История и особенности швейцарского «Хетцера» 80-х. Истребитель танков MOWAG Taifun II

21

В 2020 году я выкладывал рассказ об альтернативном истребителе танков Ягдабрамс на базе американского ОБТ Абрамс, который за свой сходство с оригинальной машиной Второй Мировой Войны. Тогда машину в основном обстебали. Однако, как оказалось зря и в реальности так же нечто подобное было. Правда в Швейцарии и не на базе Абрамса. И об этой машине пойдёт речь ниже.

История и особенности швейцарского «Хетцера» 80-х. Истребитель танков MOWAG Taifun II

Содержание:

Послевоенный танковый парк Швейцарии

Танковые войска никогда не были сильной стороной швейцарской армии. Однако, страна, известная своими горами и альпийскими лугами, всегда следила за мировыми тенденциями и стремилась обновить свою бронетехнику. В начале 1950-х годов основу бронетанковых сил швейцарской армии составляли в основном устаревшие машины ещё Второй Мировой Войны. Например, танки Panzer 39, которые представляли швейцарскую версию чешского легкого танка LT VZ.38. Швейцарская версия отличалась особым орудием — длинноствольной 24-мм пушкой 24 мм Pzw-Kan 38 с магазинным питанием. Это обеспечивало высокую скорострельность танка до 30-40 выстрелов в минуту. Однако, для размещения такого орудия с верхним расположением магазина, конструкторам пришлось создать специальный выступ в крыше башни.

Швейцарская версия чешского лёгкого танка

Швейцарская версия чешского лёгкого танка

Еще одним интересным экземпляром в бронетехнике швейцарской армии были истребитель танков Panzerjäger G 13. Эти боевые машины были приобретены в Чехословакии после Второй мировой войны и представляли собой противотанковые самоходные пушки Jagdpanzer 38 Hetzer. Внешне эти две машины ничем не отличались. Панцерхаэрэ G 13 оставались на вооружении швейцарской армии до 1972 года, после чего были сняты с вооружения. Для обновления парка бронетехники Швейцария также приобрела 200 танков AMX-13/75 у Франции, которые получили обозначение Leichter Panzer 51.

Panzerjäger G 13, на заднем фоне танк Panzer 39


Panzerjäger G 13, на заднем фоне танк Panzer 39

Предыдущие попытки модернизации танкового парка происходили регулярно. В этой области Швейцария сотрудничала с ФРГ. Швейцарские компании в сотрудничестве с немецкими которые работали над проектом танка для Индии — Indien-Panzer. Исходя из опыта и достижений в этом проекте, в Швейцарии был разработан первый собственный основной боевой танк Panzer 58, который быстро превратился в Panzer 61 (Pz 61). Было выпущено 160 единиц последней модели, что является большим количеством для маленькой Швейцарии. Боевая машина оснащалась британским орудием L7 калибра 105 мм и спаренным с ним 20-мм автоматическим орудием. Однако в ходе последующей модернизации от такой комплектации было принято решение отказаться в пользу более традиционного 7,5-мм пулемета.

Параллельно в Швейцарии велась разработка проекта истребителя танков. Над ним работали специалисты крупной оружейной компании Mowag. Эта фирма сегодня известна многим благодаря своему бестселлеру – колесному бронетранспортеру Mowag Piranha, который получил широкое распространение и является востребованным на рынке.

Однако, если у компании отлично получается с колесной бронетехникой, то с гусеничной техникой швейцарцам не везло. В начале 1960-х годов специалисты этой компании участвовали в конкурсе бундесвера по разработке истребителя танков (Jagdpanzer-Kanone). Представленный вариант Mowag Gepard с 90-мм пушкой не устроил немецких военных. Швейцарской армии эта машина также не понадобилась, и проект 24-тонной самоходки успешно забыли на 20 лет.

Истребитель танков Mowag Gepard с 90-мм орудием


Истребитель танков Mowag Gepard с 90-мм орудием

Предпосылки создания истребителя танков MOWAG Taifun

Идея создания классического истребителя танков безбашенной компоновки впервые родилась в Швейцарии в конце 1970-х годов. Видимо, долгий опыт эксплуатации «хетцеров» имел сильное влияние на конструкторов этой страны. Однако вторая попытка возрождения противотанкового самоходного орудия Hetzer пришла лишь через 20 лет после появления ПТ-САУ Gepard. Важно отметить, что это, по-видимому, была последняя попытка в истории создать подобный истребитель танков. Например, основной боевой танк Strv 103, также отличающийся безбашенной компоновкой, был классифицирован многими как истребитель танков и производился в Швеции серийно с 1966 по 1971 год.

Можно сказать, что подобная боевая техника вымерла на рубеже 1960-1970-х годов и считалась устаревшей, поэтому швейцарский проект выделяется из общей массы. Считается, что разработка истребителя танков MOWAG Taifun была стимулирована широким распространением новых пробивных подкалиберных снарядов (БОПС). Такие снаряды отличались высокой пробиваемостью и могли поражать все имеющиеся танки даже при попадании в лобовую броню.

БОПС в полете, отделение поддонов от снаряда M829A2


БОПС в полете, отделение поддонов от снаряда M829A2

Первые серийные боеприпасы такого типа были разработаны в СССР в 1961 году для 100-мм гладкоствольной пушки Т-12, а уже в 1963 году был принят на вооружение танк Т-62 с 115-мм гладкоствольной пушкой, оснащенный также новыми боеприпасами. На Западе процесс создания подобных снарядов затянулся, но в 1970-е годы они начали появляться в больших количествах. В США был представлен снаряд M735 для 105-мм пушки M68A1, которая была лицензионной версией известной английской L7A1. В Израиле был создан боеприпас M111 Hetz, пробивавший лобовую броню танка Т-72 на расстоянии 1,5 километра. Оба снаряда имели сердечник из вольфрама.

В Швейцарии было решено, что использование «металлического лома» вместо дорогих управляемых противотанковых ракет в противотанковых ружейно-гранатометных комплексах — это разумная идея. С большим энтузиазмом было принято решение о создании танк-истребителя, который снова стал актуальным. Однако, следует отметить, что кроме конструкторов Mowag, немногие разделяли такой взгляд.

Инженеры компании начали самостоятельно разрабатывать проект самоходной противотанковой установки с орудием, расположенным в бронированной рубке, по собственной инициативе. Первый прототип был представлен в 1980 году. Швейцарцы планировали продвигать новый проект как для экспорта (дешевое средство борьбы с танками противника), так и для внутреннего рынка. Новые САУ «Тайфун» считались возможной заменой французским танкам AMX-13, которые были сняты с вооружения.

Истребитель танков MOWAG Taifun


Истребитель танков MOWAG Taifun

Истребитель танков MOWAG Taifun

Работы над новым истребителем танков марки «Mowag Taifun» проводились с 1978 по 1980 годы. Инженеры компании, учитывая опыт в разработке самоходки «Gepard», успешно улучшили машину, отталкиваясь от актуальных требований времени. Результатом стало появление низкопрофильной противотанковой самоходной платформы на базе шасси гусеничного бронетранспортера «Торнадо» от этой же компании. Одним из преимуществ новой модели — ее боевая масса, которая не превышала 26,5 тонн. Такая легкость машины имела свои преимущества в условиях эксплуатации в  горной Швейцарии.

БМП MOWAG Торнадо

БМП MOWAG Торнадо

Известно, что был построен по крайней мере один экземпляр этой самоходки. Он оснащался британским орудием L7 калибра 105 мм, которое также устанавливалось на танки «Леопард-1» и первые модели танка «M1 Абрамс». Кроме того, размеры боевой рубки позволяли установить более мощное 120-мм гладкоствольное танковое орудие Rheinmetall Rh-120/L44. В будущем именно это орудие, а затем его усовершенствованная версия с длиной ствола 55 калибров, станут основными на западных танках. Помимо этого, швейцарские инженеры планировали оснастить орудие автоматической системой заряжания и сократить экипаж самоходки до трех человек.

Истребитель танков Mowag Taifun, выполненный полностью из металла, был оснащен 105-мм орудием и имел экипаж из четырех человек: механик-водитель, командир, наводчик и заряжающий. Углы наведения орудия в вертикальной плоскости варьировались от -12 до +18 градусов, а в горизонтальной плоскости орудие могло поворачиваться на 15 градусов в каждую сторону. Рабочие условия для экипажа и заряжающего были не самыми удобными, однако это не являлось серьезным препятствием. Машина имела невысокий силуэт – всего около 2100 мм (без учета пулеметной установки), и клиренс составлял 450 мм. Пространства внутри корпуса было не так уж и много.

Бронирование данной боевой машины было не особо серьёзным, но для такого видео САУ, которая выполняла задачу поражения вражеской бронетехники с больших расстояний, из засады или укрытий, этот факт не считался критичным. Лобовая броня достигала толщины до 50 мм, а борта самоходки защищались 25-мм броней. Бронелисты корпуса были установлены под оптимальными углами наклона, чтобы увеличить защищенность машины. Экипаж, узлы и агрегаты самоходки были надежно защищены от воздействия осколков снарядов и мин, а также от огня автоматических пушек калибра 25-30 мм в лобовой проекции. Отчасти недостаточное бронирование машины эффективно компенсировалось мощностью установленного вооружения.

Истребитель танков MOWAG Taifun


Истребитель танков MOWAG Taifun

Машина получился достаточно компактной, при боевой массе 26,5 тонн. На самоходке был установлен мощный дизельный двигатель Detroit Diesel 8V-71T, который развивал максимальную мощность в 575 л.с. Такая комбинация характеристик обеспечивала высокую удельную мощность – 21,7 л.с. на тонну. Максимальная скорость истребителя танков «Тайфун» достигала 65 км/ч.

К началу 1980-х годов, несмотря на новейший технический уровень, конструкция машины, созданной по стандартам Второй мировой войны, оказалась всё же устаревшей. Несмотря на простоту конструкции и отличную маневренность самоходки с невысокой стоимостью, военных в Швейцарии и в других странах проект не заинтересовал.

Машина всё еще уступала основным боевым танкам с башней. Башня позволяла танкам эффективнее использовать местность, стрелять с обратных сторон холмов или прятаться в складках рельефа. Проблемой также становились ударные вертолеты, которые были гораздо более эффективными в борьбе с бронетехникой противника. Из-за всех этих причин Mowag Taifun остался всего лишь экспериментальным образцом и, возможно, последним истребителем танков классической компоновки в истории.

По материалам — https://topwar.ru/167867-shvejcarskaja-reinkarnacija-hetcera.html

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account