходу.
Другими недостатками были неудовлетворительная вентиляция боевого и моторно-трансмиссионного отделений, недостаточность численности экипажа в три человека (один стрелок не мог достаточно эффективно использовать основную установку вооружения), непрактичность глухой бронировки (на крыше моторно-трансмиссионного отделения корпуса отсутствовали откидные люки, а крепление кормового листа на болтах не позволяло осуществить быстрый доступ в моторно-трансмиссионное отделение).
Таким образом, Кристи поступил достаточно мудро, остановив испытания для переделки танка с целью устранения основных недостатков, не дожидаясь признания машины неудовлетворительной по итогам этих самых испытаний.
Руководство Департамента вооружений согласилось на передачу машины конструктору для переделки; согласование условий контракта происходило достаточно долго — он был подписан 15 нюня 1921 года на сумму 15 000 долларов. Сама же переделка отняла времени больше, чем постройка танка — машина вернулась на Абердинский полигон лишь 28 марта 1922 года. После переделки танк стал известен как M1921.
В ходе модернизационных работ Кристи создал, фактически, новую машину. Для устранения ранее выявленных недостатков были произведены изменения конструкции, радикально изменившие технический облик танка.
Для обеспечения размещения экипажа из четырех человек башня была исключена, а корпус переделан — теперь его переднюю и среднюю часть занимала бронированная рубка, внутреннее пространство которой представляло собой совмещенные боевое отделение и отделение управления. В переднем бронелисте рубки размещалась спаренная установка пушки и пулемета, взятая без изменений от танка M1919. В скуловых листах рубки размещались установки 7.62-мм пулеметов Browning (аналогичные установке, размещенной в малой башне танка M1919) — по одной на сторону. Вооружение обслуживалось двумя членами экипажа, рабочие места которых находились в передней части бронерубки. В средней части рубки бок-о-бок размещались рабочие места командира танка и механика-водителя (механик-водитель располагался слева). Для наблюдения этих членов экипажа служили бронеколпаки конической формы со смотровыми щелями. На походе колпаки могли сниматься для обеспечения лучшего обзора. Также в крыше рубки имелся большой прямоугольный люк. откидывающийся на петлях вперед. Этот люк служил для входа-выхода всех членов экипажа.
Так как после описанных изменений конструкции центр тяжести машины сместился вперёд, толщина лобового бронелиста была уменьшена до 0.75 дюйма (19 мм), во избежание перегрузки передних катков.
Ходовая часть машины также быта переделана. Передние колеса получили независимую пружинную подвеску, по своему устройству аналогичную подвеске САУ M1920 (за исключением того, что пружины подвески были наклонены от вертикали; ранее Кристи переделал таким же образом и подвеску самохода М1919 — см выше). Механизм же подъёма носовой части был демонтирован — он стал бесполезен, ибо теперь при подъёме носа танка подпружиненные передние катки всё равно опускались бы под действием своего веса. Тележки подвески опорных катков также были переделаны — они лишились упругих элементов, и теперь катки большего, чем раньше, диаметра были жестко сблокированы посредством треугольных кронштейнов, шарнирно подвешенных на оси, образуя качающуюся тележку.
Изменения, внесенные в конструкцию ходовой части, позволили несколько увеличить скорости движения — по уверению периодической печати тех лет, удалось достичь максимальной скорости в 40 миль/час (64.4 км/час)! Хотя это и было несомненным рекламным преувеличением, столь характерным для Кристи (в полигонных отчетах фигурируют не такие сенсационные цифры), танк имел достаточно впечатляющую для 1922 года динамику и заслужил среди испытателей прозвище «speedster» (так по-английски именуют быстроходный корабль).
Запас топлива быт увеличен до 67 галлонов (253,6 л); это вкупе с новой конструкцией ходовой части обеспечило наконец запас хода на гусеницах 60 миль, что изначально и требовалось заданием на проектирование среднего танка.
Для улучшения вентиляции моторно-трансмиссионного отделения один из листов крыши МТО был приподнят н установлен с зазором, при этом появились щели для воздухопритока. Еще два листа могли откидываться на петлях, образуя люк большой площади для доступа в МТО (в одной из створок имелась установленная с зазором крышка для вентиляции). Также с зазором для обеспечения вентиляции боевого отделения и отделения управления был установлен кормовой лист бронерубки. Для защиты образованных такой установкой кормового листа щелей от огня противника они прикрывались удлиненными бортовыми бронелистами рубки. Были произведены и более мелкие изменения для удобства эксплуатации. Так, на корме танка были установлены буксирные крюки, а конструкцию надгусеничных стеллажей опять усилили, укоротив их и зашив по бокам сплошным листом, что увеличило жесткость; кроме того, появились грязеотбойники у ведущего колеса (такую же работу Кристи провёл и при модернизации 155-мм САУ M 1919 в образец М 1922, о чем уже было сказано ранее).
Тактико-технические характеристики колесно-гусеничного среднего танка М1921 приведены в таблице.
Испытания на Абердинском полигоне продолжались до 24 октября 1922 года, при этом танк прошел 341.5 миль (550 км), включая 161 милю (259 км) пробега на гусеницах. По итогам этих испытаний танк был признан неудовлетворительным вследствие низкой механической надежности, тесноты для экипажа и плохой маневренности на гусеницах и на колесах. Впрочем, Кристи не смирился с такими результатами тестов и предпринял меры по организации испытаний танка M1921 вне контроля Департамента вооружений Армии США Инициатива его увенчалась успехом, и танк был испытан на полигоне Танковой школы пехоты в Кэмп-Мид (Infantry Tank School at Camp Meade), которой в то время руководил генерал Рокенбах. В ходе этих тестов, закончившихся в марте 1923 года, машина прошла еще 66 миль (106.2 км). По итогам испытаний, опять таки, было указано, что механическая надежность танка не соответствует требованиям. Кристи начинает конструировать очередную машину — танк по типу M 1921, но облегченный до 9 тонн. Эта разработка финансовой поддержки военных не получила и проект не был завершен (впрочем, нельзя сказать, что армия вообще не заинтересовалась им, упоминание о проекте 9-тонного танка Кристи встречается в «The Field Artillery Journal» даже осенью 1924 года в перечне перспективных машин — а вот платить военным не хотелось…). Тогда Кристи попытался действовать политическими методами обратившись к сенатору Дж. С. Фрелннгхьюзену (Joseph S. Frelinghuysen) с просьбой об оказании поддержки в деле выделения средств на продолжение программы, но на этот раз удача отвернулась от конструктора — средства на очередную доработку танка отпущены не были. В то же время, подобные закулисные маневры Кристи еще более обострили его и так непростые отношения с Департаментом вооружений.
10 июля 1924 года машина М1921 была отправлена в музей Абердинского полигона, на чем история первых танков Кристи и завершилась.
Источник — Ромасёв К., Бут В. Первые колёсно-гусеничные военные машины Джона Уолтера Кристи